Освещение направленным светом
При освещении объекта направленным светом мы ясно различаем на нем освещенные и теневые участки, а также светотеневые переходы, которые хорошо передают объем и фактурные особенности предмета. Когда объект освещается рассеянным светом, мы преимущественно наблюдаем тона и тональные оттенки, присущие самому объекту.
Схема освещения направленным светом приведена на рис. 4, где можно различить следующие основные элементы: а — освещенную часть предмета, его световую часть, или просто света, и б —теневую часть, тени.
Между этими частями проходит светотеневая граница в — переход от света к тени. Тень от предмета г образует-
Рис 4 Освещение направленным светом шаровой поверхности и гипса
ся на плоскости, на которой расположен предмет, или на фоне, установленном за предметом В отличие от теневой части предмета, называемой еще собсавенной тенью, тень, образуемая на фоне, называется падающей, или отброшенной, а пространство между ними — затененным пространством д.
Самое яркое место освещенной части предмета называется световым бликом е. На этом небольшом участке наблюдается зеркальное отражение света. В результате подсветки от окружающих предметов в теневой части образуется р е ф л е к с ж. Для большей наглядности рядом приведена фотография гипса, снятого при том же освещении.
Приведенная в качестве примера картина освещения получается при использовании одного источника направленного света, называемого основным светом. От направления световых лучей зависит характер светотеневого рисунка, поэтому такой направленный свет называют также рису-
ю щ и м.
При освещении одним источником направленного света тени объекта на фотографии получаются слишком темными, поэтому обычно возникает необходимость при съемке устанавливать второй источник света для подсветки теней.
Взятый обособленно направленный или рассеянный свет еще не решает задачи освещения в целом, несмотря на то, что такие случаи в практике встречаются. Освещая снимаемый объект, необходимо не только выбрать направление для основного света и подсветки, но также согласовать распределение яркостей в тенях и светах, или, как принято говорить, установить световой баланс, следя за тем, насколько получающийся характер освещения соответствует задуманному.
Когда на объекте съемки достигнуты желаемые соотношения яркостей, в зависимости от них устанавливается свет на фоне.
Таким образом, для светотеневого освещения необходимы минимум три осветительных прибора, обеспечивающие основной свет, подсветку теней и освещение фона.
Выявление светом объемной формы
Одной из основных изобразительных задач в фотографии является воспроизведение на снимке объемной формы снимаемых предметов. Передача объемности (трехмерности), создание иллюзии глубины на фотографии во многом зависит от установки света.
Возьмем для примера трехгранную пирамиду (рис. 5). Если ее осветить боковым светом (а), она будет изображена на снимке объемной за счет образующихся светотеневых участков на ее плоскостях. Но та же пирамида при переднем освещении (б) будет казаться плоской, лишенной объема из-за отсутствия светотени. То же самое можно увидеть на примере освещения гипса (рис. 6).
Поэтому в большинстве случаев съемочной практики, для того чтобы рельефно передать снимаемые объекты, при-
Рис 6 Выявление светом объемной формы гипса:
а — освещение спереди, б — освещение сбоку
меняется боковое, передне-боковое, несколько верхнее освещение направленным светом, который подчеркивает трехмерность предметов и сохраняет привычный характер све-тораспределения, свойственный естественным световым условиям в отличие от нижнего, непривычного освещения.
Большое значение для восприятия линейной и объемной формы предметов имеет освещение фона, на который эти предметы проецируются, соотношения темных и светлых участков предмета и фона.
Если при съемке фон отличается по яркости от тех участков снимаемого объекта, которые проецируются на него, то объект не будет сливаться с фоном, его контур будет ясно выражен на снимке. Можно представить себе ряд случаев, встречающихся при съемке портрета (рис. 7), когда яркости фона отличаются от яркостей основного объекта и тем самым способствуют четкой передаче контуров.
Портретируемый будет хорошо виден на снимке, когда он изображается светлым на темном фоне (а), или темным на светлом фоне —силуэтное и полусилуэтное изображение (б), или если при освещении направленным светом светлая часть будет проецироваться на темном участке фона, а теневая часть — на светлом (в).
Рис.7. Различные случаи освещения объекта съемки
и фона с целью выявления контурной формы
Объемная и линейная формы хорошо передаются в том случае, если фон .имеет промежуточную яркость, т. е. если он светлее теневых участков объекта и темнее освещенных участков (г). Возможны случаи, когда светлый объект отделяется от светлого фона темным, теневым контуром (д) или когда темный объект отделяется от темного фона светлым контуром (е), это так называемые решения светлое на светлом и темное на темном.
Теневой контур
Если сферическая поверхность освещена светом, направленным от фотоаппарата, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются притенения, составляющие так называемый теневой, темный контур.
Образование теневого контура при освещении гипса и шара показано на рис. 8. Наибольшее отражение света от поверхности полусферы наблюдается в центральной части (а), где образуется световой блик. Чем ближе расположен отдельно взятый участок поверхности к контурной линии (б), тем больше света будет отражаться этим участком в боковых направлениях и меньше в сторону источника света, тем темнее будет казаться этот участок по сравнению с центральной частью шара.
Чем ближе расположен к освещаемой поверхности источник света, тем шире будет полоса теневого контура. Более темный контур образуется при освещении направленным светом; рассеянный свет или несколько источников направленного света, взаимно подсвечивая образующиеся теневые контуры, смягчают теневые участки. Чтобы совсем убрать теневой контур или смягчить его в нужной степени, устанавливается боковой свет.
Световой контур
Мы рассмотрели случай, когда источник света находится за спиной фотографа, при этом мы наблюдали образование теневого контура.
Снимаемый объект может быть расположен также между фотоаппаратом и источником света; в этом случае образуется светлый, или световой контур, иногда его называют «световой шнур».
Световой контур образуется на предметах по контурной линии при освещении встречным, контурным (контровым), светом.
Рис. 10. Светотеневое освещение гипса с использованием контурного света
Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.
На рис. 9 схематически изображено образование светового контура при освещении шаровой поверхности и гипса. Зритель находится в точке А, откуда наблюдает на участке а — б направленно-рассеянное зеркальное отражение, воспринимаемое как световой контур. Такой прием освещения часто используется при съемке, когда темный по тону и малоосвещенный объект или часть объекта необходимо отделить по контуру от темного фона, с которым он сливается. В сочетании с основным и рассеянным светом контурный свет помимо обрисовки контура способствует рельефной передаче освещаемого участка объекта.
Светотеневое освещение гипсовой модели показано на рис. 10. Направленный свет (передне-верхний по направлению) хорошо выявляет рельеф освещенной части гипса. Блики контурного света помогают выявить объемную форму теневой части модели.