А. Матисс. Автобиографическая заметка.

а) Родился в Като-Камбрези 31 декабря 1869 г. В 1887 г.— ученик Школы юридических наук, в 1892 г. поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро2. Работа в Лувре, копии картин Пуссена, Рафаэля, Шардена, Давида де Хеема, Филиппа де Шампеня и т.д.3 Первая выставка: Национальное общество изящных искусств на Марсовом поле4. В 1894 г.— поездки на этюды в Бретань и на побережье Средиземного моря. Выставка у Дрюэ в 1904 г.5 Публика в это время настроена против «фовистов»6. Наши тенденции постепенно начинают восприниматься. Повторные выставки живописи, скульптуры и гравюр. Беспрерывная работа и по сей день, поездки в Испанию, Италию, Германию, Россию, Алжир и Англию.

б) Сперва в моей живописи преобладает темная гамма старых мастеров, которых я изучал в Лувре. Потом моя палитра светлеет. Влияния импрессионистов, неоимпрессионистов, Сезанна и Востока. Мои картины строятся на сочетаниях пятен и арабесок (этот период представлен в московском музее7, в коллекции Тессенлунд в Копенгагене и в собрании Марселя Самба в Париже). Эти произведения, в основном декоративного характера, сменяются начиная с 1914 г. работами более глубокой выразительности, построенными по планам в глубину, — более камерной живописью. Так я пишу сейчас.

в) Я работаю очень регулярно изо дня в день, с утра до вечера.

г) О моем творчестве написано несколько книг и статей. Может быть, они объяснят вам соотношения моей живописи с современностью. Среди этих книг: H. Matisse, edition de la Nouvelle Revue Francaise; H. Matisse, chez Cres, editeur, Henri Matisse par Fels aux «Chroniques de Jour».

С.И. Щукин - А. Матиссу

Москва, 31 марта 1909 г.

Дорогой мсье,
Ваше панно «Танец»1 полно такого благородства, что я решил пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице моего дома картину с обнаженными. Тогда мне понадобится второе панно, сюжетом которого была бы музыка.

Я был очень доволен, получив Ваш ответ: принимаю окончательный заказ на панно «Танец» пятнадцать тысяч и панно «Музыка»2 двенадцать тысяч, цена конфиденциальная. Очень Вам благодарен и надеюсь скоро получить эскиз второго панно. В Москве сейчас плохая погода, очень холодно и все время идут дожди. Я себя очень хорошо чувствую. Надеюсь, что Вы здоровы и что работа идет хорошо. Не забудьте о картине, парной к моим «Рыбкам». Прошу Вас передать поклон мадам Матисс. Примите уверения в моем совершеннейшем уважении

Серж Щукин

С.И. Щукин - А. Матиссу.

Москва, 22 августа 1912 г.

Дорогой мсье,
Я получил вчера Ваше письмо от 17 числа, и я согласен (мне это даже приятно), чтобы Вы выставили в Осеннем Салоне «Интерьер с панно „Танец" и настурции»1. Но прошу Вас выслать две другие картины («Марокканец» и «Золотые рыбки»)2 в Москву большой скоростью. Я все время думаю о нашей синей картине с двумя персонажами3, я воспринимаю ее как византийскую эмаль, — такой у нее богатый и глубокий цвет. Это одна из самых прекрасных картин, она осталась у меня в памяти.

В моем доме много музицируют. Каждую зиму дается около девяти концертов классической музыки (Бах, Бетховен, Моцарт). Панно «Музыка» должно до какой-то степени указывать на этот характер моего дома. Я вполне доверяю Вам и не сомневаюсь, что панно «Музыка» будет так же удачно, как «Танец».
Прошу Вас, пишите мне о своей работе.

Все мои оговорки двух предыдущих писем аннулируются моей телеграммой, посланной в прошлое воскресенье. Теперь у Вас есть мой окончательный заказ на два панно.

Прошу Вас передать мой привет мадам Матисс.
В ожидании новостей от Вас остаюсь

Преданный Вам Серж

С.И. Щукин - А. Матиссу.

Москва, 10 октября 1913 г.

Дорогой мсье Матисс,
Две недели тому назад я вернулся в Москву и за это время имел удовольствие принять у себя г-на Остхауза, основателя музея в Хагене, и нескольких директоров музеев (д-ра Петера Тессена из Берлина, д-ра X. фон Тренкмольда из Франкфурта, д-ра Хампе из Нюрнберга, д-ра Полашека из Гамбурга, д-ра Бака из Дармштадта, Макса Зауэрландта из Галле и Иенса Тисса из Христиании (ныне — Осло. — Е.Г.). Все они с величайшим вниманием рассматривали Ваши картины и в один голос называли Вас большим мастером.

Г-н Остхауз приходил дважды (на обед и на ужин), и я заметил, что Ваши картины произвели на него большое впечатление. Я говорил о Вашем синем натюрморте (синее окно), который Вы для него сделали, насколько он мне кажется прекрасным и каких больших успехов Вы добились в последних работах («Арабское кафе», «Синий натюрморт», морозовская «Фатьма»1).

Иенс Тисс, директор Музея изящных искусств Христиании (Норвегия), провел у меня два дня, главным образом изучая Ваши картины (на второй день он был с десяти утра до шести вечера). Он так ими увлекся, что надеется купить у Вас картину для своего музея. Остальные также спрашивали, где можно купить Ваши картины, и я ответил, что у Бернхейма в Париже или непосредственно у Вас. Г-н Остхауз напишет Вам лично о своих впечатлениях. «Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше всех других, и я смотрю на нее ежедневно не меньше часа.

Морозов восхищен Вашими марокканскими картинами2, и я их видел и понимаю его восторг. Все три великолепны. Теперь он думает заказать Вам три больших панно для одной из своих гостиных. Он возвращается в Париж 20 октября и поговорит с Вами об этом.

Надеюсь, что портрет мадам Матисс тоже будет значительным произведением3.

Те 10 ООО франков, которые я Вам должен уплатить за «Арабское кафе», Вы получите в декабре. Я здоров, как и все мое семейство, но очень занят.

Когда у Вас будет время, напишите мне несколько слов о своей работе и планах на зиму. Не забудьте про мою гостиную. Она становится настоящим музеем Вашего искусства. Жду Вашего ответа. Поклонитесь от меня мадам Матисс.

Всегда ваш Серж Щукин

P.S. Когда откроется Осенний Салон? Вы в нем выставляетесь?

Наши рекомендации