Автобиографическая анкета как форма психологического познания у подростков

Подростковый возраст характеризуется процессами, которые осуществляются на физическом, личностном и экзистенциальном уровнях. Доминантой развития в этом возрасте является интерес к своему внутреннему миру и сверстников. Актуальная потребность подростков в познании себя и сверстников находит свое отражение в автобиографических анкетах.

Автобиографическая анкета как форма психологического познания возникает в младшем подростковом возрасте. Наиболее популярны анкеты в среде девочек-подростков 11-13 лет. Для этой цели подростки специально оформляют тетрадь, которая в подростковой субкультуре получила название «эстафетной». Обычно анкета содержит стандартный набор вопросов, отражающих отношение подростка к различным сторонам действительности: школа, досуг, хобби. Сопоставляя ответы сверстников, характеризующих их отношение к различным аспектам действительности, подросток имеет возможность не только узнать что-то о другом человеке, но и понять себя.

Помимо вопросов, отражающих сферу интересов подростков, в структуру анкеты включаются вопросы, требующие теоретического осмысления феноменов, наиболее актуальных в этом возрасте (что такое любовь?, что такое дружба? …). Ответы на подобные вопросы представлены в анкетах в абстрактной, завуалированной форме, чаще всего, в виде силлогизмов или афоризмов. Интерес к подобным проблемам обусловлен возрастным развитием, когда подростки начинают проявлять интерес к противоположному полу.

Простота и конкретность вопросов анкеты позволяет получить оперативную информацию о другом человеке. Однако полученная информация отражает «верхние слои» личности. Неудовлетворенность в подобной информации проявляется в том, что подростки начинают модифицировать анкеты: увеличивая количество вопросов, усовершенствуя вопросник в процессе знакомства с анкетами сверстников.

Анализ автобиографических анкет свидетельствует о том, что наряду с функцией познания и самопознания они являются фактором самоутверждения в среде подростков. Данная тенденция проявляется в стремлении подростков «выделиться» среди сверстников: в красочном оформлении анкет, наличии различных секретов, которые предназначены для того, чтобы заинтересовать читателя «эстафетной тетради», сделать знакомство с ней интригующим.

Тенденция к психологическому познанию и самопознанию углубляется и в дальнейшем проявляется в субъективном отображении и постижении собственных переживаний и поведения в личных дневниках в старшем подростковом и юношеском возрастах.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Биографическое интервью является разновидностью неформального получения информации о человеке. Существует большое количество разновидностей полуструктурных интервью, которые могут быть использованы в биографических исследованиях: нарративное, лейтмотивное, фокусированное, свободное.

Нарративное интервью – представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий, удивлений, которые стимулируют или поддерживают нить разговора.

Лейтмотивное интервью осуществляется на основе опроса исследуемых по определенным темам, позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности на протяжении разных периодов его биографии. Достоинством лейтмотивного интервью является возможность углубленного изучения отдельных жизненных тем, более структурированного подхода в получении информации. К недостаткам лейтмотивного интервью следует отнести возможное блокирование информации, вследствие акцентирования внимания на определенных темах, недостаток внимания к другим аспектам или их игнорирование. Необходимо предварительно собрать информацию, позволяющую иметь общие представления о человеке, его типе жизненного пути. Целесообразно начинать разговор с наиболее приятных для человека тем (моментов жизни), например, воспоминаний детства. После установления контакта можно переходить на наиболее интересные моменты биографии и этапы жизненного пути. Следует уделить внимание уяснению предистории, процесса становления какого-то явления.

Фокусированное интервью ориентировано на получение информации об одной жизненной ситуации. Вопросы лишь углубляют или расширяют выделение этой ситуации, наполняют ее содержанием или смыслом.

Помимо указанных существуют другие разновидности интервью, которые позволяют собрать богатый биографический материал. Дж. Мэдж выделяет следующую технику интервью – «история жизни», для которой характерен определенный тип эмоциональных отношений между исследователем и информантом. В процессе интервью применяются две техники: «свободная ассоциация» и «активная стратегия» написания «истории жизни». В первом случае информация приобретается в свободном порядке, во втором – на определении какой-то темы.

Д.Циммерман и Д. Уайдер использовали метод дневникового интервью, который они использовали при изучении контркультуры как стиля жизни. Респондентам предлагается вести дневник – описывая хронологию событий своей жизни, используя для этого схему: «Кто? Что? Где? Когда? Как?»

Каждый дневник прочитывается по крайней мере двумя исследователями, затем задаются вопросы информатору для выяснения неясных мест записей дневника. Можно отметить, что данный метод по своей сути является сочетанием автобиографий (письменной и устной) с элементами биографического интервью. Данный метод позволяет учитывать все достоинства указанных методов и является хорошим средством для получения новой информации(15).

С.А. Белановский отмечает, что метод сбора написания автобиографии и биографического интервью очень близки и взаимодействуют, но не тождественны. Различие этих методов проявляется в том, что сбор автобиографий осуществляется обычно стихийно. Во вторых – метод письменной автобиографии является приемлемым и адекватным лишь определенному кругу людей, склонных к писательству и находящихся в определенном психическом состоянии. В- третьих автобиография обладает большей внутренней и смысловой интеграцией, чем другие методы высказываний и описаний.

Организация и проведение биографического интервью требует больших финансовых затрат. Кроме того, биографическое интервью проводится в несколько приемов и поэтому требует больших временных затрат.

Следует также отметить, что в процессе интервьюирования возможно искажение информации, так как исследователь может производить впечатление на респондента (10).

ПИСЬМА

Письма являются важнейшим документом, свидетельствующим о жизни индивида. Как личный документ письма отмечают следующие характерные черты:

1) относительная краткость;

2) ограниченность и фрагментарность затрагиваемых тем;

3) разнообразие жанров и стилей.

Анализ письменных источников получил развитие в социологии и психологии. С.А. Белановский выделяет письма частные, которые адресованы родным, близким, а также публичные, направленные в различные организации, административные инстанции, официальным лицам. Для проведения исследования необходимо собрать однородный массив писем на основе постоянного или интеллектуального потока. Постоянные тематические потоки писем возникают в обществе, если существует определенный социальный континент, мотивированный их писать и адресат, которому могут быть направлены письма. Импульсные потоки возникают как реакция на какое-то общественное событие или случай. В процессе анализа писем возможны искажения, поэтому целесообразно анализ писем сочетать с другими качественными методами, тем самым достигая более общего представления об испытуемом объекте (10).

В психологии письма как важнейший документ были предметом исследования Г. Оллпорта. Он исследовал в 40-е годы 301 письмо Дженни Мастерсон. На основе метода анализа «личностной структуры» ему удалось определить главные черты Дженни.

В изучении писем Г. Оллпорт больше ориентировался на здравый смысл. На основе прочтения писем он попытался выделить наиболее характерные черты личности. Хотя ему не удалось выделить кардинальной черты личности, объединяющей другие личностные черты, он отмечает согласованность и предсказуемость поведения Дженни на основе проведенного анализа.

Процедуру анализа писем также предлагал А. Болдуин, предпринявший исследования переписки женщины, охватывающей 11 лет ее жизни. Он выделяет следующие этапы работы с письмами;

1) письма классифицировались по периодам жизни, а их тексты были разбиты на отдельные эпизоды;

2) были выделены категории содержания текста «темы», которые обсуждались в письмах;

3) подсчитывалось количество (частота) упоминания «темы» в письмах;

4) подсчитывалось общее количество совместного упоминания «тем» внутри каждого эпизода;

5) значимость связей между «темами», содержание проверялось по критерию X2.

А. Болдуин, на основе проведенной работы, выдвинул два допущения:

1) частота упоминания какой-либо темы является мерой значимости этого предмета в сознании данной личности;

2) любые две темы, которые обсуждаются в одном и том же эпизоде письма, считаются связанными между собой в сознании личности.

CASE STUDY

Исторически происхождение понятия «case study» связано с практикой социальной работы, так как первоначально эмпирические исследования в равной степени ассоциировались как с социальной работой, так и с социологией. Метод исследования случая также широко используется в социальной антропологии и социальной психологии. В научной литературе метод «case study» называется также монографический метод, который состоит в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и с разных сторон анализируют на одном социальном объекте (случае), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.

Этот метод впервые был использован в работе социологов Чикагской школы в 20-30годы XX века. Объектом данного метода становятся группы, труднодоступные для изучения: преступные группы, бомжи, нищие. Он противопоставлялся статистическому методу и предполагал исследование следующих компонентов: данные жизнеописаний, собранные различными способами, личные документы, данные неструктурированных интервью любого вида, подробное изучение одного или малого числа случаев.

Сущность метода «case study» заключается в необходимости детального изучения различных аспектов эмпирического объекта (случая) в совокупности его взаимосвязей. Проведение «case study» предполагало изучение личностных восприятий людей и социального окружения, в котором существовал данный случай. Особое значение придавалось персональной версии событий, данных респондентом. Анализ не предполагал никаких статистических процедур.

Метод анализа случая определяется как специфическая стратегия эмпирического исследования, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере эмпирического объекта, рассматриваемого как цельная социальная единица, в его реально существующем контексте. Основными принципами использования метода «case study» являются: гибкость исследовательского подхода, выделение случая как цельной единицы, детальное, глубокое и многостороннее рассмотрение изучаемой реальности, коллективный характер исследования как способ обеспечения валидности исследования.

Одной из основных задач метода исследования случая является обнаружение и детальное описание структурных образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения того или иного механизма, а наиболее веским аргументом, подтверждающим его наличие, является детальное, подробное его описание.(39.с10).

При проектировании «case study» можно выделить следующие основные этапы: а) формулировка исходных вопросов как основания выбора дальнейших компонентов программы – объекта исследования, методов сбора и анализа данных; б) формулировка исходных гипотез. Исходные гипотезы выполняют задачу определения (ограничения) предмета исследования, обращая внимание на те конкретные вещи, которые подлежат изучению в ходе исследования; в) определение единицы анализа или объекта исследования; г) планирование процедур исследования.

В.В.Семенова отмечает следующую схему исследования случая: определение проблемы, контекста ситуации, вопросов, подлежащих изучению, формулировка выводов(75).

Исследование случая не исключает, а напротив, предполагает использование также других источников: включенное наблюдение, интервью, фотографии, видеодокументы и т.д.

ВОСПОМИНАНИЯ

В литературоведении воспоминания или записки принадлежат к разделу мемуарная литература ( от франц. Memoires – воспоминания). Эта литературная форма, в которой автор повествует о реальных событиях, участником или очевидцем которых он был. В воспоминаниях автор получает возможность ретроспективного анализа фактов, охвата больших временных отрезков, характеристики событий и явлений под определенным углом зрения. Воспоминания являются ценным материалом не только для описания и объяснения событий, но и воспроизведения исторического фона этих событий, воссоздания «духа» эпохи. Поэтому воспоминания (мемуары) являются ценным литературным и историческим памятником. Отличие литературной формы воспоминаний от исторической заключается в том, что в ней в живой и непосредственной форме выражена личность его автора (43,44).

Воспоминания являются проявлением феномена автобиографической памяти, который признается как самостоятельный предмет исследований. Автобиографическая память понимается как особый вид воспоминаний – интенсивных, сопровождающих эмоциями, локализованных в пространстве и времени, включающих субъективную позицию индивида. Автобиографические воспоминания организованы (вплетены) в концепт «судьбы» и обеспечивают интеграцию (структурирование) жизненного пути индивида (57).

Р.Коу отмечает момент появления первых воспоминаний, которые приходятся на трехлетний возраст. Данный факт соответствует точке зрения психологов о связи между развитием памяти ( в частности долговременной памяти) и наступлением периода, когда ребенок начинает говорить достаточно свободно. В то же время есть случаи отнесения первых воспоминаний к более раннему и к гораздо более позднему возрасту.

Р.Коу проводит условную классификацию первых воспоминаний на материале автобиографий литераторов и автобиографических романов. Во-первых, это – запечатленная статичная, но очень яркая картинка (зрительный образ), «сфотографированная» и сохраненная памятью, отбросившей все, происходившее до или после данного момента. Часто подобное же связано не со зрением, а с другими чувствами, пробужденными запахом, вкусом, прикосновением, услышанной речью или музыкой. Во-вторых, есть группа первых воспоминаний, более обобщенных и менее связанных со сферой способов восприятия, - тяжелая болезнь, пожар, смерть близких.(60).

Ранние воспоминания стали предметом исследования А.Адлера. Он использовал их как ключ к пониманию базового жизненного стиля. Интерес к ранним воспоминаниям обусловлен рядом причин: во-первых – это фундаментальная оценка себя и своего положения, а во-вторых, это начало автобиографии, которую он для себя создает.

В индивидуальной психологии процесс получения ранних воспоминаний очень важен. Существуют различные методы получения ранних воспоминаний.

Большую значимость автобиографические воспоминания приобретают в преклонном возрасте. На основе существующих геронтологических исследований можно выделить несколько функций воспоминаний в пожилом возрасте.

1) Личные воспоминания приобретают особую значимость как способ подведения итогов, как стремление к итоговому «обзору жизни».

2) Воспоминания в какой-то мере компенсируют утрату пожилыми прежнего богатства социальных ролей.

3) Функцией воспоминаний в старости является стремление поддержать достаточно высокий уровень самооценки; события прошлого становятся основанием для психологического благополучия в настоящем.

Наши рекомендации