Общие критерии оценки знаний учащихся
Оценка | Общие критерии оценки |
1 (слабо) | ставится за полное отсутствие учебных, домашних работ |
(неудовлетворительно) | ставится за частичный набор учебных или домашних работ, отсутствие учебных или домашних работ |
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых | |
умения, навыки на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале | |
несоблюдение правил подачи (оформление) работ | |
(удовлетворительно) | ставится за неполный набор учебных или домашних работ |
наличие нескольких негрубых ошибок | |
умения, навыки на уровне минимальных требований программы | |
несоблюдение правил подачи (оформление) работ | |
4 (хорошо) | ставится за полный набор учебных и домашних работ |
наличие нескольких негрубых ошибок | |
умения, навыки на достаточном уровне требований программы | |
соблюдены правила подачи (оформление) работ | |
5 (отлично) | ставится за полный набор учебных и домашних работ |
отсутствие ошибок | |
умения, навыки на уровне максимальных требований программы | |
соблюдены правила подачи (оформление) работ |
Контрольные требования к уровню освоения
Учебного предмета на разных этапах обучения
В результате изучения учебного предмета обучающийся должен:
· знать/понимать:
– терминологию изобразительного искусства;
–основные элементы композиции: принцип трехкомпонентности, силуэт, ритм, пластический контраст, соразмерность, центричность-децентричность, статика-динамика, симметрия-асимметрия;
· уметь:
–работать с различными материалами;
– организовать плоскость листа, композиционное решение изображения;
– решать композицию цветом;
– образно мыслить.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методы организации и реализации образовательного процесса:
а) методы, направленные на теоретическую подготовку:
· урок;
· беседа;
· практические занятия;
· методический просмотр;
· самостоятельная работа учащихся;
· консультация.
б) методы, направленные на практическую подготовку:
· мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов.
Рекомендации по использованию методов организации и реализации
образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся
Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Рекомендуется использовать различные типы уроков: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.
Беседа – метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:
Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Методический просмотр – предполагает показ учебных и самостоятельных работ учащихся за определенный период (поурочный, по теме, окончании четверти). Просмотры проводятся в присутствии учащихся, с последующим обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.
Самостоятельная работа учащихся представляет собой обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (выражаемую в часах), выполняемую учащимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться учащимся в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами, ресурсы сети Интернет.
Консультация проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации проводятся по подготовке учебных материалов к зачетам, контрольным урокам.
Содержание и виды самостоятельной работы
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Развитие наблюдательности достигается систематическими упражнениями в виде набросков, эскизных зарисовок, по памяти, по воображению, выполнению упражнений. Именно они часто служат отправным материалом для создания дизайнерских композиций. Поэтому выполнение самостоятельных заданий должно стать обязательным в процессе обучения. В качестве дополнительного стимула необходимо проводить конкурсы на лучшие самостоятельные работы. Лучшие самостоятельные работы лучше хранить в отдельных папках, которые время от времени можно было бы просматривать и использовать в работах. Домашнее рисование помогает осуществлять еще и межпредметные связи с другими дисциплинами (рисунком, живописью, композицией, скульптурой).
VI. Список литературы и средств обучения:
1. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современных искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. – М: Искусство, 2005.
2. Большаков М. В. Книжный шрифт / М. В. Большаков. – М.: Советский художник, 1964.
3. Бутневич А.В. История орнамента / А.В. Бутневич. – М: Искусство, 2005.
4. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов. – М.: Наука, 1997.
5. Горзон Ю. Книга про буквы / Ю. Горзон.: М. Искусство, 2006.
6. Декоративные художественные шрифты / под ред. Л. Кулеевой. – М.: Советский художник, 1987.
7. История книги в Древней Руси / под ред. М.В. Алпатова. – М.: Искусство, 1980.
8. История русского орнамента 10-15 век / под ред. А.В. Бутневич. – М.: Книга, 1997.
9. Кузнецова Э. Искусство силуэта / Э. Кузнецова. – Л.: Художник РСФСР, 1970.
10. Маклакова Т.Г. Функция-конструкция-композиция / Т.Г. Маклакова. – М.: Союз дизайнеров, 2002 г.
11. Минервин Г.Б. Основные задания и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. – М.: Высшая школа, 2004 г.
12. Михайлов С.И. История дизайна /С.И. Михайлов. – М.: Союз дизайнеров, 2002 г.
13. Науменко И.В. Рисунок в системе дизайнобразования / И.В. Науменко. – Барнаул. 2007 г.
14. Орнамент всех времен и стилей / под ред. М. Волошина. – М.: Искусство, 2004 г.
15. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех / Л.И. Проненко. – М.: Книга, 1990.
16. Раменский В. А. Основы шрифтовой графики / В.А. Раменский. – Барнаул, 2000 г.
17. Тосунова М.И., Гаврилова М.М., Полищук И.В. Архитектурное проектирование / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полищук. – М.: Высшая школа, 1988.
18. Штикерман Э. О шрифте / Э. Штикерман. – М.: Книга, 2005г.
Средства обучения
- материальные:учебная мастерская, оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, учебная доска;
- демонстрационные:муляжи, чучела птиц и животных, гербарии;
- электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные:видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.