Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Структура программы строится исходя из поставленных задач и состоит из следующих этапов изучения курса основ дизайна:
- ознакомительный или познавательный;
- пропедевтический (освоение изобразительной грамоты);
- практический, развивающий (применение на практике знаний, правил и законов декоративной композиции и основ дизайна).
В процессе занятий дизайном важно научить учащихся мыслить, познакомить их с проблемами практики, привить им относительность суждений, воспитать в них способность отстаивать свое мнение и уважать чужое. В процессе проведения практических заданий необходимо развить образно-ассоциативное мышление и выявить индивидуальные способности к конструктивному решению поставленных проблем, научить самостоятельно ставить композиционные задачи и искать пути их экспериментального решения.
В основу программы положены:
· тематический принцип планирования учебного материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, что отвечает задачам нравственного, эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
· яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
· система учебно-творческих заданий как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
· система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков «Основы дизайна», их связь с жизнью.
Предлагаемая в данной программе система занятий основывается на единстве задач обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной деятельности, заинтересованного восприятия, художественного наблюдения и оценки действительности, посильного самодеятельного отражения жизненных впечатлений в этюдах.
Методы обучения, применяемые в процессе освоения учебного предмета «Основы дизайна»:
· объяснительно-иллюстративные: отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, аучащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее;
· репродуктивные способствуют усвоению знаний, умений и навыков через систему упражнений. При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение умений и навыков по образцу;
· методы проблемного обучения:
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
- частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
- репродуктивные, проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования интереса к учению (учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).