Приготовление лака для живописи.
Состав (в весовых частях):
Мастике или даммара 30
Масло льняное или ореховое
(полимеризованное) 15
Бальзамный скипидар………………..54
Касторовое масло 1
В эмалированную кастрюлю вливают масло и вносят необходимое количество смолы.
Ставят на электроплитку и нагревают до полного растворения смолы в масле.
Во время плавки смесь необходимо помешивать, сняв кастрюлю с огня, в содержимое добавляют касторовое масло и скипидар.
В готовый лак можно добавить 2—3 см3 кобальтовогосиккатива.
При отсутствии смол можно брать мастичный или даммарный покровные лаки.
Состав (в весовых частях):
Лак покровный 100
Масло льняное 15
Касторовое масло 1
Все эти составные части слить в бутыль и тщательно перемешать до получения однородной прозрачной массы.
Приготовление лака для матовой живописи. Рецепты (в весовых частях):
1. Смола элеми 40
Ореховое или льняное масло…………10
Воск пчелиный 30
Скипидар 80
2. Воск пчелиный 40
Мастикс или даммара………………..10
Растительное масло 10
Скипидар 60
Смесь смолы, воска и масла нагревают в кастрюле на плитке до образования жидкого однородного плава.
После этого содержимое снимают с огня и добавляют в него скипидар.
Для приготовления покровного мастичного, даммарного или пихтового лака используются следующие вещества:
Состав (в весовых частях):
Смола 30
Скипидар 70
Касторовое масло 1
В широкогорлую стеклянную банку вливают скипидар и добавляют смолу.
Смесь время от времени перемешивают деревянной палочкой до тех пор, пока смола полностью не растворится в скипидаре.
После этого в раствор вносят касторовое масло, перемешивают и дают лаку отстояться; на дно оседают все механические примеси. Чистый прозрачный лак сверху сливают в стеклянные флаконы, которые необходимо держать закрытыми корковой пробкой.
Приготовление раствора казеина
К 8 см3 нашатырного спирта (уд. вес 0,91) прибавляют 100 см3 теплой воды, отвешивают 6 г молотого сухого казеина, высыпают в стеклянный стакан или эмалированный сосуд и заливают его раствором нашатырного спирта.
Полученную смесь размешивают деревянной или стеклянной палочкой и оставляют стоять в течение 2—3 часов при температуре 30—40°С, за это время 2—3 раза производят помешивание.
Хороший казеин должен полностью раствориться, без всякого осадка.
Капля казеина, при нанесении тонким слоем на стекло, должна быть прозрачной и просвечивающей без каких бы то ни было осадков.
В случае применения вместо нашатырного спирта буры, поступают следующим образом: 3 г водной буры растворяют в 97 см3 теплой воды, приливая воду в буру не всю сразу, а отдельными порциями при помешивании раствора палочкой, и заливают им 6—7 г казеина. Остальные процессы приготовления раствора те же, что и для вышеизложенного.
Приготовление раствора рыбьего клея.
Отвешивают 7 г рыбьего клея, разрывают его предварительно руками на мелкие кусочки, кладут в эмалированный сосуд, куда вливают холодную воду до полного погружения в ней кусочков рыбьего клея и ставят для набухания на 1—2 суток.
После этого воду сливают, а набухшие кусочки рыбьего клея тщательно разминают в руках. К размятому клею приливают 90 см3 воды и нагревают до температуры 50—60° С, помешивая его до получения однородного раствора рыбьего клея.
Хорошо набухший и размятый клей быстро расходится в горячей воде.
Раствор рыбьего клея следует пропустить через тонкую ткань, чтобы удалить из него небольшое количество не растворяющихся в воде частиц клея.
Приготовление эмульсии для грунта.
К 20 частям разбухшего и размятого рыбьего клея, казеина или желатина вливают 40 см3 воды и нагревают до температуры 60—70°. До кипячения доводить не следует, так как клей хорошо распускается в горячей воде.
После непродолжительного нагревания клей становится жидким и полностью расходится в воде.
Клеянку снимают с плитки и раствор клея немного охлаждают. В теплый клей вносят цельное яйцо (1 шт.) и тщательно перемешивают деревянной палочкой, а затем тонкой струёй постепенно вливают 15 частей оксидированного масла или натуральной олифы и 2 части касторового масла при помешивании в течение 10—15 минут до полного заэмульгирования масел.
В отдельном сосуде смешивают 70—100 частей цинковых белил или смеси цинковых белил с мелом (в соотношении 1:1) с 300 частями воды.
Смесь постепенно вливают в приготовленную эмульсию при помешивании.
На хорошо проклеенный холст можно наносить грунтовочную массу 2—3 раза в теплом виде, щеткой.
Приготовление и нанесение проклеек на холст.
Вначале приготовляют 0,5 литра 5—7% раствора клея (казеинового, рыбьего, желатина или столярного), как это указано в предыдущем рецепте, отдельно берется одно яйцо, взбалтывается, затем к нему добавляется 1 часть касторового масла при помешивании. При отсутствии касторовою масла можно применять глицерин или мед в тех же количествах, причем в случае применения глицерина или меда их вносят в клеевой раствор, так как они хорошо растворяются в воде.
Раствор клея и яйцо с касторовым маслом смешивают вместе до получения однородной массы.
В жидком состоянии или теплым наносить проклейку на редкий холст не следует, так как скважины холста жидким клеем невозможно закрыть, и клей будет проникать на изнанку
Поэтому массу для проклейки надо поставить в холодное место, чтобы она перешла в состояние студня в виде густой, тягучей, но не твердой массы.
В таком состоянии клей наносится на холст ножом или щеткой.
Первую проклейку следует наносить легкими движениями,. сначала в одном направлении, например, горизонтальном, затем в другом — вертикальном, следя за тем, чтобы клей не проходил на изнанку холста.
Вторую проклейку тем же составом наносят после просыхания первой проклейки (через 6—8 часов).
Проклейки не следует наносить густым слоем, чтобы не забивать холст и сохранить его фактуру.
При проклейке плотного холста можно наносить клей в жидком виде и даже теплым, втирая его жесткой щеткой в поры холста.
Приготовление клея из творога.
100 г творога смешивают с 200 см2 горячей воды, перемешивают и 2—3 раза меняют воду, после этого выжимают творог руками, кладут его в эмалированную кастрюлю и вливают туда же 0,5 литра 3% раствора буры или 1,5% раствора нашатырного спирта (приблизительно 15 частей буры или 35— 40 см3 нашатырного спирта, уд. вес 0,91).
Содержимое слегка нагревают до температуры 40—50° С, перемешивают и оставляют стоять 3—4 часа, после чего вновь перемешивают до полного растворения творога.
Полученный таким образом клей можно применить для проклейки и грунтовки с соответствующими добавками, предусмотренными в предыдущих рецептах. Приготовление фиксатива. Рецепты (в весовых частях):
1. Шеллак 10
Канифоль 2
Спирт (ректификат) 200
Шеллак и канифоль растворяют в спирте при нагревании на водяной бане, при охлаждении раствор фильтруют через бумажный фильтр и наносят на рисунок при помощи пульверизатора.
Состав (в весовых частях):
2. Целлулоид 6
Амилацетат 50
Ацетон 50
Для растворения целлулоида разрезают его на маленькие кусочки, смачивают спиртом или амилацетатом и оставляют лежать в течение 3—4 часов, после чего в бутыль вливают растворитель и взбалтывают до полного растворения.
Фиксатив может быть получен из старых кинематографических лент и фотографических пленок. Для этого они очищаются от негативного слоя горячим раствором соды и промывкой в теплой воде. Хорошо просушенные кусочки целлулоида растворяют в смеси растворителей ацетона с амилацетатом.
Для придания эластичности лаку можно ввести касторовое масло 1 часть или камфары 1—2 части.
Состав (в весовых частях):
3. Каучук 10
Канифоль 5
Скипидар 150
Бензол 50
Каучук растворяют в смеси скипидара и бензола. Состав (в весовых частях):
4. Канифоль 10
Спирт 90
При перемешивании или взбалтывании канифоль хорошо растворяется в спирте (можно брать денатурированный спирт). Состав (в весовых частях):
5. Казеин в порошке 5
Бура 2
или нашатырный
спирт 5
или углеаммонийная
соль 5
Вода 90
Буру или углеаммонийную соль растворяют в теплой воде, прибавляют казеин, содержимое взбалтывают и оставляют стоять на 2—3 часа, производя 2—3 помешивания или взбалтывания, пока казеин не разойдется в этих растворах.
Состав (в весовых частях):
Желатин 5
Вода 95
Технический желатин хорошо распускается в горячей воде без предварительного замачивания и набухания.
Фиксирование рисунков.
Фиксатив наносится на рисунок пульверизатором. Чтобы бумага не коробилась от фиксатива, ее надо наколоть кнопками или наклеить на доски.
Рисунок ставится в горизонтальное положение и смачивается фиксативом.
Смачивание надо проводить очень осторожно, чтобы избежать образования капель на рисунке. Капли легко удаляются пропускной бумагой.
После смачивания надо рисунок высушить, и если он недостаточно хорошо закрепился, то повторять смачивание, пока не будет достигнуто достаточно хорошей фиксации рисунка.
Избыток фиксатива придает блеск рисунку, что является недостатком для этого рода письма.