Методическое обеспечение программы.
Занимаясь по программе «Музыкальный театр», дети знакомятся с литературой и драматургией, музыкой, хореографией, правилами этикета, обрядами и традициями, что способствует их интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию.
Занятия ведутся по традиционной методике преподавания, в основе которой лежит система К.С. Станиславского. Эта методика, расширенная и обогащенная ведущими отечественными театральными педагогами (Ершовой А.П., Букатовым В.М и т.д.) в настоящее время широко используется в детском театральном образовании.
Организация учебного процесса по программе «Музыкальный театр» имеет свои особенности. Поскольку эта программа комплексная, в учебном плане предусматриваются следующие предметы: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение (хореография) и вокал. При этом вокал посещают по желанию только те дети, у которых есть голосовые данные и музыкальный слух.
По программе работают три педагога: педагог по актерскому мастерству и сценической речи (он же является постановщиком спектаклей), педагог по сценическому движению и хореографии (хореограф) и педагог по вокалу и ансамблю.
Группы комплектуются с учетом степени подготовленности воспитанников по основам театрального искусства (пластика, образное воплощение замысла, художественное слово и т.д.).
Репертуар музыкального театра должен быть интересным, понятным, доступным, высокохудожественным, отвечающим интересам и потребностям детей. Кроме того, репертуар должен соответствовать педагогическим задачам на каждом этапе обучения и перспективам развития коллектива в целом.
Занятия детей театральным искусством - это большой постоянный труд, в процессе которого они овладевают новыми знаниями и умениями. Задача педагога не только обучать каким-то определенным театральным навыкам, но и воспитывать целеустремленность, трудолюбие, волевые качества.
Театр - искусство коллективное. Творцом театрального спектакля является не отдельно взятый воспитанник, а весь коллектив, творческий ансамбль. Поэтому в процессе коллективной работы над спектаклем, где у каждого участника своя творческая задача, появляется возможность раскрыть творческую индивидуальность ребенка и приобщить его к общему делу. Работая по программе «Музыкальный театр», педагог должен создать условия для объединения детей, формирования у них организаторских навыков и самостоятельного мышления, воспитывать желание трудиться и умение устанавливать отношения в коллективе.
Большое место в программе отводится постановочной и репетиционной работе. Выпуск спектакля - итог работы коллектива. Премьера - ответственное и одновременно праздничное событие для воспитанников, которые познают радость творчества и творческих побед вне зависимости от того, станут ли они профессиональными актерами или нет.
Основная форма контроля в ходе реализации программы - выступление воспитанников в спектаклях на театральных конкурсах и фестивалях, в досугово - развивающих программах учреждения и на городских площадях.
ЛИТЕРАТУРА
Курс «Основы актерского мастерства»
1.Акимов Н. О театре. - М.: П., 1962.
2.Алянский Ю. Азбука театра. Л.: Детская литература, 1990.
3.Артемова Л. Театральные игры школьникам. М.: Просвещение, 1991.
4. Буров А. Об искусстве перевоплощения. - М., 1989.
5. Волчек Г.Актер и современный театр. - М., 1989.
6. Гиппиус С.Гимнастика чувств. - М.: Л., 1967.
5. Кнебель М.О действенном анализе /Театр. пьесы и роли. - М., 1962.
6. Кристи К.Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1970.
9. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. - М., 1981.
10.Межибовская Р. Играем мюзикл. М.: Советская Россия, 1988 .
11.Новицкая Т. Тренинг и муштра. М., 1986.
12. Немирович – Данченко Вл. О работе над спектаклем. – М., 1973
13. Немирович-Данченко Вл. О творчестве актера. Хрестоматия. - М., 1973.
14.Немировский Л. Пластическая выразительность актера. – М. 1986.
15.Падалко А. Упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., 1990.
16. Петрусинский В. Игры: обучение, тренинг, досуг. - М., 1995.
17.Станиславский К.С. Работа актера над собой (ч.2) т.З., М.: Искусство, 1955.
18. Царей М. Что такое театр? – М., 1960.
19.Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников. – М., 2003.
20. Шихматов Л. Сценические этюды. - М., 1966.
Курс «Сценическая речь»
1.Аванесов Р.И.Русское литературное произношение. - М.: Просвещение, 1982.
2.Аксенов В.Искусство художественного слова. – М.: АПК, 1987.
3.Вербовая Н.П., Головина О.М.Искусство речи. 2-е издание. - М.: Искусство, 1977.
4.Галендеев В.Н. Работа режиссера над речью в спектакле. – Л.:(Б.И.)
5.Егоров Е.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М., 1962.
6.Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Просвещение, 1984.
7. Катышева Д.Н.Литературный монтаж. Искусство звучащего слова. - М., 1983.
8. Леокарди Е.Н.Дикция и орфоэпия. - М., Просвещение, 1987.
9. Литература. Справочные материалы. - М., Просвещение, 1988.
10. Моисеев М.Дыхание и голос драматического актера. -М., Искусство, 1990.
11. Немирович-Данченко Вл. О творчестве актера. Хрестоматия. -М., Искусство, 1973.
12. Ожегов С.Н.Словарь русского языка.
13. Савкова З.Как сделать голос сценическим. - М., ВТО, 1970.
14. Станиславский К.С.Собрание сочинений в 8 томах. - М., Искусство, 1985.
15. Юрский С.Кто держит паузу. - М., Искусство, 1977.
16. Яхонтов В.Н. Театр одного актера. - М., Искусство, 1978.
Курс «Вокал»
1.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. – М.,1953
2.Дмитриев Л. Основы вокальной методики.- М.,1968
3.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт.-сост. Л.Орлова. – М., 2006
4.Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.,1962
5.Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренинг.- Спб., 2006.
6.Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.,1977
7.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.,1985
8.Менабени А.Г.Методика обучения сольному пению. М.,Просвещение,1987.
9.Нисбетт А. Применение микрофонов в эстрадном исполнительстве. – М., 1981
10.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе. – К.,1989
11. Ресурсы сети - Интернет.
12. Риггс С.Как стать звездой. Техника пения в речевой позиции.- М.,2004
13. Российский образовательный портал. school.edu.ru
14. ШахаловЛ. История музыкального эстрадного исполнительства. – М., 1993
Курс «Хореография»
1.Андреева М.П. первые шаги в музыке. – М.,1994.
2.Базарова Н.П. Классический танец. - Л., Искусство, 1984.
3. Ваганова А.Основы классического танца. - Л., Искусство, 1980.
4. Василькова Е.И. Русский народный танец. М, 1982.
5.Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., 1984.
6.Захаров Р.В. Беседы о танце. - М., 1973.
7. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. - М., 1974.
8. Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителем. - М., 1977.
9. Иноземцева Г. Народные танцы. - М., 1981.
10. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., Искусство, 1972.
11.Климов А.В. основы русского народного танца. – М., 1994.
12. Смирнов И. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. - М., 1979.
13.Стриганов В.М. Современный танец. М, 1990.
14.Эльяш Н. Образы танца. – М.. 1980.