Класс (4 четверть, 2 урок). Тема четверти: «Построение (формы) музыки». Тема урока: «Двухчастная музыкальная форма». Художественно-педагогическая идея: «Искусство начинается с любви».
Вход в класс под песню С.Никитина «Это очень интересно». Песня детям знакома. Музыка звучит в медленном темпе.
-Что случилось? Почему вы удивлены?
-Изменилась ли мелодия, ритм?
-Остались ли на месте интонации?
-Почему музыка стала неинтересной?
-Что разрушилось?
-Какая главная мысль песни? О ком она?
-Почемучка в этой песне ребенок или взрослый человек?
-Когда человеку интересно, что он испытывает?
-Как в музыке можно выразить нетерпение? (подвижный темп).
Когда вы читаете стихи на чтении, вы стараетесь говорить выразительно: громче, тише, быстрее, медленнее. Когда рисуете - используете разные краски, линии, ритм. Все это средства выразительности. В музыке они свои.
-Вспомните, что изменилось в этой песне, когда я пела вам куплет про муравья? Давайте споем (проходит работа над характером песни, куплет про муравья поется очень тихо – муравей маленький).
-Почему вам хочется петь эту песню?
Композитор написал ее с любовью и к вам, и к почемучкам, и к миру, в котором мы живем. Мы использовали разные средства музыкальной выразительности и главная мысль песни, ее идея росла как огонек, она превратилась в добрый душевный огонь.
-Что произошло? (развитие).
Но, несмотря на то, что мы пели куплеты по-разному, мелодия в каждом из них была прежней и идея песни подтверждалась нашим общим настроением. Оно было одно, потому, что главная мысль была одна.
-Какая главная мысль этой песни? (это очень интересно).
Значит, эта песня состоит из одной части.
-А сколько настроений в песне «Шире круг»?
-Почему? Какие две мысли здесь? (припев – веселье вместе, запев – напевный, спокойный – про дружбу всего на свете). Здесь не очень контрастные идеи, поэтому и музыка не очень контрастная, но повторяются все время две мелодии.
-А какая важнее? Выходит, что композитор заключает музыку в какие-то рамки. Строит произведение по правилам.
-Можно ли строить дом без правил? Почти все, что нас окружает, имеет какую-то форму.
-Где мы встречаем слово «форма»?
-А как вы думаете, форма зависит от содержания, или содержание от формы?
-Если я налью воду в кувшин, вода приобретет форму кувшина?
-Значит, содержание зависит от формы?
Но люди издавна лепили кувшины для воды с узким горлом, а для масла с широким, так как вода быстро испаряется, а масло удобнее черпать, чем наливать из огромного кувшина.
-Значит, форма зависит от содержания?
-Когда строят здание школы, форма её зависит от содержания?
-А если вместо школы решат делать склад? Будет меняться форма?
Если мы нальем в бутылку воды и поставим ее на мороз, то вода, превратившись в лед, разорвет бутылку, то есть содержание, изменившись, ломает форму.
-Когда композитор решает написать музыку, как вы думаете, он сначала выбирает форму или ищет главную мысль своей музыки?
Однажды Эдвард Григ написал по просьбе Хенрика Ибсена музыку к драме «Пер Гюнт». Больше всего привлек Грига образ Сольвейг, девушки из норвежской деревни. Она полюбила юношу по имени Пер Гюнт. Обстоятельства, о которых я расскажу позднее, вынудили Пера уйти от Сольвейг. Уходя, он сказал ей: «Жди меня» и Сольвейг ответила: «Я жду». Сорок лет прождала Сольвейг Пера. За эти годы она выплакала все слезы и ослепла, но все ждала и ждала Пера.
-Как вы думаете, какую музыкальную форму композитор выбрал для написания песни Сольвейг? Сколько частей необходимо композитору, чтобы показать душевное состояние Сольвейг?
-Почему Сольвейг смогла так долго ждать? Что ей помогло?
Значит необходимо в музыке отразить две главные мысли: тоску и надежду.
-Какая будет музыка тоски - понятно, а музыка надежды?Давайте послушаем, какэто сделал композитор.
-Что вы почувствовали, прослушав это произведение?
-Хотели бы вы, чтобы вас так же кто-то ждал?
-Понятно ли вам, зачем на доске написаны слова «Искусство начинается с любви»?
Выход из классалучше оставить без музыки или выйти под тихое звучание «Песни Сольвейг».
Можно этот этап урока провести, идя от музыкального произведения. В этом случае вопросы могут быть поставлены иначе. После рассказа о Сольвейг предложить детям послушать музыку и затем выяснить:
-Сколько настроений было в музыкальном произведении.
-Зачем композитор в произведении о потерянной любви включает танцевальный эпизод?
-Мог ли композитор обойтись одной частью, одним настроением?
-Как, по-вашему, Григ относился к своей героине?
-Почему на нашем уроке во главе всего стояла идея «Искусство начинается с любви?»
Класс (1 четверть, обобщающий урок). Тема четверти: «Музыка моего народа». Тема урока: «Русская народная музыка». Художественно-педагогическая идея: «Хочешь понять народ - пойми его песню». Народная мудрость.
Вход в класс под песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (входим с пением, выражая движением свое настроение).
-Какие эмоции, чувства вызывает у вас эта песня? Почему?
-Что может открыть эта песня человеку другой национальности?
-Как рождается песня?
-Почему все песни разные?
-Что необходимо для рождения песни?
-Что общего во всех русских песнях?
-Связаны ли народные русские промыслы с песней, с музыкой? (Показываются различные виды русских народных промыслов).
-О чем рассказывают эти промыслы?
-Многообразие песен и промыслов говорит о широкой душе, послушайте две песни, в чем их сходство и различие? (звучат «Тонкая рябина» и « Как под наши ворота»).
-Можно ли их петь без сопровождения?
-Вызывают ли они желание двигаться под музыку? (исполняем с детьми эти песни, «Как под наши ворота» пробуем петь в хороводе).
- Послушает человек эти песни, и что он скажет о русском народе?
Русская песня чаще поется без сопровождения, но без музыкальных инструментов нет и народной музыки.
Учитель предлагает фрагменты ранее звучавшей народной плясовой музыки. Дети определяют названия русских народных инструментов. Домашним заданием было найти русские народные сказки, где большая роль отводится музыке. Дети рассказывают фрагменты выбранных ими сказок. Некоторые нашли стихи о России и музыке. Предлагаем детям исполнить на музыкально-шумовых инструментах песню «Светит месяц». Исполнительскую партитуру лучше составить вместе с детьми. Они сами выберут, на каком инструменте лучше исполнять пульс или ритм, какой инструмент лучше использовать для начала и конца фразы, как показать сильную долю и т.д. Главное - всё, что предлагают дети записать на доске под изображением фразы, нарисовать вертикальными чёрточками пульс (все чёрточки одинаковой длины, как представлено в работе с «Военной игрой) или ритм, чередуя короткие и длинные чёрточки.
После исполнения песни обратитесь к детям:
-Почему идеей нашего урока стали слова «Хочешь понять народ – пойми его песню»?
-Почему это народная мудрость?
-О каких чертах русского человека рассказывает русская народная музыка?
Выход из класса по желанию детей.
Первый урок 3 четверти (4)5 класса, тема четверти «Может ли живопись звучать?». ХПИ: «И всё, что не доступно взгляду, приблизится к твоим глазам». Л. Озеров.Тема урока на доске не заявлена, её должны вывести сами дети в конце урока.
С одной стороны идея, очевидно, приводит к уверенности силы музыки. С другой – даёт возможность рассмотреть взаимодействие живописи и музыки. Урок начинается с обращения к теме четверти. Действительно, может ли живопись звучать? И в чём проявляется это звучание? Выслушав мнения детей, обращаемся к ХПИ. Если музыка способна помочь живописи, то как это происходит?
Детям предлагаются репродукции или слайды картин в жанре пейзажа. Это могут быть любые работы И.И. Левитана, А.К. Саврасова, К. Васильева и других художников. Рассматривая их, дети должны ответить на вопрос:
-Слышим ли мы музыку, и если слышим, то звучит ли она на самом деле?
Главное, дети должны понять, что каждый из них слышит свою музыку. У кого-то это музыкальное произведение, у кого-то звуки природы, а кто-то не слышит ничего. Значит, на самом деле картины не звучат, но вызывают у человека звуковые образы.
-От чего это происходит?
Мир вокруг нас полон звуков. Звуки соединяются в нашем воображении с явлениями природы, животным миром, с настроением людей, рождаются от соприкосновения с природой. Картина, на которой изображён мокрый осенний парк, не может вызывать в представлениях человека музыку яркую, жизнерадостную, потому что подобная погода в жизни навевает грусть. Образ же яркого голубого простора, соединившего небо и море, напротив, вызывает мажорные ассоциации, которые отличаются от голубого неба и тихого дворика. Там тоже могут быть звуки мажора, но они будут спокойнее, мелодия скромнее, в ней не будет той полётности, как в картине единства моря и неба. Все эти размышления идут через просмотр слайдов или репродукций. Выводы делают дети, учитель только направляет их размышления, сопровождая детские выводы фрагментами музыкальных произведений.
Впереди ещё много уроков, на которых мы будем убеждаться в особых связях музыки и живописи. Интересно выяснить, может ли в музыке проявиться живописный пейзаж? Это забег в следующую четверть, но на данном этапе он необходим. Детям предлагается звучание хора «Вечерняя песня» из хорового концерта В. Гаврилина «Перезвоны». Первое прослушивание направлено на определение образа музыки. Дети достаточно легко выходят на ощущение покоя, деревенской тишины, ощущения далеко звучащей песни. Следующим заданием становится создание живописной палитры это музыки. Произведение звучит ещё раз, а дети пытаются при помощи красок выразить своё душевное состояние.
Домашним заданием детям было найти стихи о природе. Учитель читает любое стихотворение, которое не просто передаёт настроение человека, но и «рисует» образ природы. Вслушиваемся в мелодию стиха, пытаемся создать зрительный образ и найти музыкальное сопровождение этому образу. Ещё раз подчеркиваем, что это может быть не явно звучащая в голове музыка, а просто музыкальные ощущения.
-Что же происходит с нами? Почему музыка, живопись, поэзия так воздействуют на нас?
-Что питает искусство?
Дети выходят на определение темы урока – «Питает жизнь ключом своим искусство» или, если детям это окажется сложным, можно остановиться на определении темы как «Жизнь и искусство». Это будет зависеть от возможностей класса.
-Что помогает нам разглядеть в картине настроение?
-Что помогает нарисовать зрительный образ в музыке или поэзии?
Дети должны сами сделать вывод, что благодаря содружеству искусств всё, что недоступно взгляду, приблизится к твоим глазам.
Благодаря искусству мы можем и в мире увидеть то, что раньше проходило незамеченным. Разучиваем с детьми песню «Этот большой мир» из кинофильма «Москва – Кассиопея». Через песню человек передаёт не только то, что он видит, но и то, что его волнует больше всего, то, что благодаря песне приблизилось к его глазам.
(5)6 класс. Тема «Музыкальный образ». ХПИ: «Музыка многомысленна». А.В.Луначарский.При помощи ХПИ можно выйти на достаточно глубокие пласты понимания музыкального образа.
На этом уроке будет звучать знакомая детям музыка. Они слышали её раньше и рассматривали относительно задач тех уроков, на которых она звучала. Здесь для нас важно понимание ХПИ и с этой позиции музыка предстаёт в новом свете.
-Как понимают дети ХПИ?
-Что значит многомысленна?
Симфоническая музыка не имеет слов, значит мысли её не очевидны. А если это большое вокально-инструментальное произведение? Предлагаем детям послушать фрагмент из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Это могут быть два фрагмента или один в зависимости от желания учителя. Необходимо рассмотреть кантату как жанр. Наличие нескольких больших номеров уже говорит о «многомысленности» музыки, но и в каждом отдельном номере мы должны поискать эту специфическую черту данного искусства. Если слушаем «Вставайте, люди русские», то кроме привычных вопросов о характере музыки постарайтесь найти те мысли, которые пронизывают произведение. Это и боль русского народа, это и его злость, и любовь к Родине, и желание свободы. В этом произведении есть слова, однако они настолько органично связаны с музыкой, что рассматривать текст в отрыве от музыки практически невозможно. Необходимо обратить внимание на специфичность звучания хора и симфонического оркестра. Если ранее мы обращали внимание на звучание набатного колокола, то теперь мы можем рассмотреть особенности инструментального сопровождения. Практически голос каждого инструмента и человеческий голос существуют не только в общем едином порыве, но и каждый голос – это голос личности, его мысли. Важно, что мысли эти объединены одним желанием.
Вторым произведением может стать или «Ледовое побоище» или любой другой фрагмент из кантаты. При разборе музыки стоит идти от общего к частному, то есть, выявив общее настроение произведения, рассмотреть отдельные его настроения. Главное, чтобы дети поняли – настроения в музыке – это мысли, облачённые в звуки. Множество звуков, соединённых в разные интонации – это как множество мыслей об одном и том же.
Следующим произведением может стать «Богатырская симфония» А. Бородина.
То, что музыка знакома детям, не помешает найти в ней ранее неизведанное. Стоит обратить внимание на голоса симфонического оркестра, их «разговор» друг с другом и со слушателем. Рассмотрите особенности интонаций и ритмических ходов. Звучит поступь Руси, рисующая образ спокойной, уверенной в себе людской силы и правды. «Многомысленность» этого произведения – в сочетании образов былинности, богатырства и пронзительной широты Руси. Каждый образ не однозначен. Любой из нас воспринимает музыку по-своему, и именно это позволяет ей быть многомысленной. Урок можно закончить разучиванием песни «Возьмёмся за руки, друзья» Б.Окуджавы.
Обращаясь в 8 классе к теме четверти «Великие наши современники» мы знакомим детей с музыкой Жоржа Бизе. Эта тема рассчитана на два урока. Естественно, что опера «Кармен» уже является интеграцией музыки и литературы, однако первоначальной основой оперы была новелла Проспера Мериме. Дети должны к уроку прочитать новеллу и выделить описания Кармен в разные периоды её жизни.
Проникновение в суть произведения всегда связано с творчеством, проникновение в два самостоятельных произведения – это уже проблема, разрешение которой невозможно без присвоения идеи художественного произведения, а присвоение, в данном случае, выступает как творческий акт. А если таких произведений шесть? Эта проблема – рождение шести художественных произведений на один основной сюжет и стало проблемой этих уроков музыки.
Главная ситуация (для нас она культуротворческая, как и любая в уроке искусства, ибо она всегда направлена на получение творческого продукта) была заложена в названии темы урока: «Моя Кармен». Однако тема не была обозначена в начале урока, и до конца осознать суть темы дети смогли лишь в конце урока, поняв и прочувствовав все произведения, связанные с героиней Проспера Мериме. ХПИ на уроке двеи обе они являются в своём столкновении ситуацией культуротворчества. Первая – «Кошка – драные чулки» П. Мериме, вторая – «И слёзы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы». А. Блок.
Явление Кармен в искусстве - само по себе загадка. Мериме показал цыганку, воровку, женщину, испортившую жизнь Хозе и «одарил» её в новелле нелицеприятными эпитетами. По сути, он создал отрицательный образ. В то же время, исходя из текста новеллы, мы видим колдовское очарование Кармен, привлекающее автора.
Урок начинается с прочтения двух художественно-педагогических идей, зафиксированных на доске.
-Почему эти два изречения такие разные? Они об одном и том же человеке?
В 1875 году Жорж Бизе пишет оперу, в которой были разговорные диалоги. У композитора была давняя мечта - создать оперу с сюжетом Проспера Мериме. Этот образ не давал Бизе покоя. После Бизе этой любовью к Кармен «заболели» многие. Поэт ХХ века Александр Блок посвящает ей цикл стихов, балерина Майя Плисецкая мечтает о балете. Композитор Родион Щедрин делает своеобразную интерпретацию оперной музыки Бизе и рождается балет «Кармен-сюита». Французы ставят фильм-оперу «Кармен». Испанский режиссёр ставит фильм «Кармен», где старая новелла обретает жизнь в нашем мире, в основе фильма – испанский танец фламенко. Нам предстоит разобраться, что же такое в образе Кармен, что на протяжении двух столетий не даёт покоя людям.
Детям предлагается найти в тексте новеллы Мериме описания Кармен: первую встречу героя с цыганкой. Новелла – дословно «повесть» - обнажает ядро сюжета, сводит материал в фокус одного события, показывает экстраординарное происшествие, больше открывает эмоциональный мир героя.
-Какие мысли возникли у вас по прочтении новеллы?
-Каково отношение автора к своей героине? Чем вы можете это доказать? Обратимся к идее «Женщина – зло» («Кошка – драные чулки»).
-Как описывает её появление перед Хозе автор?
-Можем ли мы говорить об однозначности отношения автора к своей героине?
Проходит работа с литературным текстом. Дети предлагают свои фрагменты, если они затрудняются, то учитель приходит им на помощь. Текст заранее тщательно проработан, выделены все необходимые эпизоды. Это, прежде всего, описание внешнего вида Кармен в первое её появление перед Хозе.
-В чём вы увидели контраст Кармен?
-Хозе говорит, что она всегда лгала. Действительно ли Кармен лгала?
Кармен не скрывала, что она может бросить Хозе, просто он был не готов к этому, потому что не верил ей. Он не хотел видеть то, что было очевидно всем. Как много контрастов в Кармен. Мериме не очень её жалеет, живописуя её достоинства и недостатки.
-Что вызывает несомненное уважение к Кармен?
Все мысли подтверждаются текстом. Оказывается, она правдива и обладает чувством собственного достоинства.
-Обратимся к сцене смерти Кармен. Что вас здесь поразило?
-Могла ли такая Кармен, как у Мериме, стать героиней оперы и покорить сердца?
-Что должен был сделать композитор с её образом? Что он сам увидел в нём в новелле?
Именно эта загадочность, противоречивость образа, стремление к чуждой «приличной» женщине самостоятельности, искренность, смелость и привлекли в будущем композитора Бизе. Композитор, покорённый этой дикой, прелестной гитаной (цыганкой), убирает в либретто то, что Мериме акцентирует. Его Кармен свободолюбива, привлекательна, она – погибель для мужчин.
Первое сопоставление текста новеллы и музыки оперы через «Хабанеру» привело детей к чувству удивления: Кармен Бизе совершенно другая, она не вызывает, как в новелле, раздражения. Следующим этапом столкновения мнений стало слушание этой же хабанеры в фильме–опере на французском языке. Эта Кармен, не будучи красавицей, удивительно завораживает зрителя. Становится понятным её влияние на людей.
«Хабанера» – подлинная испанская мелодия. Бизе делает Кармен «более» испанкой. Хозе в опере мягче, он не бандит, как у Мериме, поэтому поступок его особенно ясно выписан в финале оперы. Предлагая сцену смерти Кармен в опере, мы использовали фрагмент фильма-оперы, где очень ярко представлен весь накал страстей.
Особенность этого урока такова, что ситуации возникают постоянно как снежный ком, не успев до конца разрешиться. Они как бы накапливают эмоциональное состояние, держа в постоянном напряжении и душу, и мысль детей. Слушание фрагмента оперы на французском языке вызвало шквал эмоций: это была уже новая Кармен: Кармен режиссёра, актрисы, оператора.
Следующая ступень – музыка Щедрина из его «Кармен–сюиты» и новое открытие образа. Переход к этому этапу урока может пройти следующим образом. После отзывов детей о Кармен из фильма-оперы, надо рассказать о поисках Родиона Щедрина, который говорил, что гениальнее музыки Бизе быть не может. Он пошёл путём поиска внутренней танцевальности оперы. Именно поэтому композитор смог удивительно талантливо перевести все те зёрна танца, которые были заложены в оперной, песенной музыке Бизе. Предлагается фрагмент из балета «Выход Кармен и Хабанера».
-Что изменил Щедрин в музыке Бизе?
-Можем ли мы говорить, что это новая музыка?
Дети достаточно чётко чувствуют новизну музыки балета, слышат изменение состава оркестра и за счёт этого перевоплощение оперной музыки в балетную.
Просмотр фрагмента балета – «Хабанеры» - в исполнении Майи Плисецкой – и опять новая Кармен. После высказывания своих впечатлений от исполнения Кармен Плисецкой, возникает вопрос учителя:
-Вызывает ли Кармен в балете неприятие? Почему балерина так хотела станцевать именно Кармен?
Художественный ряд образов разрастался с силой лавины, дети эмоционально принимали все идеи авторов и уже были готовы к своему прочтению образа, но именно в этот момент возникла следующая ситуация: показ фрагментов испанского фильма «Кармен», поставленного на основе фламенко. В этом фильме особую смысловую и эмоциональную нагрузку имеет сцена на фабрике, в которой героиня исполняет роль Кармен. Показ сцены через фламенко даёт необыкновенную реакцию: внутренний ритм танца вызывает двигательные реакции слушателей. И вновь звучит «Хабанера», исполняемая героями в стиле фламенко, и опять перед детьми проходит Кармен, совершенно не похожая на Кармен Мериме, Бизе, Щедрина и так похожая на всех Кармен сразу.
Дети очень хорошо понимают трансформацию образа через музыку и отношение композитора. Именно благодаря Бизе Кармен стала так популярна. Первая постановка оперы провалилась, и десять лет её не ставили. Бизе так и умер, не узнав, что его опера станет одной из самых известных и любимых в мире. Это в своё время предсказал наш русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
Колдовство образа героини новеллы проявляется через стихи Блока из цикла «Моя Кармен», которые читает учитель. Именно это привело детей к полному осознанию главной проблемы урока – у каждого своя Кармен. Совместно с детьми обозначилась на доске и тема урока – «Моя Кармен». Наличие двух ХПИ урока вкупе с проблемой постановки темы обрело особую значимость, ибо именно идеи дали возможность сформулировать тему урока и посмотреть на все произведения, связанные с образом Кармен с позиции творческого подхода. Весь урок был наполнен творчеством детей: разрешение культуротворческих ситуаций шло на уровне осознания, обобщения, рождения идей, присвоения художественных образов. В то же время мы ощутили необходимость придать материальную сущность нашим мыслям, эмоциям, чувствам. По собственному желанию дети дома написали эссе на тему «Моя Кармен», что в результате стало очевидным творческим продуктом уроков музыки.
В 8 классе в теме «Музыка серьезная и музыка легкая» решаются проблемы не только музыкальной культуры, но и художественной культуры в целом. В этом уроке опять проявляется интеграционная сущность как урока музыки, так и самого феномена «музыка». Одной из особенностей взаимодействия музыки и литературы является создание множества музыкальных произведений на один литературный сюжет. Тема урока – «Музыка и современность». Художественно-педагогическая идея урока: «Язык различен, цель одна». В.Брюсов.
В основу данного урока был положен сонет Шекспира «Уж если ты разлюбишь, так теперь». Детям было предложено подготовить к уроку подстрочный перевод сонета на русский язык. Это задание, по сути, было творческим актом, который вызвал при анализе классом авторских переводов осознание того, что каждый перевёл по-своему, у каждого получился самостоятельный образ, наполненный именно тем, что близко автору, и, более того, все эти переводы абсолютно отличались, по сути, от общеизвестного перевода С.Я. Маршака.
Дети, прослушав в исполнении учителя этот сонет в переводе С.Маршака, предложили свои варианты переводов. В основном они были просто подстрочниками вне рифмы, но один из вариантов был стихотворный.
Когда возненавидишь ты меня,
Но лучше уж теперь соедини удар свой с злой судьбою.
Последней каплей будь моих потерь,
Теперь, когда весь мир разрушен мною.
Когда печально сердце разобьёт
Воспоминание счастливых ожиданий
Не возвращай рассудок мой в ту ночь,
И не давай ненужных обещаний.
Когда под гнётом мелких неудач
Судьбою буду сломлен, стану злее,
Покинь меня, чтоб смог я осознать
Свою потерю как нельзя сильнее.
И все невзгоды – это не беда,
Страшней – любви лишиться навсегда.
Ксения Казакевич (8 класс, г. Омск, гимназия №75, 1998 г.).
Более всего детей поразило то, что их переводы по смыслу отличались от перевода С. Маршака. Возникла первая, осознаваемая детьми культуротворческая ситуация, которая потребовала разрешения. Именно в этот момент было обращено внимание на ХПИ. Понимание смысла идеи пришло через музыку. Если дети, прочитав английский текст Шекспира, каждый по-своему его перевёл, то естественным является множество вариантов музыкальных произведений на перевод Маршака. Идея урока – поиск личностного смысла - переросла в цель: определить, какое музыкальное произведение более всего, по мнению детей, соответствует эпохе и истине сонета. Цель обрела статус не просто вопроса, но проблемы, требующей подкрепления музыкальными произведениями. Были предложены варианты сонета Шекспира, написанные А. Пугачёвой, С. Никитиным и Д. Кабалевским. Каждое новое произведение вызывало рождение мысли, эмоции и поиск ответа, исходя из полученного ранее опыта.
Дети определили несоответствие образа в музыке А.Пугачёвой, отметив, правда, эмоциональный накал. Более всего вызвало неудовольствие изменение последней строки и замена мужского образа женским. Сонет С.Никитина признан соответствующим эпохе, но абсолютно чуждым силе характера образа Шекспира. Сонет Д. Кабалевского по силе звучания истинной мужской страсти, правдивости, соответствию тембра голоса образу Шекспировского героя вышел на первое место, однако дети отметили, что музыка много теряет от отсутствия оркестрового исполнения аккомпанирующей партии.
Все произведения давались подряд. Высказывание своих мыслей было отложено на конец прослушивания музыки. После звучания музыки были поставлены следующие вопросы:
-Что возникает у нас, когда мы слушаем музыку, какова первая мысль, первое впечатление от музыки вообще?
-Почему вы предлагаете такое разрешение вопроса, как понравилась – не понравилась?
-Почему, если музыка не понравилась, вы считаете, что она не затронула вас, а если понравилась, то затронула?
-Всегда ли мы ищем в музыке красоту?
-Что значит правдивость в музыке? Отчего она зависит?
-Как понимать правдивость, если музыка написана на стихи?
-Надо ли облекать прекрасные стихи в музыку?
-Что должен учесть композитор, когда берётся за сочинение музыки к литературному тексту?
Дети сами выходят на понятия образ, динамика, лад, интонация, эпоха, стилистика. Особую роль играет, по их мнению, собственное отношение автора, как он сам чувствует сюжет, ритмику, время, образ. Обращаем внимание на то, что во всех переводах главный герой – сильная личность.
-Можно ли сказать, что в музыкальных произведениях образ героя одинаков?
Именно в этот момент начинается разбор музыкальных вариантов сонета, но перед этим вновь звучат уже фрагменты музыкальных произведений. Для того, чтобы разговор был обоснованным, обращаемся к опыту детей и выясняем:
-В какой динамике должна быть музыка?
-Каков должен быть темп?
-Какое должно быть сопровождение, лад?
Все вопросы нацелены на то, что дети должны искать согласованность музыкального и литературного образа. Для этого обращаемся к интонации русского текста сонета. Записываем на доске речевые интонации в виде стрелок. Учитель наигрывает первые фразы всех трёх музыкальных примеров. Идёт анализ.
- Каков должен быть стиль произведения, написанного в XV веке?
-Какое из прослушанных произведений более соответствует стилю баллады?
-В каком произведении герой действительно сильная личность?
Все эти вопросы помогли детям осознать качественную сторону всех произведений и главное - понять, что музыка и литература только тогда становятся истинными союзниками, когда во главе всего стоит правда в искусстве. Обращаемся к ХПИ. Теперь осознание идеи урока идёт на другом уровне. С одной стороны идея помогла в разрешении проблем, возникших в начале урока, с другой – стала точкой опоры для осознания значимости образа и единства силы музыки и литературы.
Урок учителя музыки и МХК гимназии №75 г. Омска Сунцовой Яны Валерьевны в (4)5 классе. Это авторский вариант расширения программы Д.Б. Кабалевского.