ХПИ: Музыка делает мультипликацию искусством.

Важность обращения к этой теме заключается в анализе привычного искусства мультипликации. Поскольку кино – это искусство, то и рисованное кино - тоже искусство. Вопрос, поставленный учителем в названии темы урока, первоначально вызывает у детей недоумение. А вот путь, которым идёт к цели урока учитель, полон подводных камней и интеллектуальных затруднений. ХПИ в одном классе может быть записано только в конце урока и его формулируют сами дети. В другом случае слово «музыка» проставлено точками и дети должны в конце урока поставить на их место то, что им подскажут собственные размышления. Определяя целью урока выявление условий, позволяющих называть мультипликацию искусством, учитель предлагает детям рассмотреть «рисованный сюжет» как искусство сквозь призму музыки, выявить и выстроить интонационные связи между ними. Именно это и поможет отнестись к мультфильму не как к весёлым движущимся картинкам, а как к носителю музыкальной и художественной информации, где гармонично связаны музыка и движение, что, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Для того, чтобы реализовать выдвинутую цель урока, учитель определяет задачи, решение которых помогает детям сделать достаточно сложный художественный анализ. Это:

ü анализ средств художественной и музыкальной выразительности в мультфильме;

ü выявление степени значимости музыки в понимании содержания, главной идеи мультфильма;

ü определение зависимости появления музыкального и художественного образа у слушателя от его индивидуального восприятия музыкального произведения.

Учитель выбирает для показа мультфильм, в котором нет текста, герои все свои действия выполняют сугубо под музыку, таким образом, музыкальный материал несёт главную смысловую нагрузку, а дети безошибочно определяют главную мысль мультфильма, ярко характеризуют героев, их настроение, доступно поясняют содержание, используя интонационную основу произведения. В процессе работы учитель постоянно обращается к ключевым фрагментам мультфильма (класс просматривает их), на примере доказывая правильность детских ответов.

На вопрос, что же помогло понять и почувствовать смысл мультфильма, настроение героев, дети утверждают, что действия. Но не все действия мы можем правильно понять. Значит, движения в мультфильме не всегда могут нам о чем-то рассказать. Для того, чтобы дети прочувствовали и осознали роль музыки в мультипликации, учитель демонстрирует им те же фрагменты, исключая музыкальное звучание. Мельтешение рисованных фигур, которые по мысли авторов фильма лишены текста, без музыки превращается просто в движущиеся картинки. Практически теряется полноценный образ, а, значит, и смыл подобного фильма. В результате подобного погружения в проблему учитель подводит детей к мысли о том, что содержание «рассказала» музыка. Значит, музыка умеет рассказывать сюжет мультфильма, раскрывать характер героев, их настроение даже в отсутствии необходимых движений и слов. В процессе работы над главной проблемой дети приходят к выводу, что музыка может обойтись без мультипликации, выразив чувства, изобразив движения, нарисовав сюжет, а мультипликация не может без музыки, значит, музыка вдыхает жизнь в мультфильм.

Тема урока, которая представлена на доске в виде вопроса, требует аналитической работы. Для этого учитель предлагает аудиозапись музыкального произведения К. Дебюсси «Лунный свет» в фортепианном исполнении и мультфильм, который был создан на музыку К. Дебюсси. В мультфильме ярко раскрыт образ лунной ночи и любви. Дети же видят в этой музыке свои образы, часто не совпадающие с названием произведения. В результате анализа всех образов и настроений, заложенных в музыке, дети приходят к выводу, что одно и то же музыкальное произведение, пусть даже известное слушателю, рождает в его воображении незнакомые чувства, десятки новых образов, сотни неизведанных ощущений. И музыка влияет на изменение этих чувств, эмоций, образов, и у каждого они индивидуальны, так как музыка – неисчерпаемый источник для человеческой фантазии.

Интересно, что на вопрос учителя: «А почему именно классическая музыка становится этим самым источником для мультипликаторов?», дети приходят к мысли, что классические образцы намного глубокомысленнее, многограннее всех остальных, открывают огромное поле деятельности человеческой фантазии, намного ярче выражают эмоции, чувства и настроения героев.

К концу урока учитель может подытожить идеи, рождённые на уроке, и дети определяют смысл художественно-педагогической идеи.

Приложение 2

Представленные здесь художественно-педагогические идеи могут быть рекомендованы учителю к «воплощению» в уроках музыки.

Всё музыкой было…

Маргарита Алигер

Само чтение поэта есть уже творчество.

И Анненский

Музыка – живая речь, чутко отражающая жизнь, как и речь словесная.

Борис Асафьев

Мысль звуковыраженная становится интонацией.

Борис Асафьев

Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения.

Борис Асафьев

Музыка – живая речь, чутко отражающая жизнь, как и речь словесная.

Борис Асафьев

Музыка – единственный всемирный язык... его не надо переводить, на нём душа говорит с душою.

Б. Ауэрбах

И музыка со мной покой делила,

Сговорчивей нет в мире ничего.

Анна Ахматова

Всегда следует стремиться к прекрасному.

Оноре Бальзак

На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме - те или иные образы.

Оноре Бальзак

Гармонии таинственная власть.

Евгений Баратынский

Цель музыки – трогать сердца.

Иоганн Себастьян Бах

Не проходите мимо творенья с холодным невниманием, остановитесь перед ним.

Виссарион Белинский

Поэта надо сперва почувствовать, чтобы понять мыслью.

Виссарион Белинский

Мне музыкальный звукоряд

Отображает мирозданье…

Андрей Белый

Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа.

Анри Бергсон

Музыка – самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств.

Гектор Берлиоз

Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Людвиг ван Бетховен

Композитор – тоже поэт.

Людвиг ван Бетховен

Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...

Людвиг ван Бетховен

Человек становится человеком только среди людей.

Иоганнес Бехер

Новое в искусстве начинается не с новых форм, оно рождается с новым человеком.

Иоганнес Бехер

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Под звуки прошлое встаёт и близким кажется, и ясным.

Александр Блок

Я в музыку порой иду, как в океан,

Пленительный, опасный.

Шарль Бодлер

Бессмертен тот, кто живёт в своих произведениях.

Кристиан Нестел Боуви

Увидевший прекрасное – соучастник его создания.

Кристиан Нестел Боуви

Искусство создано, чтобы волновать.

Ж. Брак

Главное – это величие замысла.

Иосиф Бродский

Смотреть в былое, видеть все следы.

Валерий Брюсов

В образах, в ритмах, в словах есть откровенье веков.

Валерий Брюсов

Язык различен, цель – одна.

Валерий Брюсов

Кто мыслит, пусть честно служит науке.

Наука – голова, а искусство – руки.

Валерий Брюсов

Змею, урода – всё, что кажется ужасным,

Искусство, переняв, являет нам прекрасным.

Никола Буало

И то, что в жизни нам казалось бы ужасным

Под кистью мастера становится прекрасным.

Никола Буало

Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?

Иван Бунин

Творенье может пережить творца.

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Хорошая живопись – это музыка, это мелодия.

Микеланджело Буонарроти

Настоящий зритель – это такой же творец, как и сам художник.

Константин Васильев

Не всё современное вечно, но то, что вечно – современно.

Евгений Вахтангов

Мелодия – единственна форма музыки; без мелодии музыка немыслима,

а музыка и мелодия неразрывны.

Рихард Вагнер

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

Рихард Вагнер

Музыкальное искусство по своей природе является непосредственным языком сердца.

Рихард Вагнер

Музыка – поистине общечеловеческий язык.

К. Вебер

Для сочинения музыки нужно, прежде всего, иметь её в душе.

Джузеппе Верди

Наполним музыкой сердца.

Юрий Визбор

Стихия музыки – могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней…

Евгений Винокуров

Есть внутренняя музыка души.

Евгений Винокуров

Живопись – это поэзия, которую видишь, а поэзия – это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Любовь и дух в прекрасноравновесии.

Леонардо да Винчи

Умирают – в пространстве. Живут во времени.

Андрей Вознесенский

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним.

Мне есть, чем оправдаться перед ним.

Владимир Высоцкий

...Она во мне. Она вокруг меня…

В ней – просто миг и долгие века.

Онегин Гаджикасимов

Вся прелесть музыки в мелодии.

Йозеф Гайдн

Строка без музыки – бескрыла…

Расул Гамзатов

То, что отнимает жизнь, возвращает музыка.

Генрих Гейне

Законы искусства – волновать сердца.

Клод Адриан Гельвеций

Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучшими.

Г.Ф. Гендель

Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.

Герхард Гауптман

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

Иоганн Вольфганг Гёте

Ничто так прочно не отрешает от мира, как искусство, и ничто так прочно не связывает, как искусство.

Иоганн Вольфганг Гёте

Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале.

Иоганн Вольфганг Гёте

Жизнь коротка, а искусство вечно.

Гиппократ

Форма – значит красота.

Михаил Глинка

Музыка – искусство поэтической мысли.

Михаил Глинка

Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.

Кристоф Виллибальд Глюк

Простота, правда, естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

Кристоф Виллибальд Глюк

В музыке огромнейшая часть невыразима и безотчётна. Музыкальные страсти – не житейские страсти.

Николай Гоголь

И в любви, и в искусстве бывает нечто, подобное удару молнии, когда тебе открывается истина…

Э. Голъдернес

Художественная правда есть прямая цель искусства.

Иван Гончаров

Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души.

Максим Горький

Русская песня – это русская история.

Максим Горький.

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.

Гофман

Искусство – вестник мира.

Эдвард Григ

Без мыслей гений не творит.

Л. Гроссман

Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем её постигает разум.

Виктор Гюго

Музыка выражает то, чего нельзя сказать, но относительно чего невозможно хранить молчание.

Виктор Гюго

Есть музыка во всём – сокрытый гимн природы.

Всплеск влажного весла и шепчущей воды,

Шум модных городов и нежность двух сестёр,

Страсть молодых сердец и кроткий разговор.

Виктор Гюго

О, музыка – дыхание небес!

Семён Данилов

И чья душа в бесчувствии застыла

Тот не поймёт…

Данте Алигьери

Искусство – мёд, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда.

Теодор Драйзер

Музыка удивительно беззащитна. Она может стать такой, какой мы хотим её знать и воспринимать, в зависимости от того, каковы мы сами.

Т.Диденко

Музыка – то же, что вздох, излетевший внезапно из сердца…

С.Ф.Дуров

Истинной жизни нет без искусства.

Еврипид

Природа – Музыка!

А. Жемчужникова

При мысли великой, что я – Человек,

Всегда возвышаюсь душою.

Василий Жуковский

... что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

Николай Заболоцкий

Душа обязана трудиться.

Николай Заболоцкий

Владеющий чарами песен

Душою владеет любой.

Хенрик Ибсен

Моральный закон в нас и звёздное небо над нами.

Иммануил Кант (из записной книжки Л.Бетховена)

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие.

Томас Карлейль

Я не знаю другого искусства, которому бы можно было столь безгранично довериться, как музыка…

Лев Кассиль

Ты – бард, и, стало быть, не можешь лгать.

Элен Кашнер

Из всех наук и искусств всех древнее музыка.

Марк Фабий Квинтилиан

Искусство – это пророчество о непережитом.

П.Клее

Начало жизни было звук.

Н. Крандиевская-Толстая

Да не ты ли творишь нас, музыка,

По подобию твоему?

Давид Кугультинов

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!

Кайсын Кулиев

В искусстве понимает только время.

Л.Куклин

Сужденья наши - словно мотыльки

Толкутся надо всем и надо всеми,

Оставьте ваши споры, знатоки:

В искусстве понимает только время!

Л.Куклин

Если бы картины можно было пересказать словами, их незачем было бы писать.

Гюстав Курбе

При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость...

Цезарь Кюи

Музыка – универсальный язык человечества.

Генри Уодсуорт Лонгфелло

Музыка многомысленна. Вы можете вкладывать в неё различное содержание, смотря по строю своей собственной души.

Анатолий Луначарский

Музыка – арифметическое упражнение души, которая исчисляет себя, не зная об этом.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Народная песня – вечный, неиссякаемый источник жизни.

Сергей Лемешев

Всё на свете поёт.

Владимир Лазарев

Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней.

Ференц Лист

Восприятие музыки – это познание самого себя.

Ференц Лист

Кто начинает понимать музыку, тот поймёт и людскую душу.

Николай Лысенко

…написать симфонию, значит…построить мир.

Густав Малер

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.

Томас Манн

Пока не поёт их народ,

Песни ещё не песни.

А когда их поёт народ,

Сочинитель уже неизвестен.

Мануэль Мачадо

Питает жизнь ключом своим искусство.

Самуил Маршак

К искусству нет готового пути.

Самуил Маршак

В интонации спрятан живой человек

Владимир Мегрэ

Душой открытою на жизнь попробуй посмотреть

Владимир Мегрэ

Вселенная одна. Едина. Неделима.

Но в ней пространство у каждого своё.

Владимир Мегрэ

…ноты имеют такой же определённый смысл, как и слова, быть может, ещё определенней

Ф. Мендельсон

Красота – признак относительный; она в глазах того, кто её воспринимает.

Андре Моруа

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.

Модест Мусоргский

Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать – это тоже музыка.

Генрих Нейгауз

И всё, что недоступно взгляду, приблизится к твоим глазам.

Лев Озеров

А зачем слова, коль тихо плачет музыка?

Борис Олейнин

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Николо Паганини

Творчество – состояние души.

Евгений Папанов

Музыка – поэзия атмосферы.

Жан Поль

Из всех искусств музыка – самое человечное…

Жан Поль.

Законы вселенной – законы музыки.

М. Падуанский

Мы познаём правду не только умом, но и сердцем.

Блез Паскаль

Сердце имеет доводы, которые разум не знает.

Блез Паскаль

Прекрасное не может быть несоразмерным.

Платон

Я этой музыкой застигнут.

Джеймс Паттерсон

И словно музыка,

Я всемогущ.

Джеймс Паттерсон

Из вечности музыка вдруг раздалась.

И в бесконечность она полилась.

Яков Полонский

О, человек, плод немоты и звука…

А. Преловский

Вся крепость цивилизации зависит от Науки и Искусства.

Анри Пуанкаре

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь – мелодия.

Александр Пушкин

Россия без нас проживёт, а мы без России – тени.

Сергей Рахманинов

Музыка должна идти от сердца.

Сергей Рахманинов

Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись хорошо со старым.

Сергей Рахманинов

Лишившись Родины, я потерял самого себя.

Сергей Рахманинов

Что есть красота? Только большее совершенство. И это есть в каждом из нас.

Святослав Рерих

Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ.

Николай Римский-Корсаков

... я прислушивался к голосам народного творчества и природы, и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества...

Николай Римский-Корсаков

Песня – ….звучащая память человечества.

Роберт Рождественский

Музыка … та же поэзия, и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.

Ромен Роллан

Искусство неисчерпаемо, как жизнь. И ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякаемая музыка.

Ромен Роллан

Музыка… является…выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей.

Ромен Роллан

Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем её постигает разум.

Ромен Ролан

Для музыкального сердца всё – музыка.

Ромен Ролан

Первый закон искусства: если тебе нечего сказать – молчи. Если тебе есть, что сказать – скажи и не лги.

Ромен Ролан

В словах и звуках вечный ключ сердец.

Евдокия Ростопчина

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Николай Рубцов

Музыка захватывает сильнее, чем живопись, потому что она больше сближает человека с человеком и всегда внушает мысль о нём подобных.

Жан Жак Руссо

Гений музыканта подчиняет всё вселенную своему искусству: он заставляет звучать даже тишину.

Жан Жак Руссо

Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения.

Жорж Санд

Музыка – выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна человеческая речь.

Жорж Санд

Самая большая тайна искусства – искренность.

Мартирос Сарьян

Музыка не конкретна, но в этом её прелесть.

Евгений Светланов

Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. В этом её основная миссия.

Георгий Свиридов

Может, есть и у музыки внешность,

Но всего в ней прекрасней душа…

Вадим Семернин

Мелодия звучала на просторе,

То было лишь начало песни моря.

Вадим Семернин

Myзыка – это язык души.

Александр Серов

Музыка жива мыслью.

Александр Скрябин

...всё прекрасное так же трудно, как и редко.

Бенедикт Спиноза

Ничто так не напоминает прошлого, как музыка.

Анна Луиза Сталь

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда.

Константин Станиславский

Без мысли нет поэзии, без мелодии – музыки.

Владимир Стасов

Музыка даёт человеку ровно столько, сколько он может у неё взять.

Леопольд Стоковский

Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

Жизнь даёт для песни

Образы и звуки.

Иван Суриков

Я видел музыку!

Александр Сууман

Тот, кто не знает своего прошлого, не способен предвидеть будущее.

Евгений Сухов

Жизнь не сосуд, который надо наполнить водой, а факел, который надо зажечь.

Василий Сухомлинский

Мы закрыли дверь, чтобы не вошло заблуждение, но как теперь войти истине?

Рабиндранат Тагор

Все чувства можно песнями измерить.

Людмила Татьяничева

Народ – судья искусству.

Алексей Толстой

Музыка – высшее в мире искусство. Её великая миссия – делать человека Человеком.

Лев Толстой.

Музыка – высшее в мире искусство.

Лев Толстой.

Музыка способна открывать людям их лучшее «я».

Виктор Третьяков

Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Иван Тургенев

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Фёдор Тютчев

. Лишь то, что прекрасно во все времена

Бывает радостно, вечно и ценно.

Оскар Уайлер

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.

Оскар Уайльд

…стихотворение – это не вещь, которую мы видим, скорее, это свет, помогающий нам видеть. А видим мы жизнь.

Роберт Пенн Уоррен

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес

Всё, что прекрасно – нравственно.

Гюстав Флобер

Музыкальные инструменты своим характером, поведением удивительно похожи на людей. Каждый из них важная персона.

Г.Фрид

Наука начинается с удивления, искусство с впечатления. Исток и начало художественного творчества – переживание.

Э. Фромм

Поэзия – музыка слов.

Фулер

Человек, словно в зеркале мир, - многолик.

Он ничтожен и он же безмерно велик

Омар Хайям

Тематика искусства всегда или почти всегда горестна, само же искусство утешительно.

Вл. Ходасевич

Музыка – страна, где встречаются человеческие души.

Марина Цветаева

Где сердце не затронуто – не может быть музыки.

Пётр Чайковский

Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества.

Пётр Чайковский

То, что заключено в Моцарте, понять можно не сразу. Он открывается лишь тем, кто хочет его познать.

Г. Чичерин

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Тарас Шевченко

Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной.

Вильям Шекспир

Нет на земле живого существа,

Столь жёсткого, крутого, адски – злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота.

Вильям Шекспир

Коль музыка поэзии близка

И, как с сестрою, с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика….

Вильям Шекспир

Прекрасное заключено лишь в правде.

Иоганн Фридрих Шиллер

Искусство…это сам разум, увенчанный гением….

Фредерик Шопен в письме Э.Делакруа.

Музыку надо не любить, музыку надо понимать.

Дмитрий Шостакович

Симфония – владычица музыкального мира.

Дмитрий Шостакович

Чтобы полюбить музыку, следует, прежде всего, её слушать.

Дмитрий Шостакович

Признак гения – откликаться на всё, что звучит вокруг, обнаруживать в этом истину.

Дмитрий Шостакович.

Искусство, ты таишь в себе огонь эпохи.

Ф.Шуберт

Музыка говорит самым общезначимым языком, который свободно и неопределённо затрагивает душу; но душа чувствует себя в родной стихии.

Роберт Шуман

Призвание художника – озарять светом глубины человеческой души.

Роберт Шуман

Не суди о произведении по первому впечатлению; то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее.

Роберт Шуман

Музыка - гимн человеку.

Родион Щедрин

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Томас Алва Эдисон

Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.

Антуан де Сент-Экзюпери

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

Ралф Уолдо Эмерсон

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Ралф Уолдо Эмерсон

Интонация «плавится» из реальности.

Борис Яворский

Использованная и рекомендуемая литература

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования.- М., 2006.

2. Абдуллин Э.Б. Новая программа. Ведущие методы //Музыка в школе. – 1983, №2.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2004.

4. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1. /Сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова.— М., 1991.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Психология чувственного познания. – М., 1960.

6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. - М., 1980.

7. Апраксина О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе.— М., 1978.- Вып. 13.

8. Апраксина О. А. Современные требования к школьному учителю-музыканту //Музыкальное воспитание в школе.— М., 1982.— Вып. 15.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.,1991.

10. Арановский М. Мышление, язык, семантика. Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1963.

12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

13. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Л., 1977.

14. Вендрова Т. Е. Художественно-педагогический анализ на уроке
музыки//Музыка в школе, 1989, № 3.

15. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1987.

16. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

17. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

18. Гегель Г. Эстетика. В 3-х тт. Т. 3. – М., 1971.

19. Гете Н.В. Об искусстве. - М., 1975.

20. Горюнова Л.В. Жизнь. Творчество. Дети. - М., 1994.

21. Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка в школе, 1990, № 1.

22. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988. № 2.

23. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки // Музыка в школе, 1991, № 1.

24. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки — урок искусства.- М., 1989.

25. Гризова И.А. Художественный образ как система. – Одесса, 1970.

26. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку.— М., 1969.

27. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2004.

28. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

29. Зубачевская Н.А. Приёмы активизации восприятия музыки у младших школьников (на материале экспериментальной программы «Музыка» для общеобразовательной школы) //Формирование творческой активности личности учащихся. - Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1979.

30. Зубачевская Н.А. Против формальных знаний //Музыка в школе, 1988. №3.

31. Зубачевская Н.А. Гармония жизни в гармонии звуков //Музыка в школе, 1990, №1.

32. Зубачевская Н.А. К вопросу об использовании дополнительных сведений на уроке музыки //Пути совершенствования обучения и воспитания в начальных классах. - Омск, 1992.

33. Зубачевская Н.А. Русская народная музыка как фактор формирования эстетических интересов младших-школьников //Славянские чтения. Духовная культура и история славян. Тезисы и материалы докладов научно-практической конференции. Вып.2. – Омск, 1993.

34. Зубачевская Н.А. Уроки эстетического цикла и развивающее обучение. //Развитие личности ребёнка в педагогическом процессе: Тезисы докладов научно-практической конференции. Сб.3. – Омск, 1996.

35. Зубачевская Н.А. Урок музыки с позиции межпредметных связей //Традиции и инновации в образовании: Материалы XXIY областных педагогических чтений. – Омск, 1996.

36. Зубачевская Н.А. Особенности регионального компонента на уроках музыки: Тезисы. Использование регионального компонента базисного учебного плана в учреждениях образования Омской области. Опыт и проблемы. Ч.1. – Омск, 1998.

37. Зубачевская Н.А. Проблемы развивающего обучения в свете уроков эстетического цикла: Тезисы. Развивающее обучение: системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Опыт и проблемы. Ч.2. Омск, 1998.

38. Зубачевская Н.А. Художественно-педагогическая идея как способ формирования философского мышления младших школьников на уроках музыки //Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск, 2000.

39. Зубачевская Н.А. Конструирование системы культуротворческих ситуаций//Актуальные проблемы музыкального образования школьников: Сборник статей студентов и преподавателей музыкального отделения факультета искусств.- Омск, 2002.

40. Зубачевская Н.А. Феномен урока музыки //Модернизация художественного образования: Материалы международной конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог». – М., 2004.

41. Зубачевская Н.А. К проблеме концептуальной новизны и методического обеспечения современных программ музыкального образования школьников //Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии. Вып 3. - Омск., 2005.

42. Зубачевская Н.А. Проблема компетентности в условиях музыкального образования //Современное музыкально образование: Материалы научно-практической конференции «К столетию со дня рождения Д.Б.Кабалевского». 9-10 ноября 2005 года. - Омск, 2005.

43. Зубачевская Н.А. Дидактические подходы и принципы общего музыкального образования // Музыкальное образование: современные технологии – социум – рынок: Материалы III международной научно-практической конференции (январь - май 2007 г.). - Омск, 2007.

44. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. – М., 1984.

45. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М, 1986.

46. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.

47. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1979.

48. Кабалевский Д. Б. Сила искусства – М., 1984.

49. Мазель Л. О природе и средствах музыки. - М., 1983.

50. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. - М., 1965.

51. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. - М., 1985.

52. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М., 1993.

53. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1987.

54. Мудрые мысли. - М., 1976.

55. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

56. Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. – Л-М., 1985.

57. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

58. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителей. - М., 1992.

59. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки. - М., 1967. - Вып. 2.

60. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

61. Самсонидзе Л. С. Особенности развития музыкального восприятия. - М., 1985.

62. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971.

63. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. – М., 1961.

64. Тарасов Г.С. Музыкальное восприятие школьников //Спутник учителя музыки / Сост. Челышева Т.В. – М., 1993.

65. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Т.1. – М., 1985.

66. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

67. Цукерман В.А. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 1972.

68. Эстетика: Словарь. – М., 1989.

69. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

70. Этот многоликий мир. Афоризмы. – М., 2000.

Наши рекомендации