Стр.87 – абак – см. комментарий к стр. 36.

стр.87 – Эхин ( греч.echinos –ёж) –основная часть капители дорического ордера, имеющая вид диска со скругленным ребром; располагается между стволом колонны и абаком.

стр.87 – фриз – 1.средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом, включает «зубчики»; часто украшается декоративными элементами. 2. Декоративно оформленная горизонтальная полоса.

стр.87 – триглиф (греч. trigliphos – «с тремя нарезками»)Несущий декоративный элемент дорического фриза, имеющий вид прямоугольника или квадрата с вертикальными желобками. Обычно триглифы размещаются по осям колонн и сходятся на углах здания.

стр.87 – метопы (греч. metoopon – «пространство между глазами», «переносица») -прямоугольные, глиняные, деревянные, каменные плиты. Иногда декорировались росписью (обычно, в период архаики) или рельефом (в классический период). Чередовались с триглифами на дорическом фризе.

стр.88 – капли – прилегающие к стене декоративные треугольные подвески в виде призм или усеченных конусов, в основании триглифа.

стр.88. – гусек – Смотри комментарий к стр. 23.

стр.88 –пронаос (греч.pronaos - предзал) – переднее помещение античного храма., является проходным во внутреннюю часть храма (наос или целлу)

Стр.88 – наос см. комментарий к стр. 32.

стр.88 – Храм в антах – прямоугольное культовое сооружение с двумя колоннами в торце со стороны входа, образующими паперть. Один из древнейших типов античного храма.

стр.88 – типы древнегреческих храмов Стр.87 – абак – см. комментарий к стр. 36. - student2.ru

стр.89 – храм Артемиды Эфесской. По греческим преданиям культ Артемиды в Эфесе бы учрежден основателями города амазонками, считавшими богиню своей покровительницей. В конце XII века Эфес был заселен ионийцами.

Храм в начале представлял собой «храм в антах». Второй храм строился около ста двадцати лет и был окончен около 560 г. до н.э. Архитекторы – Херсифрон и его сын Метаген.

В этот период Эфес был завоеван Лидийским царем Крезом (560-547 гг. до н.э.), поэтому назывался «Храмом Креза».

Эфесский Артемисион представлял собой диптер ионического стиля (109,2х55,1 м; 8х20 колонн). Передний фасад оформлялся тремя рядами колонн. Нижняя часть тридцати шести колонн храма были украшены рельефами, что наряду с его многоколонностью и громадными размерами обнаруживает восточное влияние. Назван среди «семи чудес света».

После поджога 356 года до н.э.(см. комментарий на стр. 84) эфесцы восстановили храм, подняв на многоступенчатый стереобат. Архитектором восстановленного храма называют Динократа.

В 263 году храм был разграблен и разрушен готами. В лондонском Британском музее хранится одна из кол

онн храма с рельефом

стр.89 – ксоан (греч. xoanon от хео - обтесывать)–скульптурный идол в видегрубо обтесанной колоды. Нередко деревянная основа ксоана оправлялась в металл, расписывалась, украшалась тканями ветвями, цветами Ксоаны X-VIII вв. до н.э. известны по вазописи.

Стр.89 – Омфал - см. стр. 82

стр.89 – Дедал (греч. Daidalos – «художник», букв. «искусный») – в греческой мифологии внук афинского царя Эрехтея и сын Метиона, по другой версии сын Эвпалма и внук Метиона. Искуснейший зодчий и ваятель. Изобрел столярные инструменты. После осуждения ареопагом за убийство из зависти своего ученика и племянника, бежал из Афин на остров Крит у царю Миносу. Построил Лабиринт для Минотавра. Научил дочь Миноса Ариадну, как помочь Тесею выйти из Лабиринта. Узнав об этом, Минос заключил в Лабиринт самого Дедала и его сына Икара, откуда их вызволила супруга Миноса Пасифая. Чтобы вырваться из плена, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. В полёте Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск и Икар погиб в море (получившее название Икарийского). Дедал же долетел до Сицилии, где получил приют при дворе царя Кокала.

Считается, что Дедал первый отошел от традиции герм в культовой скульптуре и сделал круглую статую.

стр.89 – Лабиринт – (лат. Labirintus) – в греческой мифологии сооружение со множеством запутанных ходов, из которых было невозможно выбраться. Построен на Крите Дедалом по заказу царя Миноса для чудовища Минотавра. Возможно, легенда возникла под впечатлением дворца в Кноссе со множеством помещений. На стенах и столбах некоторых залов были изображены двусторонние секиры (labrys), жреческие атрибуты.

стр.89 – Коринф (Korinthos) – крупный дорийский торговый город на Истме с гаванями в Сароническом и Коринфском заливах. В Коринфе процветали ремесла. Следует выделить производство керамики и бронзовых изделий.

стр.90 – Барельеф (франц. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность рельефа, выпуклого изображения, при котором оно выступает над фоном менее чем на половину своего объема.

стр.90 Горельеф (франц. haut-relief – высокий рельеф)- разновидность рельефа, выпуклого изображения, при котором оно выступает над фоном более чем на половину своего объема

стр.90 Керкопы (греч. kerkopes –«хвостатые») – в греческой мифологии – карлики, лукавые, лживые горные духи, обитавшие у Фермопил (горное ущелье в Центральной Греции).

стр.90 Аполлон Тенейский –в архаический период (VII-VII вв. до н.э.) в Аргосе были созданы статуи обнаженных мужских фигур, впоследствии получившие название «аполлонов». Часть из них – действительно, изображение бога, но многие – победителей Олимпийских игр либо изображение умерших. Второе название «архаического Аполлона» - курос (юноша). Статуя так называемого Аполлона Тенейского была найдена в городе Тенеи между Коринфом и Микенами. Создана в VI в. до н.э.

стр.90 Эгина – остров и город в Сароническом заливе перед Аттикой. С середины XVIII века до н.э. Эгина – важный торговый центр. Позже была заселена дорийцами Расцвет переживает в VI-V вв. до н. э. Около 500 г. до н.э. в Эгине сооружен храм Афайи, фронтонные группы которого в настоящий момент хранятся в Мюнхенской глиптотеке (см. комментарий).

стр.90 Торвальдсен Бертель – (1768-1844) – датский скульптор, работавший в направлении академического неоклассицизма. В 1797-1838 годах жил и работал в Риме. Занимался коллекционированием. В своей мастерской, располагавшейся в римском Палаццо Барберини (где были собраны знаменитые коллекции антиков) реставрировал «эгинские мраморы». Реставрация заключалась в добавлении утраченных деталей.

стр.90 Мюнхенский музей - Мюнхенская Глиптотека. В 1815 году король Людвиг 1 Баварский купил у кардинала А.Альбани часть собрания античной пластики, которая стала основой музея, открытого в 1830 году.

Глиптотека (греч. gliptos – вырезанный, изваянный, theke – хранилище) – собрание резных камней, а так же собрание античной мраморной скульптуры.

стр.90 Ипполит Тэн (1828-1893) – французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно-исторической школы. Рассматривал искусство как выражение «господствующих типов» разных исторических эпох; расцвет и упадок искусств, смену жанров и стилей объяснял влиянием «расы» (национального характера), «среды» и «исторического момента». Основные труды: Критические опыты» (1858), «Философия искусства» (1865-1869), «История английской литературы» (т. 1-4, 1863-1864), «Происхождение современной Франции» (т. 1-6, 1876-1894).

стр.93 Пенелопа – в греческой мифологии верная супруга Одиссея.

стр.93 Афродита Милосская (Венера Милосская, Мелоская) –прозднеэлленистическаямраморная статуя (около 100 или 130 г. до н.э.) высотой 292 см скульптора Александра из Антиохи. Найдена в 1820 году крестьянином на своем поле на острове Милос (в античные времена – Мелос) в Эгейском море, одном из островов Кикладского архипелага. Руки статуи не обнаружены. Есть предположения, что в левой руке Афродита держала яблоко – эмблему острова Мелос.

Статуя была приобретена французским послом и в 1821 подарена королю Людовику XVIII. Хранится в Лувре.

стр.93 Парфенон – главный храм Афины Девы – покровительницы Афин. Поставлен у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447-438 гг. до н.э., заканчивался отделкой до 432 г. до н.э.). Возведен на месте большого незаконченного (из-за персидского нашествия 480 г. до н.э.) храма.

Зодчие нового храма –Иктин и Калликрат. Парфенон – самый крупный дорический храм в греческой метрополии (30,86х69,51 м), на внешней колоннаде – 8х17 колонн. Оба конца наоса завершаются шестиколонными простильными портиками. План храма включал не только наос для культовой статуи, но самостоятельное помещение в западной части, служившее сокровищницей, и носившее название «Парфенон». Возможно, именно здесь девушки из лучших семей ткали одеяние для статуи Богини. Внутри наоса применена двухъярусная колоннада. Здесь располагалась грандиозная хризоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Афины Парфенос знаменитого Фидия. Парфенон построен из пентелийского мрамора, добываемого близ Афин на возвышенности Пентеликон. Пентелийский мрамор = крупнозернист, включает в себя железо и прослойки слюды, отчего совершенно белый после обработки со временем покрывается золотисктой патиной.

Общая тема акропольского ансамбля – борьбы и победы светлых, разумных сил звучит в рельефах метоп Парфенона – сценах битв греков с кентаврами и амазонками.

Стр.87 – абак – см. комментарий к стр. 36. - student2.ru

стр.93 – Пестум (Современное название греческой Посейдонии) – город в Лукании, основан в VII. до н.э. как ахейская колония. Ранний храм Геры (так называемая базилика) был построен около 550 г. до н.э., немного позже храм Афины (так называемый храм Цереры). Поздний грам Геры (т.н. храм Посейдона) выстроен к 460 г. до н.э. Близ Пестума в устье реки Зелы находилось архаическое святилище Геры, от которого хорошо сохранились рельефные метопы.

стр.94 – Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона. В 335 г. до н.э. основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Его труды посвящены практически всем областям доступного тогда знания. Создал учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Идеи (эйдосы), по Аристотелю, движущие силы вещей и неотделимы от них. Источник движения и изменчивости бытия – «ум», «нус» (перводвигатель). Основные труды: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Эстетика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

стр. 94 – Ксенофонт (около 430-335 или 354 гг. до н.э.) – древнегреческий писатель и истороик. Основные исторические сочинения – «Анабазис», «Греческая история (в 7 книгах)» и др., которые почти полностью дошли до нас.

стр. 94 – греко-персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.) – войны между Персией и греческими полисами, которые боролись за свою независимость.

стр. 94 – Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 гг. до н.э.) – афинский полководец, вождь демократической группировки, архонт и стратег (неоднократно). Сыграл определяющую роль в организации общегреческих сил сопротивления персам в период греко-персидских войн. Добился превращения Афин в морскую державу, возглавлявшую Делосский союз.

стр. 94 – Пирей – морской порт близ Афин

стр. 94 – Кимон (ок. 504 – 449 гг. до н.э.) – афинский полководец, одержавший победы в греко-персидских войнах. Сторонник олигархии, соперник Фемистокла и Перикла.

стр. 94- Тесей – в греческой мифологии аттический герой, считался одновременно сыном афинского царя Эгея и Поссейдона. Его деятельность обусловило объединение жителей Аттики в единый народ, выдвижение Афин из ряда полисов, утверждение панафиней Среди предков Тесея – первый аттический царь Кекроп. Совершил множество славных подвигов, среди которых – победа над Минотавром в критском Лабиринте.

стр. 94 – Перикл (ок. 490 -429 гг. до н.э.) – афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430).Вождь демократической группировки. Его общественные реформы способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства на Акрополе (Парфенон, Пропилеи, Одеон).

Наши рекомендации