Результаты освоения коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»

Личностные результаты

Универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования
Самоопределение - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Смыслообразование - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
Нравственно-этическое оценивание - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия


Метапредметные результаты

Вид УУД/ составляющие Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Регулятивные
Целеполагание -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную
Планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Прогнозирование   - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия  
Учебные действия - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Контроль - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Оценка - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Саморегуляция - использовать речь для регуляции своего действия - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Коммуникативные
- инициативное сотрудничество и взаимодействие - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Управление коммуникацией - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия   - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные
общеучебные - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приёмов решения задач - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач
логические - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  
Знаково-символические - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Информационные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета  


Предметные результаты

Задача реализации курса Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов; - регулировать оптимальную силу голоса; - называть основные органы артикуляционного аппарата; - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией; - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты; - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов    
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы
а) смыслоразличи-тельная функция     - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем   - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные; - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов
в) фонематический анализ и синтез   - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово); - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры; - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением; - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры; - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки   - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных  
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова     - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление) - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками; - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал); - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения   - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///); - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение); - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;
6. Профилактика нарушений чтения и письма - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.; - делить слова на слоги для переноса - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я; - сравнивать звуковой и буквенный состав слова  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Звукопроизношение

Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Просодика

Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определённые речевые отрезки.

Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.

Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)

Фонематические процессы

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Лексико-грамматический строй

Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В 1 классе

Наши рекомендации

№ (кол-во заня-тий) Звукопроизно-шение Просодическая сторона речи Фонематические процессы Лексико-грамматический строй Связная речь Програм-мный материал учебного предмета «Русский язык»
1-4 Обследование речи обучающегося Выявление индивидуальных речевых нарушений. Добукварный период
Гласные звуки
Звук [а] Постановка звука […] 1. Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. 2. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 4. Выделение звука из ряда других звуков. 5. Выделение ударного гласного в начале слова. 6. Выделение гласного звука в односложном слове. 7. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук   1. Лексика: «Наш класс», «Наша школа», «Дни недели» «Расписание. Режим дня». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мои; - различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном   1. Составление простого предложения с глаголами настоящего времени (по картинке). 2. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению   Буква А
Звук [о] Постановка звука […] Буква О
Звук [и] Постановка звука […] Буква И
Дифференциация гласных [А-О-И] Постановка звука […] Буква Ы Буква У
Свистящие: [С][С’][З][З']
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С)   1. Развитие речевого дыхания: - дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов; 2. Темпо-ритмическая организации речи: -воспроизведение простых ритмов ( // - // ) ( / - // - / - //); - воспроизведение простых стихотворных текстов в заданном темпе;   1. Выделение звука из ряда других звуков. 2. Определение наличия звука в слове. 3. Выбор предметных картинок, названия которых включают заданный звук. 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Закрепление понятий «гласный — согласный» звук 1. Лексика: «Наши школа», «Столовая (посуда, продукты)», «Спальня (мебель, спальные принадлежности, белье, одежда)». 2. Грамматика: - формирование навыка изменения числа иен существительных (доска - доски, книга – книги, стул – стулья); - составление словосочетаний, указывающих на пространственное расположение предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.д) 1. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению. 2. Составление мини диалогов с использованием этикетных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Буква У Буква Н
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С) Буква С
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Выделение первого и последнего согласного звука в слове. 3. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий согласный звук». 4. Различение односложных и многосложных слов 1. Лексика: «Наши школа», «Игровая комната (игры, игрушки)» «Комнатные растения». 2. Грамматика: - использование глаголов во множественном числе (достань- достаньте, принеси- принесите, измени – измените…); - составление словосочетаний с личными и указательными местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой, столько) 1. Составление простого предло-жения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков предмета (ясный, сухой, свежий, спелый и т. д.). 3. Установление временной последова-тельности событий по серии картин (2 карт) составление предло-жений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…) Буква К
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) Буква Т
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «твердый — мягкий звук»   1. Лексика: «Осень», «Деревья и кустарники». 2. Грамматика: - составление словосочетаний посредством предлогов в, на, под, обозначающих местоположение, направление (на столе, под стулом, в салатнице); - составление словосочетаний: признак + предмет (спелый абрикос, синяя слива, сочное яблоко, сладкие апельсины). 3. Словообразование: (Листопад, соковыжи-малка, пылесос) 1. Составление простого предложения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков действия (ясно, сухо, свежо, холодно, дождливо и т.д.). 3. Сравнение предметов по вкусу, по цвету (Лимон кислый, а апельсин сладкий. Яблоко красное, а слива синяя)   Буква Л
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) Буква Р
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З) 1. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений. 2. Формирование повествовательной, вопросительной, побудительной интонации. 1. Определение наличия звука в слове. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «звонкий - глухой звук». 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 6. Различение слов, близких по звуковому составу (дуб-зуб, губы-зубы)   1. Лексика: «Осень», «Осенние работы в саду, огороде». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с существительными мужского и жен-ского рода и глаголами настоящего времени 3-го лица (заяц замер, зайчиха замерла, …) - составление словосоче-таний с сущ. в винит. падеже с предлогами в, на, под, отвечающими на вопрос куда? (зреет на дереве, собираем в корзину, упало под яблоню) 1. Составление предложений на заданную тему. 2. Распространение предложений при помощи слов, обозначающих время совершения действия (утром, вечером, осенью, весной и т.д.). 3. Составление предложений по сюжетной картине «Осень. Собираем урожай» Буква В
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З’) Буква Е
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-З’) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (за-зя, зо-зё,…). 2. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости. 3. Звуковой анализ одно- двусложных слов туз стечения согласных (зал, зуб, коза)   1. Лексика: «Осень», «Овощи, фрукты, ягоды». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (в значении местонахождении предмета, отвечающими на вопрос где? ) -составление словосочетаний числительное + существительное (один апельсин, два апельсина, пять апельсинов). 3. Словообразование: (сухофрукты) - образование качественных прилагательных: ягода - ягодный, апельсин- апельсиновый, ананас - ананасовый   1. Обучение вопросно-ответной форме общения: - понимание предложных конструкций выражающих поручение, приветствие, благодарность, приказание. 2. Составление диалогов по теме: в магазине, на рынке (используя консрукции «Сколько стоит, сколько взвесить, пожалуйста, спасибо») Буква П
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-C) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (са-за, су-зю,…). 2. Дифференциация звуков по глухости - звонкости в прямых слогах. 3. Звуковой анализ двусложных слов из открытых слогов, двухсложных слов с закрытым слогом (осы, зима, лиса, сова, завод, замок, синяк, голос). 4. Различение слов, близких по звуковому составу (суп-зуб, коза-коса, розы-росы) Буква М
Сонорные звуки [Л][Л']
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л)     1. Развитие речевого дыхания: - распределить длину выдоха на произношение таблицы гласных и, э, а, о, у, ы; - на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. 2. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания   1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Определение количества звуков, их последовательности в слове из 3-5 звуков без стечения согласных. 3. Составление схемы слова из 2х слогов без стечения согласных с выделением ударного слога (халат, молот, мелок, холод, пенал, укол, дятел, колун, бокал, белый). 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме   1. Лексика: «Осень», «Птицы». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными мужского и женского рода и глаголами прошедшего времени первого и третьего лица (лодка плыла, Николай плыл) - с существительными в родительном падеже с предлогом у в значении принадлежности (у Клавы, у волка, у белки)   1. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины) составление предложений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…). 2. Составление предложений с глаголами в настоящем и прошедшем времени: «плывет- плыл, бежит - бегал» Буква З
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л) Буква Б
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) 1. Выделение ударного гласного в слове, последнего звука в слове. 2. Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов, с опорой на гласные звуки. 3. Практическое закрепление понятий «гласный — согласный» звук 1. Лексика: «Животные», «Домашние животные». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в родительном падеже в значении отрицания (нет тополя, нет липы, нет льва). 3. Словообразование: Лед – ледок – льдина – льдьнка – ледник – ледовый – ледяной – гололед 1. Обучение ответам на вопросы где? куда?. 2. Составление по вопросам учителя простых распространен-ных предложений, содержащих обращение к собеседнику с просьбой, вопросом Буква Б
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) Буква Д
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов (ла-ля-ла, лё-ло-лё…). 2. Дифференциация звуков по твердости — мягкости. 3. Сравнение звукового состава слов (лук-люк, мел-мель, угол-уголь, галка - галька). 3. Преобразование слов за счет замены одного звука (галка - палка - полка, белка – булка ) 1. Лексика: «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с сущ. в тв. падеже без предло-га в значении орудия или средства действия (подметал метлой, копал лопатой) - составление словосочетаний местоим. 2-го лица + глагол (ты бежал – вы бежали, ты шел–вы шли) 1. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений «Приглашение гостей, представление себя». 2. Составление рассказа-описания дороги домой Буква Я
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) Буква Я
Шипящие звуки [Ш][Ж], дифференциация свистящих - шипящих звуков.
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ш)   1. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – воспроизведение слоговых цепочек со сменой ударения (ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША). 2. Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. 3. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений (скажи голосом Маши, голосом Медведя) 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющейся гласной и ударением (шА-шо-шу,ша-шО-шу, ша-шо-шУ,…). 2. Слоговой и звуковой анализ 2-3 сложных слов без стечения согласных (шина, ушиб, шорох, мешок, машина, малыши,…). 3. Составление схемы слова с выделением ударного слога. 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме 1. Лексика: «Наш город», «Магазин». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными с суффиксами –ик-, -ек-, -к- (уменьшительно-ласкательными); - с существительными в дательном падеже без предлога в значении адресата действия (напишу Мише); - с существительными в творит