Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления «эталонных» речевых образцов;

- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:

- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

- кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

- осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);

- сравнивать слова с близким и противоположным значением;

- обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);

- различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или противоположным значением);

- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать собеседника и вести диалог;

- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по следующим направлениям:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

– в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия;

– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметныерезультаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Слушание.Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.

Говорение.Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

Письмо.Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.

Слово и предложение.Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Фонетика и орфоэпия.Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика.Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков.Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.

Лексика.Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Орфография и пунктуация.Применение правил правописания:

буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

буквосочетания чк, чн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

разделительные ъ и ь;

раздельное написание предлогов с другими словами;

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий
1 четверть
Повторение изученного в 1 классе. (40 часов)   Слова в предложениях.     Деление слов на слоги. Ударный слог.     Звуко-буквенный анализ слов.   Написание буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши.     Слова со смягчающим ь и разделительным ъ.   Работа с прописью.   Речевая практика. Различение слова и предложения. Выделение границ предложения (по заглавной букве и точке). Деление предложений на слова. Определение порядка и количества слов в предложении. Уточнение значений слов. Называние обобщающих слов. Исключение лишнего слова. Отгадывание загадок с объяснением. Составление предложений по сюжетным картинкам, по словам. Составление предложений с предлогами. Вставка пропущенных слов в предложение. Списывание слов и предложений с печатного текста. Письмо под диктовку слов.   Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Выделение последовательности слогов в слове, определение ударного слога. Составление слов из слогов. Дифференциация звуков (гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). Определение места звука в слове. Подбор слов к заданному звуку. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных, в односложных словах без стечения согласных, в двусложных с первым слогом из одного гласного, в двусложных словах из открытых слогов, со стечением согласных. Составление условно-графической схемы звукового состава слов по следам анализа. Составление слов из разрезной азбуки. Вставка пропущенных букв.   Уточнение написания буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши. Подбор слов на звуки [Чʼ], [Ш], [Ж]. Составление условно-графической схемы звукового состава слов по следам анализа. Чтение слогов и слов. Списывание слогов и слов с печатного текста. Письмо под диктовку слов с простой слоговой структурой. Сравнение слов с мягкими согласными на конце и разделительным ъ. Анализ звуко-буквенного состава слов. Чтение слов со смягчающим и разделительным ь. Чтение слов с разделительным ъ. Написание слов со смягчающим и разделительным ь и разделительным ъ.   Закрепление написания строчных и заглавных букв и их соединений в слогах и словах.   Повторение правил речевого этикета. Активизация самостоятельных высказываний в различных учебных ситуациях (поделиться наблюдениями, рассказать алгоритм выполнения задания, проговорить предстоящую работу, прокомментировать, дать словесный отчет). Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Постановка вопросов по картине.
2 четверть
Текст, предложение. Диалог. Слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Речевая практика.     (35 часов)     Текст и предложение.     Диалог.     Слова – названия предметов.     Слова – названия действий.   Слова – признаки предметов.   Слова – помощники.     Вежливые слова.   Однозначные и многозначные слова.     Слова близкие и противоположные по значению.   Выполнение заданий в рабочей тетради.     Речевая практика.     Повторение и закрепление пройденного материала. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Списывание слов и предложений с печатного текста. Письмо под диктовку простых предложений.   Практическое знакомство с диалогом. Ориентировка в речевой ситуации: с какой целью, с кем и где происходит диалог. Чтение диалога по ролям. Обыгрывание диалогов.   Предметы и их названия. Различение слов по вопросам Кто? Что? Подбор слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? на заданную тему. Называние частей предмета. Называние слов, обозначающих сходные и различные части предметов при сравнении похожих предметов. Подбор слов, обозначающих название предметов, с постановкой вопроса. Выделение слов – названий предметов в предложениях. Составление словосочетаний и предложений со словами произвольно и по заданной теме. Списывание с печатного текста. Действия и их названия. Различение слов по вопросам Что делает? Что делал? (Что сделал?) Что будет делать? (Что сделает?). Подбор слов, обозначающих действие, на заданную тему. Выделение слов в предложениях. Подбор близких по значению слов, обозначающих действие. Согласование слов по вопросам. Письмо под диктовку предложений.   Признаки предметов и их названия. Название признака предмета по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие? Подбор слов, обозначающих признаки предмета. Выделение слов в предложении. Согласование слов по вопросам с опорой на иллюстрацию. Списывание предложений с печатного текста.   Практическое знакомство с наиболее употребительными предлогами с опорой на иллюстрации и моделирование пространственных отношений. Нахождение предлогов в предложениях. Раздельное написание предлогов со словами (опора на схему). Практическое закрепление использования предлогов при составлении предложений. Списывание с печатного текста словосочетаний с предлогами.   Уточнение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое закрепление речевых форм этикета.   Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений. Нахождение значений слов в словаре. Нахождение однозначных и многозначных слов в предложениях с уточнением их значения. Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Письмо под диктовку.   Практическое знакомство со словами близкими и противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с близким и противоположным значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Поиск слов для составления предложения (среди предложенных учителем слов). Подбор заголовка к тексту. Письмо под диктовку предложений.   Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.   Выражение собственного мнения при обсуждении значений слов, подбора слов для составления предложения. Активизация самостоятельных высказываний в учебных ситуациях (поделиться наблюдениями, рассказать алгоритм выполнения задания, проговорить предстоящую работу, прокомментировать, дать словесный отчет).  
3 четверть
Слово и слог. Ударение. Звуки и буквы. Алфавит. Речевая практика. (50 часов)   Слово и слог.     Перенос слов.     Ударение.     Звуки и буквы.     Русский алфавит, или Азбука.   Гласные звуки.     Согласные звуки.   Буквы Й и И.   Твёрдые и мягкие согласные звуки.     Выполнение заданий в рабочей тетради.   Речевая практика.   Повторение и закрепление пройденного материала. Уточнение представлений о слоговом составе слов. Соотнесение количества слогов с количеством гласных в слове. Группировка слов с одинаковым количеством слогов. Составление слов из слогов. Соотнесение схем слов со словами.   Практическое знакомство с правилами переноса слов. Деление слов для переноса. Закрепление способов переноса слов с предварительным проговариванием слогового состава слова. Письмо предложений с переносом слов на другую строку. Исправление ошибок переноса слов.   Наблюдение за произношением ударного слога в слове (слуховые и интонационные ориентиры). Различие в звучании ударных и безударных гласных. Сравнение произношения безударного гласного с его обозначением на письме. Знакомство с правилом постановки ударения в односложных словах и в словах с буквой ё. Обозначение ударения в словах с помощью знака. Проверка правильности ударения в орфоэпическом словаре.   Признаки звуков и букв. Совпадение звука и буквы в слове. Наблюдение за артикуляцией звуков. Выделение первого звука в слове. Звуко-буквенный анализ слова. Наблюдение за изменением звукового состава слова с использование картинок. Знакомство с алфавитом. Показ значения алфавита. Нахождение слов в толковом словаре (ориентировка на алфавит). Распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве) под руководством учителя.   Уточнение характеристики гласных звуков. Буквы для обозначения гласных звуков. Гласные, указывающие на твердость и мягкость предшествующего согласного. Определение ударного и безударного гласного звука. Проверка написания безударного гласного (подбором проверочного слова с помощью учителя). Проверка написания слов по орфографическому словарю.   Уточнение характеристики согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки. Двойные согласные в наиболее употребительных словах, правила их переноса.   Уточнение представлений о звуках [И] [Йʼ]. Сравнение слогового состава слов с буквами И и Й. Практическое закрепление правила переноса слов с буквой Й. Объяснение значения слов. Подбор слов с противоположным значением.   Наблюдение за произнесением и написанием мягких согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных и ь. Парные и непарные согласные. Нахождение в слове букв, обозначающих мягкие согласные. Обозначение мягких согласных в схеме слова.   Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.   Различение текста и не текста. Составление фрагментов высказываний по серии сюжетных картинок. Фиксация символами каждого фрагмента текста. Составление связного высказывания с опорой на символы. Озаглавливание текста.
4 четверть
  Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. (40 часов) Мягкий знак (ь).   Глухие и звонкие согласные звуки.   Шипящие согласные звуки.   Буквосочетания чк, чн.   Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.     Заглавная буква в словах.   Выполнение заданий в рабочей тетради.   Речевая практика.     Повторение и закрепление изученного материала. Сравнение слов с мягкими согласными на конце. Анализ слогового состава слов. Составление схемы слов. Чтение слов со смягчающим ь. Чтение предложений и небольших текстов. Написание слов со смягчающим ь. Перенос слов с ь. Составление текста из предложений с помощью учителя. Списывание слов и предложений с печатного текста.   Дифференциация звонких и глухих согласных. Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих звонкие и глухие согласные. Написание глухих и звонких согласных в конце слова, перед другими согласными, перед гласными. Проверка написания глухих и звонких согласных подбором проверочного слова с помощью учителя. Восстановление деформированного текста. Письмо под диктовку небольшого текста.   Наблюдение за произношением шипящих согласных. Непарные твердые и мягкие шипящие согласные. Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Хоровое проговаривание скороговорок с соблюдением орфоэпических норм и правильной интонации. Наблюдение за произношением и написанием слов с буквосочетаниями чк, чн. Объяснение написания слов. Чтение и запись слов с пропущенными буквосочетаниями.   Сочетание шипящих с гласными. Уточнение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.Закрепление правила написания в упражнениях с комментированием. Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила. Образование формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце. Письмо под диктовку.   Выделение заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов и улиц. Образование ласковых форм имен людей. Объяснение написания заглавной буквы в словах. Составление предложений. Списывание с печатного текста.   Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.   Моделирование речевых ситуаций с использованием иллюстраций учебника и личного опыта обучающихся. Создание небольших собственных высказываний на основе впечатлений, рассматривания иллюстраций учебника.  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

Канакина В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова.

Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. М., 2004.

Тригер Р.Д. Русский язык. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. М.: Парадигма, 2012.

Тригер Р.Д. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова. М., 2003.

Наши рекомендации