Результаты освоения коррекционного курса

«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»

Личностные результаты

Универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы на минимальном уровне У выпускника будут сформированы на достаточном уровне
Самоопределение - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Смыслообразование - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
Нравственно-этическое оценивание - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Метапредметные результаты



Вид УУД/ составляющие Выпускник научится на минимальном уровне Выпускник научится на достаточном уровне
Регулятивные
Целеполагание -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную
Планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Прогнозирование   - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия  
Учебные действия - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Контроль - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Оценка - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Саморегуляция - использовать речь для регуляции своего действия - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество и взаимодействие - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Управление коммуникацией - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия   - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные
Общеучебные - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач
Логические - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  
Знаково-символические - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Информационные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета  

Предметные результаты



Задача реализации курса Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится на минимальном уровне Выпускник научится на достаточном уровне
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов - регулировать оптимальную силу голоса - называть основные органы артикуляционного аппарата - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией, - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов    
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.
а) смыслоразличи-тельная функция     - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем   - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов
в) фонематический анализ и синтез   - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением. - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки   - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных  
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.     - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал) - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения   - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///) - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты
6. Профилактика нарушений чтения и письма - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. - делить слова на слоги для переноса - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я. - сравнивать звуковой и буквенный состав слова  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

(для начальной ступени образования)

Звукопроизношение

Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Просодика

Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.

Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.

Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)

Фонематические процессы

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Лексико-грамматический строй

Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации