Ожидаемые результаты освоения курса.

А.В.ЛУКЬЯЩЕНКО

История и методология науки

Учебно-методическое пособие

Москва 2013

 
  Ожидаемые результаты освоения курса. - student2.ru

УДК

ББК

Б

А.В.Лукьященко. История и методология науки:Учебно-методическое пособие. – М.: 2013. –74 с.

Ожидаемые результаты освоения курса. - student2.ru ISBN © Лукьященко Алексей Викторович , 2013

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Требования к результатам освоения дисциплины

Задачи дисциплины

Ожидаемые результаты освоения курса

СТРУКТУРА КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

Классическая и современная философская литература

Дополнительная литература

Справочная литература

Интернет-ресурсы

Обучающие компьютерные программы, кино- и телефильмы, мультимедиа

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

8. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Дисциплина «История и методология науки» является базовым курсом М.1 общенаучного цикла и адресована студентам-магистрантам, обучающимся по направлению «Лингвистика». Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов связанных с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки. Важно подчеркнуть, что область историко-научных исследований, а также истории и методологии науки, - необходимые компоненты круга гуманитарных дисциплин, часть философской антропологии и культурологии, как они сложились во второй половине ХХ века.

Программа, разработанная с учетом обозначенных условий, решает следующие задачи:

а) систематизация знаний слушателей о науке, основных этапах её истории и современном состоянии с акцентом на гуманитарной области знания;

б) выработка навыков профессионального уровня научно-исследовательской работы, предполагающего свободное владение правилами и приёмами логико-понятийного мышления, освоение всего выработанного в науке арсенала методологических средств;

в) формирование ясных представлений о структуре научной теории, принципах её построения, динамике и закономерностях развития научного знания;

г) понимание особенностей современного этапа развития науки, её роли в разрешении современных глобальных проблем техногенной цивилизации, социальной роли и нравственной ответственности ученого.

1.2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций магистранта:

ОК-1 - ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме

ОК-2 - руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума

ОК-3 - обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов

ОК-4 - готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений

ОК-5 - осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию

ОК-6 - владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач

ОК-7 - владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи

ОК-8 - умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования

ОК-9 - способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях

ОК-10 - знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

ОК-11 - стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития

ОК-12 - понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ПК-31 - владеет современной научной парадигмой, имеет системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности

ПК-32 - умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач

ПК-33 - владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности

ПК-34 - умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач

ПК-35 - умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности

ПК-36 - владеет современной информационной и библиографической культурой

ПК-37 - умеет изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии языка, в общественной, политической и культурной жизни иноязычного социума

ПК-38 - способностью определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования

ПК-39 - умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных

ПК-40 - способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы

ПК-41 - владеет приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок

ПК-42 - способностью формировать представление о научной картине мира

ПК-43 - способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность

ПК-44 - способностью к самостоятельному освоению инновационных областей и новых методов исследования

ПК-45 - способностью использовать в познавательной и исследовательской деятельности знание теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач

ПК-46 - способностью самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость

ПК-47 - подготовлен к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения

Основная цель освоения дисциплины «История и методология науки» - продемонстрировать и обсудить специфику методологии современных историко-научных исследований, познакомить слушателей с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки, сформировать у слушателей навыки методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем с видением их в мировоззренческом контексте истории науки.

1.3. Задачи дисциплины:

· научить студентов в информации о природе и социуме дифференцировать научное, лженаучное и околонаучное знание;

· способствовать формированию научного мировоззрения, систематизации знаний слушателей о науке, основных этапах её истории и современном состоянии с акцентом на гуманитарной области знания;

· подготовить к восприятию новых научных фактов и гипотез;

· сформировать ясные представления о структуре научной теории, принципах её построения, динамике и закономерностях развития научного знания;

· дать студентам основы знаний методологии и её уровней;

· способствовать усвоению слушателями знания истории науки как неотъемлемой части истории человечества;

· сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.

· представить основные концепции и модели развития науки, предложенные в ХХ веке;

· построить общую картину эволюции в ХХ веке проблематики методологии и философии науки в связи с развитием области историко-научных исследований;

· дать представление об основных этапах исторического развития науки как важнейшего феномена западноевропейской культуры;

· продемонстрировать особенности современного этапа развития науки, её роли в разрешении современных глобальных проблем техногенной цивилизации, социальной роли и нравственной ответственности ученого.

· выработать навыков профессионального уровня научно-исследовательской работы, предполагающего свободное владение правилами и приёмами логико-понятийного мышления, освоение всего выработанного в науке арсенала методологических средств;

Необходимостью осуществления перечисленных задач обусловлен подбор программных тем учебного курса. Надо заметить, что программа предполагает и самостоятельное изучение слушателями материала, за которыми признается право на индивидуальные трактовки ряда антиномичных по своей природе вопросов и проблем.

Курс базируется на результатах современной (как зарубежной, так и отечественной) философии науки, социологии знания, истории науки.

Ожидаемые результаты освоения курса.

Знать:

- основные периоды исторического развития науки и техники

- ключевые понятия «наука», «научное знание», «научное сообщество», «теория» и «эмпирия» и их определения

- характер и особенности возникновения основных научных институтов в западной Европе

- ключевые методологические проблемы историко-научных исследований

- основные концепции философии и методологии науки ХХ столетия

- ключевые события в развитии современной науки, отразившиеся в концепциях современной истории и методологии науки

- основные особенности методологии научного познания, их отличие от других форм познания мира

- отличительные черты классификации методов научного познания

- методологический инструментарий общенаучных методов и приёмов исследования

- общую характеристику и особенности методов эмпирического, теоретического уровней познания

- общелогические методы научного познания

Уметь:

- анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа,

- критически оценивать собственные стратегии анализа и представления результатов исследований различного типа,

- применять при необходимости накопленный опыт для решения нестандартных исследовательских и проектных задач,

- применять современные методики анализа в учебном процессе.

Владеть:

- техниками анализа текстов различного происхождения,

- навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы над текстами,

- методиками персонального и коллективного представления результатов аналитической работы.

СТРУКТУРА КУРСА

Содержание курса Часы (лекции) Самостоятельная работа
Часть 1: Наука: проблема возникновения и формы бытия (12 ч.)    
Тема 1.1. Наука: проблема возникновения и функции. Основные стороны бытия науки.  
     
Тема 1.2. Наука: проблема отграничения научного знания от других типов знания. Научное знание как система, его особенности и структура.  
Тема 1.3. Классификация наук и проблема периодизации истории науки.  
Тема 1.4. Традиции и новации в развитии науки и возникновении нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки и смена типов научной рациональности.  
Тема 1.5. Современные концепции развития науки.  
Тема 1.6. Наука и этика. Этос науки.  
Часть 2 История науки: возникновение науки и основные этапы ее исторической эволюции (12 ч.)    
     
     
Тема 2.1. Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний в Древнем мире. «Протонаука» Античности: основные особенности и достижения.  
Тема 2.2. Европейское Средневековье: второй этап развития протонауки.  
Тема 2.3. Возникновение опытной науки в эпоху Возрождения и Новое время (XVI - XVII вв.)  
Тема 2.4. Классическая наука XVIII-XIX вв.  
Тема 2.5. Неклассическая наука конца XIX – первой половины XX веков.  
Тема 2.6. Постнеклассическая наука конца XX – начала XXI века.  
Часть 3 Проблемы методологии науки (10 ч.)    
Тема 3.1. Метод и методология. Классификация методов научного познания.  
Тема 3.2. Общенаучные методы и приёмы исследования.  
Тема 3.3. Общая характеристика методов эмпирического уровня познания.  
Тема 3.4. Общая характеристика методов теоретического уровня познания.  
Тема 3.5. Общелогические методы научного познания.  
Всего

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть 1

Наука: проблема возникновения и формы бытия

Тема 1.1. Наука: проблема возникновения и функции. Основные стороны бытия науки.

Понятие науки.Наука в истории общества.Наука как система знания. Наука как социальный институт. Наука как специфическая познавательная деятельность. Наука как традиция. Исторические формы бытия науки.

Тема 1.2. Наука: проблема отграничения научного знания от других типов знания. Научное знание как система, его особенности и структура.

Знание – результат познавательной деятельности человека. Многообразие знаний и их типология.Знания обыденные и научные. Характерные черты научного знания. Основные уровни и методы научного познания.

Наши рекомендации