Для решения спорных вопросов сюжета, хорошо прибегать к разыгрыванию сцен из сказки.

Рассмотрим эту модель занятий, для наглядности, на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».

Занятие 1. Читаем сказку

Перед началом занятий по этой сказке Вам нужно подготовить две книги: «Сказку о рыбаке и его жене» братьев Гримм и «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Скорее всего, ребята Вам скажут, что прекрасно знают эту сказку. Безусловно, они приблизительно помнят сюжет. И вот здесь их подстерегает первая неожиданность. Откройте им маленький секрет, что, оказывается, сюжет своей сказки Пушкин прочитал у братьев Гримм. Здесь, конечно, необходим также небольшой экскурс в историю Германии и биографию самих братьев Гримм - великих собирателей народных сказок.

Далее предложите ребятам прочитать сказку, распределяя роли рыбака, рыбки, жены рыбака и рассказчиков среди ребят.

Вы: «Давайте вместе прочитаем эту сказку. Мне одному (- ой) не справиться, да и не интересно. Другое дело – вместе. Только, конечно, будем читать не все хором. Давайте распределим роли. Кто-то будет очевидцем-рассказчиком. Знаете, что такое «очевидец?» Это тот, кто видел какое-нибудь событие своими газами, то есть присутствовал при этом событии. Ну, а рассказчик - это тот, кто рассказывает либо о том, что видел сам, либо о том, что ему уже кто-то рассказал. По-моему, веселее будет, если мы будем читать текст рассказчика от первого лица, как очевидцы событий, как вы считаете? Как будто, мы лично присутствовали при всем происходящем….

Итак, кто хочет быть рассказчиком? Сколько желающих, столько и будет очевидцев. Будете читать по одному предложению. Как будто вместе рассказывать историю.»

Далее Вы должны распределить роли рыбака, камбалы и жены рыбака.

По Вашей команде ребята-рассказчики начинают читать. Важно поддерживать заданный тон игры и в процессе чтения, поддерживая и провоцируя ребят, которые читают сказку от имени рассказчика, своими замечаниями («Да что вы говорите?», « Не может быть!» и т.п.)

Если ребят на роли рыбака, камбалы и жены рыбака будет тоже по несколько человек, можно предложить им читать по очереди.

В процессе чтения Вам ни в коем случае нельзя отвлекаться и позволить ребятам просто дочитать сказку до конца. Сам процесс чтения должен быть не механическим, а осмысленным. К примеру, ребята читают до момента «сидел он и сидел». И тут вы говорите: ««Сидел и сидел», наверное, долго сидел. Слово-то случайно не повторяется, как думаете?» Нужно обязательно узнать мнение ребят по этому поводу. Попробовать «разыграть этот момент». Представить, как по-Вашему мнению «Сидел», попросить ребят попробовать показать, как можно «сидеть», когда ловишь рыбу.

После беседы рыбака с рыбой-камбалой, педагогу необходимо обсудить этот момент с ребятами (почему отпустил, чем руководствовался, как себя чувствовал рыбак – испугался, удивился и т.п.).

Следующий момент, требующий обсуждения – беседа рыбака с женой. Вам необходимо понять, почему она сразу захотела что-то попросить у камбалы-рыбы. Почему рыбак не захотел идти назад к рыбе. Просто лень ему было или же он руководствовался другими мотивами?

Продолжаем чтение, прерывая его после второй беседы рыбака и камбалы.

Тут у Вас вновь возникает ряд вопросов: почему море изменило цвет? Что это может означать? Непонятно. А, может быть, это специально очевидцы так говорят, чтобы нас попугать? Нет? Наверное, море все-таки как-то связано с рыбой? Отражает ее отношение к происходящему?

А что означает стишок, который читает рыбак, - это его «представление» рыбе? Так он решил ей представиться и рассказать, что ему нужно? А еще этот стишок как-то похож на «заклинание», как будто рыбак ворожит, призывая рыбу. Его даже можно попробовать произнести на разные лады. Как рыбак излагает рыбе просьбу? Что он испытывает при этом (стыд, неудобство, уверенность в своей правоте?).

Читаем следующий отрывок о беседе рыбака с женой. Педагог вмешивается после слов о том, что они пошли спать. Ваши вопросы:

Довольна ли жена? А сам рыбак?

Читаем следующий фрагмент о том, какая беседа состоялась у рыбака с женой через пару недель. Необходимо отметить, изменилась ли манера обращения жены к рыбаку, изменилось ли отношение самого рыбака к походу к рыбе.

Читаем следующий фрагмент – беседа рыбака с рыбой. Отмечаем изменение цвета моря. Замечаем, что рыба стала немногословной.

Читаем фрагмент прихода рыбака к жене до ухода на сон. Необходимо отметить подробное описание прекрасного замка, отношение жены рыбака и самого рыбака ко всему происходящему.

Читаем далее до ухода рыбака к морю. Сколько времени прошло на этот раз до появления нового желания у жены рыбака? Отмечаем изменение манеры разговора.

Читаем фрагмент про приход рыбака к морю и совсем краткую беседу рыбки с ним. Отмечаем изменение моря.

После прочтения следующего фрагмента (приход рыбака к жене и новый уход к рыбе), Вы акцентируете внимание детей на том, что на этот раз от одной просьбы до другой проходит совсем мало времени. Жена рыбака пробыла королевой до его возвращения домой после разговора с рыбкой, и сразу же захотела стать императрицей, даже не успев толком «покоролевствовать».

Читаем фрагмент беседы рыбака и рыбы, акцентируя внимание на изменении моря и душевных терзаниях рыбака.

После прочтения следующей беседы рыбака с женой, Вам следует обратить внимание детей на то, как подробно и интересно описаны императорские покои, как тщательно все разглядывает рыбак, как старается убедить жену, что она прекрасно выглядит, как пытается ее вразумить, спорит с ней. Как изменился характер жены, замечает ли она все красоты, которые ей дало императорское звание, зачем ей оно? Нужно объяснить ребятам, кто такой римский папа. Ужаснуться, что жена захотела уж и вовсе невозможного - возглавить Римскую католическую церковь, которую и возглавлять-то может только мужчина.

Читая следующий фрагмент, обычно сами дети отмечают изменившийся цвет моря. А Вы и не знаете уже, сочувствовать рыбаку или нет?

Читаем фрагмент сказки, в котором жена, ставшая Римским Папой, хочет стать Богом. Должность римского папы ей, явно, никакой радости не принесла («сидит истуканом»). Необходимо отдельно остановиться на моменте, когда жена вынуждена взять тайм-аут - не может придумать, кем бы ей еще стать.

В сказке говорится, что ей мешает уснуть жадность. В чем же заключается ее жадность? Можно ли посчитать, что ее жизнь стала счастливее оттого, что все ее желания стали исполняться? Вы можете спровоцировать ребят, задав вопрос: «Может, и в самом деле рыба может сделать жену рыбака и Богом, раз сделала ее уже Римским Папой?» Очень интересно слушать рассуждения ребят по этому поводу. И все же, зачем жене рыбака все это нужно? Как сказалась на ее поведении и характере возможность исполнения всех желаний?

Читаем последний, финальный отрывок. Задержите внимание ребят на описании моря. Очень интересна и финальная фраза сказки «Так сидят они там и доныне». Рыбак тоже оказался наказан.

Закончить чтение нужно благодарностью всем участникам.

Но некоторые моменты сказки по-прежнему остались Вам «непонятны».

И Вы предлагаете ребятам разыграть некоторые фрагменты сказки в лицах (беседы рыбака с женой, как изменяется их поведение в зависимости от разных бесед, беседы с рыбкой).

На прощание попросите ребят обсудить эту сказку дома с родителями. А на следующем занятии расспросите их о том, что думают их родители по поводу прочитанной сказки, согласились ли они с мнением детей. Затем предложите детям прочитать таким же образом сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Вначале также обязателен небольшой исторический экскурс в историю нашей страны. Чтение проходит по тому же принципу, что и чтение предыдущей сказки. После прочтения ребятами разыгрываются некоторые фрагменты сказки, оставшиеся «непонятными» Вам. После занятия вновь предложите ребятам обсудить сказку с родителями.

Наши рекомендации