Влияющие на успешность развития

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА

Требования, предъявляемые к учителю на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творче­ский подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не толь­ко выявлять наличие актерских способностей, но и формировать Педагогический артистизм, создавая для учителя такую среду, в которой бы он мог с учетом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.

Для развития педагогического артистизма нужны соответству­ющие условия, которые можно разделить на внешние и внутрен­ние. К наиболее существенным внешним условиям относятся.

Общественные условия, действующие на уровне государства:
высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с
современной социальной ситуацией; разработка принципов орга­низации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в
обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учи­тельской профессии (в том числе и через улучшение материаль­ного положения педагогов); изменение роли учителя в педагоги­
ческой деятельности: переход от исполнения функций «передат­чика знаний» к исполнению функций «актуализатора развития»;
усиление роли авторских технологий, школ и педагогических систем, в которых эстетические, духовные и нравственные ценности создателей и реализаторов персонифицируются.

Профессионально-образовательные условия, действующие на
уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации пе­дагогических кадров: разработка нового содержания, методов и форм
подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе
привлечение методов и приемов из арсенала театральной педаго­гики); диагностика педагогического артистизма; разработка спе­циальных программ, ориентированных на развитие артистизма.

Деятельностные условия, функционирующие на уровне от­
дельного образовательного учреждения и связанные непосредственно
с профессиональной деятельностью педагога. Эти условия можно в
свою очередь классифицировать на:

а) психологические: обеспечение общего фона для развития пе­дагогического артистизма; высокий духовный настрой жизнедея­тельности школы; большой запас творческого потенциала педа­гогического коллектива; теплая психологическая атмосфера; со­
здание активного личностного климата; отношение к учителю как
к самостоятельному, свободному деятелю; предоставление учителям права на поиск и ошибки в нем; тактичность и неофициаль­ность при обсуждении деятельности;

б) организационные: создание постоянно действующих семинаров и мастерских; проведение мероприятий, показывающих са­мобытность, своеобразие учителя, и конкурсов на выявление наи­более артистичных педагогов;

в) управленческие: отбор педагогов в школу по качествам личности, а не по одним только формальным показателям (стаж, заслу­ги, опыт); установление с каждым педагогом личностно значимых
индивидуальных отношений; изменение способов и приемов атте­стации педагогов; включение показателей, характеризующих арти­стизм, во внутришкольную оценку труда педагога, учет при оцен­ке деятельности педагога критериев личностного подхода (значи­мость для учеников, оригинальность, выразительность и др.); уважительное отношение при экспертной оценке (артистичные педа­гоги, как правило, люди ранимые, впечатлительные); поощрение артистичных учителей, предоставление определенных преимуществ.

Внутренние условия успешности развития педагогического ар­тистизма включают в себя следующие факторы.

1. Определенные особенности психофизиологической сущности личности (особенности типа высшей нервной деятельности, тем­перамент, индивидуальные черты характера; своеобразие процес­сов возбуждения и торможения, способность к саморегуляции; такие показатели познавательных, эмоциональных и волевых ка­честв, как внимание, наблюдательность, воображение, интуиция; специфика сенсорной организации и др.).

Благоприятными факторами для развития педагогического арти­стизма являются сильная нервная система, уравновешенность и под­вижность процессов возбуждения и торможения. Такой педагог мо­жет легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время живо реагировать на отношение учеников, быстро перестраи­вая в нужных случаях содержание и форму урока. Способность к са­морегуляции, гибкость нервной системы позволяют учителю изме­нять отдельные проявления своей личности, самообновляться.

А. П. Ленский писал: «Абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает чело­века крайне непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании дает хорошего актера, и только крайняя чувстви­тельность при полном самообладании — великого исполнителя»1.

От чуткости педагога к различным раздражителям во многом зависит восприятие действительности. Развитое воображение обес­печивает переработку и комбинацию различных впечатлений. Ис­следования показывают, что более успешно овладевают педагоги­ческим артистизмом учителя с богатым внутренним миром, ин­тенсивными эмоциональными реакциями, экспрессивностью по­ведения, экстраверсией, умеющие хорошо идентифицировать себя и мир с образным представлением.

О такой особенности человека, как способность образно мыс­лить и сочетать, на первый взгляд, несочетаемое, хорошо сказал В. Солоухин:

Какого вкуса чувства наши — И скорбь, и лютая тоска? И впрямь горька страданий чаша? Любовь и впрямь, как мед, сладка? Горчинка легкая в стакане У грусти явственно слышна. Живая соль на свежей ране, Когда обида солона.

1 Ленский А. П. Заметки актера // Артист. — 1894. — № 43. — С. 82.

Соответственно, можно предположить, что у учителей с до­минированием таких черт, как интроверсия, бесстрастность вос­приятия и отклика на происходящее, эгоцентричность, выра­ботка артистизма затруднена. Высокая эмоциональность прояв­ляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, по­нимании и проявленном сочувствии к переживаниям ребят. Раз­витое образное ощущение мира дает возможность педагогу со­здавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и сим­волы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.

Педагогический артистизм основывается на гармонии мышле­ния и чувства. Надо ли доказывать, что «сухие», сугубо «информа­ционные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказыва­ются малодейственными? Чувственный мир ребенка — своеоб­разный катализатор его познавательной и практической деятель­ности; убеждения личности вне чувств не существуют, и они тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувства­ми, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями1. По­этому так велика роль умения учителя выражать свои чувства, де­лать их понятными и притягательными для детей; вызывать сочув­ствие, сопереживание, заражая ребят своими реакциями. Педаго­гов надо учить этому, ведь взрослые рациональнее и сдержаннее ребенка, часто они стесняются выражать свои эмоции, стыдятся глубокой взволнованности. И напрасно.

Проводником чувства, по К.С.Станиславскому, является вни­мание. Любое искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир; управляемое внимание позволяет сосредото­чить силы ума и души. В. А. Кан-Калик отмечает, что умение кон­центрировать внимание, переключать его по своей воле необхо­димо педагогу едва ли не в большей степени, чем актеру. Внима­тельный человек больше других получает и больше отдает; его внутренний мир содержателен, манит окружающих людей.

М. О. Кнебель писала: «Мы не можем себе представить, что нам суждено увидеть, но мы должны быть готовы воспринять это открыто, с удивлением и радостью».

Педагогический артистизм основан на умении не только кон­центрировать внимание на объектах, но распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле вни­мания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, непо­нимания, а также следить за своим поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).

С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательно­сти — интереса ко всем проявлениям действительности, стремле­ние понять и эмоционально пережить происходящее, диалектический взгляд на жизнь. Педагогическая наблюдательность — это прежде всего способность проникать в тайники детской души.

Творческая фантазия и воображение — решающие моменты любого творчества. Уровень развития воображения неразрывно связан с творческой активностью личности. Своеобразие педаго­гического воображения выражается в том, что ему присущи чер­ты художественного творчества. Художественность педагогическо­го воображения заключается в способности сделать образным из­лагаемый материал. Оно выступает как разновидность образного педагогического мышления и помогает артистичному учителю не только мыслить образами, но и внедрять эти образы-«видения» в ткань педагогической деятельности; воспроизводить и содержа­тельно интерпретировать те или иные эпизоды урока. Строить пред­положения, угадывать возможные события урока, прибегать к метафорам, сравнениям из разных областей действительности. С од­ной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, эмоционально­стью, зримостью художественно-образного мышления. Воспитать в себе умение каждый раз по-новому смотреть на известное, стрем­ление делать урок увлекательным можно, владея творческой фан­тазией.

Интуиция также играет важную роль в педагогическом арти­стизме. В педагогической действительности многообразие и непо­вторимость ситуаций, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, ко­торой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невоз­можным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывает­ся в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу уви­деть правильное решение (В. И. Загвязинский). С. А. Гильманов рас­сматривает интуицию как феномен, обеспечивающий связь со­знания с подсознательной сферой психики, в которой базируется богатый опыт, накопленный в течение всей жизни. «Подключе­ние» подсознания позволяет использовать этот опыт (знания, спо­собы деятельности, установки и т.д.). «Прорыв» подсознательно­го опыта в сознание представляется неожиданным «озарением», необъяснимым нахождением ответа, прямым видением решения сложной проблемы. Регулятором, «включателем» механизма ин­туиции являются эмоции1.

Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в са­мом процессе педагогической деятельности и ведет к способно­сти прогнозировать результаты деятельности. Нередко интуиция

1 См.: Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982.

2 См.: Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

рождает в человеке уверенность в правильном решении, когда никаких аргументов, доказывающих эту правильность, нет. Если во время подготовки к уроку педагог представил его мысленно и эмоционально, то, помня об этих чувствах во время урока, он уже проявляет интуицию, которая выступает в форме опереже­ния. Последнее заключается в том, что учитель предвосхищает будущее настроение (свое и класса); предвосхищение происходит за счет того, что он удерживает всю целостную линию настрое­ний, весь эмоциональный образ класса и урока (Ж. В. Ваганова).

С. А. Гильманов отмечает, что особенно часто интуиция про­является при решении коммуникативных задач: неосознанное «вчувствование» в состояние учеников и обусловленная этим кор­рекция поведения учителя; нахождение верных средств воздей­ствия на учащихся. В коммуникативной деятельности интуитивное решение само может не осознаваться и быть выраженным в не­вербальных формах (жест, мимика, взгляд) и других способах воз­действия на личность. Механизм интуиции проявляется в деятель­ности артистичных учителей, творчески устремленных на реше­ние главных педагогических задач. Ш. А. Амонашвили так описы­вает случай, когда он неожиданно для себя решил изменить ход уже спланированного урока: «Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного опреде­ления и описания»1.

2. Высокий социально-нравственный и культурный уровень лично­сти, внутренний багаж педагога. Педагогический артистизм возни­кает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигент­ности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличие от актера, «играет» самого себя. Наличие актерского таланта — очень важное условие, но он только тогда может помочь педагогу раскрыть все богатство своих проявлений, когда сочетается со способностью глу­боко мыслить и чувствовать, постоянной работой над собой, само­совершенствованием. Педагогика требует умения постоянно трудить­ся, а растапливать «печку творчества», как пишет М. О. Кнебель, приходится самим собой, и только в ежечасном «самосгорании» обретаются новые силы. В. И. Немирович-Данченко говорил, что современный художник должен быть «социально воспитанным» человеком. Этим термином он называл человека, у которого на­ряду с навыками общения с людьми, этическими требованиями к себе и людям, реальными нормами поведения наличествует ком­плекс социальных обязательств и стимулов. Бедности души не скрыть за знанием «рецептов» театрального или педагогического дела.

М. О. Кнебель пишет по этому поводу: «...Понятие самоусо­вершенствования мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников, — будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, — мы увидим титаниче­ский труд над самим собой, над овладением мастерством, над глубиной познания мира».

Для артистизма необходимы социокультурные основания — то, что человеком приобретено в течение жизни и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идет прежде всего о личностных смыслах и ценностях челове­ка. М. Н. Ермолова в связи с этим писала: «Актера нельзя воспи­тать и обучить, если не воспитать в нем человека».

Еще одним условием педагогического артистизма является чув­ство юмора — сложное психофизиологическое образование, тес­но связанное со сферой эмоций, субъективная способность лич­ности воспринимать мир и отражать его. Умение шутить в эмоцио-генной обстановке является убедительным выражением педагоги­ческого артистизма. Артистичный педагог использует юмор с боль­шим тактом и осторожностью, способствуя развитию личности ребенка.

Посмотрите, сколько артистизма и юмора в том, как встречает чуть припоздавшего ученика герой рассказа Ф. Искандера «Три­надцатый подвиг Геракла» «гениальный» математик Харлампий Диогенович.

«В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выра­жает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учи­теля. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостепри­имство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой мину­ты. Он дает знать, что само появление такого ученика — редчайший празд­ник для нашего класса и лично для него... что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опоз-даньице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, прой­дет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.

Все это длится несколько секунд. И в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.

Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь ве­ликолепное, например:

— Принц Уэльский»1.

3. Профессиональная направленность личности, личная устрем­ленность применить свои знания, способности, опыт в области пе­дагогической профессии также является одним из условий успеш­ного формирования педагогического артистизма. Если учитель

1 Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., 1986. — С. 13.

2 Искандер Ф. Первое дело. — М., 1972. — С. 20.

искренне устремлен к высоким целям своего труда, если в его душе живет желание помочь детям стать лучше, то все — и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой — ложится в основу определенного качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом. В профессиональ­ной направленности выражаются положительное отношение к про­фессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить духовные потребности. Профессио­нальная направленность предполагает понимание и внутреннее при­нятие целей и задач педагогической деятельности, относящиеся к ней интересы, установки, взгляды. Артистизм становится педаго­гическим только при наличии у учителя педагогического мышле­ния, в котором сконцентрированы этические установки, знания педагога, его профессионально-личностные качества. Артистиче­ские способности включаются в сферу педагогической деятельно­сти при наличии педагогической направленности, обусловленной интересом и любовью к детям, осознанием значимости педагоги­ческой деятельности и развитых педагогических способностей.

К числу факторов, препятствующих успешному становлению педагогического артистизма, можно отнести: собственный опыт учителя, в процессе которого посредством имитации был усво­ен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов; кратковременный успех при использовании авторитарно-подав­ляющих средств в педагогическом процессе; попытки компен­сации чувства неполноценности и неуверенности педагога; су­ществующие предрассудки о «ненужности» артистичности и о более высокой эффективности авторитарного стиля поведения и др.1

Эффективность работы по развитию педагогического артистизма в немалой степени зависит от сформированных положительных мо­тивов и осознания личностной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность, интерес, эмоциональную на­пряженность и т. д. Важно разностороннее художественное образова­ние учителя, включающее в себя формирование эстетических вку­сов и идеалов, развитие способности восприятия и понимания пре­красного в жизни и искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств. Приобщение к эстетическим ценностям подразумевает фор­мирование эстетических знаний, овладение культурным наследием прошлого, становление стремления быть прекрасным во всем. Глав­ная цель при этом — пробить броню эмоциональной бесчувственно­сти, «глухоты», «толстокожести», как говорил В. Сухомлинский, развивать чуткость, тонкость души, поддерживать духовность, вос­питывать культуру потребностей, запросов, желаний.

1 См.: Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой инди­видуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Тюмень, 1998. — С. 127.

Оказать действенную помощь молодому учителю призван раз­работанный нами спецкурс-практикум «Основы педагогического артистизма» (см. программу в приложении). Лекции о сущности педагогического артистизма, о его видах и уровнях, о творческой индивидуальности учителя, о педагогических и актерских способ­ностях необходимы начинающему педагогу для осознания сути явления, для заострения внимания на важных для педагогической деятельности вопросах. Весьма полезными являются и практиче­ские занятия. Это способствует осуществлению дифференциро­ванного подхода к подготовке учителя, обеспечению творческих путей овладения артистизмом, а это, в свою очередь, стимул для дальнейшего творческого поиска в педагогической деятельности.

Основная трудность при развитии педагогического артистизма заключается в том, что он неразрывно связан с конкретной лич­ностью педагога, вне личностного контекста его проявления мо­гут утратить свое очарование и значимость. Есть учителя, основ­ной «конек» которых — совершенное владение речью, есть масте­ра импровизации и т. д. Попытки других скопировать, механиче­ски повторить то, что и как делают они, могут закончиться про­валом, не сработать, не заиграть теми же красками. Поэтому при обучении учителей основам педагогического артистизма следует развивать не отдельные приемы и навыки, а использовать комп­лексный подход. Вспомним то, что мы говорили об образе учите­ля как системе представлений и понятий о его человеческих и профессиональных качествах, ценностях, приоритетах.

Таким образом, системный подход к развитию педагогического артистизма, заключающийся в обеспечении на различных уровнях условий для этого (в том числе создание общего настроя на эстети­чески направленную деятельность, воспитание органической по­требности к творчеству; развитие эстетического вкуса педагога, его сенсорной организации, образно-ассоциативного мышления, во­ображения, эмоциональной отзывчивости; овладение элементами актерской техники, а главное — воспитание стремления к само­познанию, самовоспитанию и самосовершенствованию), создает предпосылки для успешного решения столь непростой задачи.

Вопросы и задания

Назовите наиболее существенные внешние условия развития педагогического артистизма.

Что включают в себя внутренние условия развития педагогического
артистизма?

Какие факторы препятствуют успешному становлению педагоги­ческого артистизма?

От чего зависит эффективность работы по развитию педагогического артистизма? Какие направления может включать в себя эта работа и
какова ее главная цель?

влияющие на успешность развития - student2.ru Рекомендуемая литература

Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учеб­
ном процессе // Реформа школы и развитие педагогического творчества
учителей / Под ред. В.И.Загвязинского. — Тюмень, 1988.

Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой
индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Тюмень,
1998.

Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

Загвязинский В. И. Преподавание как творческий процесс // Вестник
высшей школы. — 1987. — № 7.

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. — М., 1976.

Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-
педагогической подготовке будущего учителя. — Полтава, 1991.


Наши рекомендации