Влияющие на успешность развития
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА
Требования, предъявляемые к учителю на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только выявлять наличие актерских способностей, но и формировать Педагогический артистизм, создавая для учителя такую среду, в которой бы он мог с учетом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.
Для развития педагогического артистизма нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние. К наиболее существенным внешним условиям относятся.
Общественные условия, действующие на уровне государства:
высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с
современной социальной ситуацией; разработка принципов организации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в
обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учительской профессии (в том числе и через улучшение материального положения педагогов); изменение роли учителя в педагоги
ческой деятельности: переход от исполнения функций «передатчика знаний» к исполнению функций «актуализатора развития»;
усиление роли авторских технологий, школ и педагогических систем, в которых эстетические, духовные и нравственные ценности создателей и реализаторов персонифицируются.
Профессионально-образовательные условия, действующие на
уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: разработка нового содержания, методов и форм
подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе
привлечение методов и приемов из арсенала театральной педагогики); диагностика педагогического артистизма; разработка специальных программ, ориентированных на развитие артистизма.
Деятельностные условия, функционирующие на уровне от
дельного образовательного учреждения и связанные непосредственно
с профессиональной деятельностью педагога. Эти условия можно в
свою очередь классифицировать на:
а) психологические: обеспечение общего фона для развития педагогического артистизма; высокий духовный настрой жизнедеятельности школы; большой запас творческого потенциала педагогического коллектива; теплая психологическая атмосфера; со
здание активного личностного климата; отношение к учителю как
к самостоятельному, свободному деятелю; предоставление учителям права на поиск и ошибки в нем; тактичность и неофициальность при обсуждении деятельности;
б) организационные: создание постоянно действующих семинаров и мастерских; проведение мероприятий, показывающих самобытность, своеобразие учителя, и конкурсов на выявление наиболее артистичных педагогов;
в) управленческие: отбор педагогов в школу по качествам личности, а не по одним только формальным показателям (стаж, заслуги, опыт); установление с каждым педагогом личностно значимых
индивидуальных отношений; изменение способов и приемов аттестации педагогов; включение показателей, характеризующих артистизм, во внутришкольную оценку труда педагога, учет при оценке деятельности педагога критериев личностного подхода (значимость для учеников, оригинальность, выразительность и др.); уважительное отношение при экспертной оценке (артистичные педагоги, как правило, люди ранимые, впечатлительные); поощрение артистичных учителей, предоставление определенных преимуществ.
Внутренние условия успешности развития педагогического артистизма включают в себя следующие факторы.
1. Определенные особенности психофизиологической сущности личности (особенности типа высшей нервной деятельности, темперамент, индивидуальные черты характера; своеобразие процессов возбуждения и торможения, способность к саморегуляции; такие показатели познавательных, эмоциональных и волевых качеств, как внимание, наблюдательность, воображение, интуиция; специфика сенсорной организации и др.).
Благоприятными факторами для развития педагогического артистизма являются сильная нервная система, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Такой педагог может легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время живо реагировать на отношение учеников, быстро перестраивая в нужных случаях содержание и форму урока. Способность к саморегуляции, гибкость нервной системы позволяют учителю изменять отдельные проявления своей личности, самообновляться.
А. П. Ленский писал: «Абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает человека крайне непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании дает хорошего актера, и только крайняя чувствительность при полном самообладании — великого исполнителя»1.
От чуткости педагога к различным раздражителям во многом зависит восприятие действительности. Развитое воображение обеспечивает переработку и комбинацию различных впечатлений. Исследования показывают, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя с богатым внутренним миром, интенсивными эмоциональными реакциями, экспрессивностью поведения, экстраверсией, умеющие хорошо идентифицировать себя и мир с образным представлением.
О такой особенности человека, как способность образно мыслить и сочетать, на первый взгляд, несочетаемое, хорошо сказал В. Солоухин:
Какого вкуса чувства наши — И скорбь, и лютая тоска? И впрямь горька страданий чаша? Любовь и впрямь, как мед, сладка? Горчинка легкая в стакане У грусти явственно слышна. Живая соль на свежей ране, Когда обида солона.
1 Ленский А. П. Заметки актера // Артист. — 1894. — № 43. — С. 82.
Соответственно, можно предположить, что у учителей с доминированием таких черт, как интроверсия, бесстрастность восприятия и отклика на происходящее, эгоцентричность, выработка артистизма затруднена. Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявленном сочувствии к переживаниям ребят. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.
Педагогический артистизм основывается на гармонии мышления и чувства. Надо ли доказывать, что «сухие», сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными? Чувственный мир ребенка — своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности; убеждения личности вне чувств не существуют, и они тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями1. Поэтому так велика роль умения учителя выражать свои чувства, делать их понятными и притягательными для детей; вызывать сочувствие, сопереживание, заражая ребят своими реакциями. Педагогов надо учить этому, ведь взрослые рациональнее и сдержаннее ребенка, часто они стесняются выражать свои эмоции, стыдятся глубокой взволнованности. И напрасно.
Проводником чувства, по К.С.Станиславскому, является внимание. Любое искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир; управляемое внимание позволяет сосредоточить силы ума и души. В. А. Кан-Калик отмечает, что умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу едва ли не в большей степени, чем актеру. Внимательный человек больше других получает и больше отдает; его внутренний мир содержателен, манит окружающих людей.
М. О. Кнебель писала: «Мы не можем себе представить, что нам суждено увидеть, но мы должны быть готовы воспринять это открыто, с удивлением и радостью».
Педагогический артистизм основан на умении не только концентрировать внимание на объектах, но распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности — интереса ко всем проявлениям действительности, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, диалектический взгляд на жизнь. Педагогическая наблюдательность — это прежде всего способность проникать в тайники детской души.
Творческая фантазия и воображение — решающие моменты любого творчества. Уровень развития воображения неразрывно связан с творческой активностью личности. Своеобразие педагогического воображения выражается в том, что ему присущи черты художественного творчества. Художественность педагогического воображения заключается в способности сделать образным излагаемый материал. Оно выступает как разновидность образного педагогического мышления и помогает артистичному учителю не только мыслить образами, но и внедрять эти образы-«видения» в ткань педагогической деятельности; воспроизводить и содержательно интерпретировать те или иные эпизоды урока. Строить предположения, угадывать возможные события урока, прибегать к метафорам, сравнениям из разных областей действительности. С одной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, эмоциональностью, зримостью художественно-образного мышления. Воспитать в себе умение каждый раз по-новому смотреть на известное, стремление делать урок увлекательным можно, владея творческой фантазией.
Интуиция также играет важную роль в педагогическом артистизме. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуаций, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение (В. И. Загвязинский). С. А. Гильманов рассматривает интуицию как феномен, обеспечивающий связь сознания с подсознательной сферой психики, в которой базируется богатый опыт, накопленный в течение всей жизни. «Подключение» подсознания позволяет использовать этот опыт (знания, способы деятельности, установки и т.д.). «Прорыв» подсознательного опыта в сознание представляется неожиданным «озарением», необъяснимым нахождением ответа, прямым видением решения сложной проблемы. Регулятором, «включателем» механизма интуиции являются эмоции1.
Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности. Нередко интуиция
1 См.: Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982.
2 См.: Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.
рождает в человеке уверенность в правильном решении, когда никаких аргументов, доказывающих эту правильность, нет. Если во время подготовки к уроку педагог представил его мысленно и эмоционально, то, помня об этих чувствах во время урока, он уже проявляет интуицию, которая выступает в форме опережения. Последнее заключается в том, что учитель предвосхищает будущее настроение (свое и класса); предвосхищение происходит за счет того, что он удерживает всю целостную линию настроений, весь эмоциональный образ класса и урока (Ж. В. Ваганова).
С. А. Гильманов отмечает, что особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач: неосознанное «вчувствование» в состояние учеников и обусловленная этим коррекция поведения учителя; нахождение верных средств воздействия на учащихся. В коммуникативной деятельности интуитивное решение само может не осознаваться и быть выраженным в невербальных формах (жест, мимика, взгляд) и других способах воздействия на личность. Механизм интуиции проявляется в деятельности артистичных учителей, творчески устремленных на решение главных педагогических задач. Ш. А. Амонашвили так описывает случай, когда он неожиданно для себя решил изменить ход уже спланированного урока: «Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания»1.
2. Высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, внутренний багаж педагога. Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличие от актера, «играет» самого себя. Наличие актерского таланта — очень важное условие, но он только тогда может помочь педагогу раскрыть все богатство своих проявлений, когда сочетается со способностью глубоко мыслить и чувствовать, постоянной работой над собой, самосовершенствованием. Педагогика требует умения постоянно трудиться, а растапливать «печку творчества», как пишет М. О. Кнебель, приходится самим собой, и только в ежечасном «самосгорании» обретаются новые силы. В. И. Немирович-Данченко говорил, что современный художник должен быть «социально воспитанным» человеком. Этим термином он называл человека, у которого наряду с навыками общения с людьми, этическими требованиями к себе и людям, реальными нормами поведения наличествует комплекс социальных обязательств и стимулов. Бедности души не скрыть за знанием «рецептов» театрального или педагогического дела.
М. О. Кнебель пишет по этому поводу: «...Понятие самоусовершенствования мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников, — будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, — мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерством, над глубиной познания мира».
Для артистизма необходимы социокультурные основания — то, что человеком приобретено в течение жизни и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идет прежде всего о личностных смыслах и ценностях человека. М. Н. Ермолова в связи с этим писала: «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».
Еще одним условием педагогического артистизма является чувство юмора — сложное психофизиологическое образование, тесно связанное со сферой эмоций, субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Умение шутить в эмоцио-генной обстановке является убедительным выражением педагогического артистизма. Артистичный педагог использует юмор с большим тактом и осторожностью, способствуя развитию личности ребенка.
Посмотрите, сколько артистизма и юмора в том, как встречает чуть припоздавшего ученика герой рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» «гениальный» математик Харлампий Диогенович.
«В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика — редчайший праздник для нашего класса и лично для него... что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опоз-даньице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.
Все это длится несколько секунд. И в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.
Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное, например:
— Принц Уэльский»1.
3. Профессиональная направленность личности, личная устремленность применить свои знания, способности, опыт в области педагогической профессии также является одним из условий успешного формирования педагогического артистизма. Если учитель
1 Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., 1986. — С. 13.
2 Искандер Ф. Первое дело. — М., 1972. — С. 20.
искренне устремлен к высоким целям своего труда, если в его душе живет желание помочь детям стать лучше, то все — и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой — ложится в основу определенного качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом. В профессиональной направленности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить духовные потребности. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач педагогической деятельности, относящиеся к ней интересы, установки, взгляды. Артистизм становится педагогическим только при наличии у учителя педагогического мышления, в котором сконцентрированы этические установки, знания педагога, его профессионально-личностные качества. Артистические способности включаются в сферу педагогической деятельности при наличии педагогической направленности, обусловленной интересом и любовью к детям, осознанием значимости педагогической деятельности и развитых педагогических способностей.
К числу факторов, препятствующих успешному становлению педагогического артистизма, можно отнести: собственный опыт учителя, в процессе которого посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов; кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе; попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога; существующие предрассудки о «ненужности» артистичности и о более высокой эффективности авторитарного стиля поведения и др.1
Эффективность работы по развитию педагогического артистизма в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личностной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность, интерес, эмоциональную напряженность и т. д. Важно разностороннее художественное образование учителя, включающее в себя формирование эстетических вкусов и идеалов, развитие способности восприятия и понимания прекрасного в жизни и искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств. Приобщение к эстетическим ценностям подразумевает формирование эстетических знаний, овладение культурным наследием прошлого, становление стремления быть прекрасным во всем. Главная цель при этом — пробить броню эмоциональной бесчувственности, «глухоты», «толстокожести», как говорил В. Сухомлинский, развивать чуткость, тонкость души, поддерживать духовность, воспитывать культуру потребностей, запросов, желаний.
1 См.: Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Тюмень, 1998. — С. 127.
Оказать действенную помощь молодому учителю призван разработанный нами спецкурс-практикум «Основы педагогического артистизма» (см. программу в приложении). Лекции о сущности педагогического артистизма, о его видах и уровнях, о творческой индивидуальности учителя, о педагогических и актерских способностях необходимы начинающему педагогу для осознания сути явления, для заострения внимания на важных для педагогической деятельности вопросах. Весьма полезными являются и практические занятия. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода к подготовке учителя, обеспечению творческих путей овладения артистизмом, а это, в свою очередь, стимул для дальнейшего творческого поиска в педагогической деятельности.
Основная трудность при развитии педагогического артистизма заключается в том, что он неразрывно связан с конкретной личностью педагога, вне личностного контекста его проявления могут утратить свое очарование и значимость. Есть учителя, основной «конек» которых — совершенное владение речью, есть мастера импровизации и т. д. Попытки других скопировать, механически повторить то, что и как делают они, могут закончиться провалом, не сработать, не заиграть теми же красками. Поэтому при обучении учителей основам педагогического артистизма следует развивать не отдельные приемы и навыки, а использовать комплексный подход. Вспомним то, что мы говорили об образе учителя как системе представлений и понятий о его человеческих и профессиональных качествах, ценностях, приоритетах.
Таким образом, системный подход к развитию педагогического артистизма, заключающийся в обеспечении на различных уровнях условий для этого (в том числе создание общего настроя на эстетически направленную деятельность, воспитание органической потребности к творчеству; развитие эстетического вкуса педагога, его сенсорной организации, образно-ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости; овладение элементами актерской техники, а главное — воспитание стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию), создает предпосылки для успешного решения столь непростой задачи.
Вопросы и задания
Назовите наиболее существенные внешние условия развития педагогического артистизма.
Что включают в себя внутренние условия развития педагогического
артистизма?
Какие факторы препятствуют успешному становлению педагогического артистизма?
От чего зависит эффективность работы по развитию педагогического артистизма? Какие направления может включать в себя эта работа и
какова ее главная цель?
Рекомендуемая литература
Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учеб
ном процессе // Реформа школы и развитие педагогического творчества
учителей / Под ред. В.И.Загвязинского. — Тюмень, 1988.
Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой
индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Тюмень,
1998.
Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.
Загвязинский В. И. Преподавание как творческий процесс // Вестник
высшей школы. — 1987. — № 7.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. — М., 1976.
Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-
педагогической подготовке будущего учителя. — Полтава, 1991.