Факторы, влияющие на успешность команды

Динамика развития команды

Динамика управленческой команды

Выделяют следующие стадии развития команды:

  • Стадия формирования
  • Стадия психологической напряженности
  • Стадия нормализации
  • Стадия деятельности
  • Стадия распада

Первая стадия, стадия формирования, характеризуется тем, что члены будущей команды осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это – стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена команды.

Вторая стадия – стадия психологической напряженности. Часто ее еще называют стадией шторминга из-за того, что это стадия «бурления» и мощного противостояния различных тенденций и устремлений членов команды. Для этой стадии характерно

  • Сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);
  • Резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;
  • Продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;
  • Оборонительность и соревновательность, разбивка на фракции и выбор союзников, борьба за лидерство;
  • Установление нереалистических целей;

Со временем, однако, членам команды удается по большей части спорных вопросов выработать единую позицию, зафиксировать свои командные роли, взаимные статусы и правила взаимодействия друг с другом. Происходит процесс выработки некой «командной культуры» (по аналогии с «корпоративной культурой»). Это – стадия нормализации. На этой стадии члены группы соглашаются с ролями, предложенными им командой, критика становится конструктивной, появляется и активно развивается взаимопомощь, вырабатываются механизмы «мягкого» разрешения конфликтов, возникает «командная солидарность» и чувство принадлежности к команде, между членами команды возникают личные взаимоотношения.

Следующая стадия – стадия деятельности. Это та стадия, ради которой и шла эволюция команды. На этой стадии команда начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены команды уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения. На стадии деятельности члены команды понимают личностные и групповые процессы, происходящие в команде, сильные и слабые стороны друг друга. Одним из главных мотивирующих факторов становится удовлетворение от результатов командной деятельности.

Как и любой объект или процесс в природе, командная деятельность также имеет свой конец. В конечную стадию своего генезиса – стадию распада, команда может вступить по разным причинам. Однако основных причин две: это достижение командой стоящей перед ней целей или потеря веры ее членов в возможность её осуществления в реальное время. И в первом, и во втором случае, если команда не расформировывается достаточно быстро (как, например, в проектных командах, где закрытие проекта одновременно означает и роспуск проектной команды), то в ней начинают прогрессировать деструктивные процессы: расцветает интриганство, начинают происходить явления саботажа, члены команды начинают терять доверие к своему лидеру и перестают поддерживать «командную культуру».

Способы выработки управленческих решений

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

При разработке управленческих решений важно правильно оценивать сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного варианта решения, наиболее соответствующего целям организации.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы выполнения операций, необходимых при разработке управленческих решений. К ним относятся способы сбора и обработки информации, формирования и анализа вариантов, выбора вариантов действий и т. д. Разнообразие методов достаточно велико. Решение о том, какой метод применять, должно зависеть от реального содержания проблемы, а не от знаний, желания и умения руководителя или сотрудника. Недопустимо применять невыгодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.

Методы принятия управленческих решений.

Существует множество методов, с помощью которых может быть принято

управленческое решение. Вот некоторые из них.

1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности

простых вопросов.

2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые

решаются в первую очередь. Используется при ограниченных

ресурсах.

3. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи,

рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются

вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства

экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо

согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если

большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и

там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока

эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что

выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод

используется для достижения наивысшей эффективности.

5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не

занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных

областях.

6. Модель семикратного поиска

1) анализ проблемной ситуации

2) поиск аналогичных ситуаций

3)уточнение формулировки задачи

4) выдвижение идей по формулировке решений

5) выдвижение ограничений по реализации вариантов решений

6) оценка вариантов решений

7) отбор наиболее предпочтительных вариантов

7. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе

заимствования из других объектов управления.

Факторы, влияющие на успешность команды

В чем заключается успех команды? Какие факторы его формируют? Рассмотрим важнейшие особенности командного успеха.

1. Успех команды заключается в объединении умов. Вспомним принцип "одна голова хорошо, две - лучше!". Стоит уделять особое внимание русским народным пословицам. Их эффективность доказана веками.

При работе нескольких людей над одним проектом создается эффект объединненых усилий. Эффект этот нельзя недооценивать. Нельзя понимать под ним арифметическую прогрессию. Прогрессия геометрическая!

Например, объединяясь в совместную работу, два человека, составляют не 1+1=2, а 1+1=11. Это все примерные расчеты, которые наглядно демонстрируют всю глобальность эффекта объединненых усилий для успеха команды. При этом, стоит отметить, что риск принятия неверных решений сведен к минимуму.

2. Успех команды достигается посредством сокращения временных рамок. Команда работает гораздо быстрее отдельно взятого человека.

3. Взаимозаменяемость - также лежит в основе успеха команды. Каждого члена команды способен заменить кто-то другой. Этот показатель очень важен. Он обеспечивает жизнеспособность системы и ее эффективность, что ведет, в свою очередь, к успеху всей команды

4. Команда способна выполнить такие виды задач, которые не под силу одному человеку в силу своей специфики.

Факторы, формирующие успех команды:

1. Корректный подбор состава команды;

2. Четкие цели команды, четкое распределение обязанностей. Твердая политика ведения бизнеса;

3. Стремление и способность каждого члена команды к сотрудничеству.

Работа в команде: ключевые факторы успеха
Работа командой предполагает как самостоятельность мышления включенных в нее сотрудников, так и вовлеченность сотрудников в общую работу для решения поставленных перед командой задач. Команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку. Команда как единое целое несет ответственность за все, что она делает и не делает. Каковы особенности и ключевые факторы успешной работы в команде? Командная работа относится к разряду особых случаев делегирования полномочий и ответственности. В условиях традиционной структуры задача и относящиеся к ней полномочия возлагаются на обладателя рабочего места. Объединенная компетенция членов группы должна обеспечивать решение задач и достижение целей, которые определены диапазоном полномочий, возложенных на команду. Команда может состоять из сотрудников одного либо разных уровней и подразделений компании. В период работы в составе команды все ее члены имеют равные права и выполняют вытекающие из целей и задач команды обязанности. Для работы в команде не имеет значения, какую должность занимает сотрудник на предприятии. В рамках команды все сотрудники имеют равные позиции. Права и обязанности членов команды служат, с одной стороны, основой организации работы в рамках команды, а с другой — базисом для оценки способностей участников к такой форме работы. Обязанности члена команды Каждый участник команды обязан направить свои силы, знания и возможности на достижение поставленных перед командой целей. При этом он не должен, следуя эгоистическим соображениям, скрывать идеи и решения, необходимые команде, для их последующего использования на основном месте работы.Каждый член команды обязан свободно высказывать свои мысли по возникшим проблемам без оглядки на обязательства, которые связывают его с руководителем по основному месту работы.Никто из участников командной работы не должен ставить свою активность в зависимость от отношения группы к его рекомендациям. Более того, каждый член команды должен быть готов подчиниться решению большинства, даже если это решение противоречит его собственным идеям.Исключение составляет тот случай, когда в команде, по мнению одного из ее членов, возникла особая ситуация, за которую он не хочет нести ответственность. В этом случае «особое мнение» должно найти отражение в протоколе.Каждому члену команды следует быть лояльным по отношению к коллегам. Он не должен информировать о содержании дискуссий и решениях команды посторонних лиц или использовать эти решения в личных целях.Каждый член команды обязан относиться к другим ее участникам как к равноправным партнерам. Он должен объективно анализировать их идеи и высказывать по ним свою точку зрения.Терпимость и взаимное уважение являются важнейшими условиями успешной работы в команде.Каждый член команды обязан информировать остальных обо всем, что им необходимо знать для выполнения поставленных перед командой задач.Ни один из членов команды не может препятствовать сотрудничеству ее участников по причине собственных симпатий и антипатий.В целях повышения эффективности сотрудничества каждый член команды должен стараться установить хорошие деловые отношения с остальными участниками команды. Из перечисленных обязанностей вытекают права члена команды. Права члена команды Свободно высказывать свое мнение и требовать его проверки.Требовать установления конфиденциальных, не подлежащих огласке, доверительных отношений. Мысли, которые он высказал во время работы в команде, не должны стать известны третьим лицам. Сотрудник не может подвергаться опасности из-за идей, высказанных им в процессе работы в команде.Получать объективную и полную информацию от остальных членов команды.Требовать, чтобы высказанные им мысли использовались другими членами команды на стороне только в том случае, если это не наносит вреда выполнению поставленных перед командой задач или если на это было получено специальное разрешение.Требовать, чтобы в процессе работы в команде соблюдались принципы корректного поведения. Ответственность при работе командой Команда как единое целое несет ответственность за все, что она делает и не делает. Команда договаривается о том, что общую ответственность несут все ее члены, даже если они первоначально высказывали сомнение. Они не могут дистанцироваться от принятого командой решения, ссылаясь на свои возражения. Если команде по определенному вопросу не удается достичь единства, то решение принимается большинством голосов. В этом случае меньшинство может внести в протокол «особое мнение». В дальнейшем оно подчиняется большинству и работает на основе принятого решения. В этом случае указанные лица, хотя и не отвечают за принятое решение, но несут ответственность за дальнейшие общие результаты работы, полученные на основе этого решения. Несогласие отдельных членов с общим решением не освобождает их от ответственности за возможные последствия. Если команда большинством голосов принимает решение, которое отдельные ее члены считают недопустимой ошибкой, за которую они не хотят отвечать, то они должны четко заявить об этом коллективу команды. В этом случае информируется «начальник» команды, который принимает решение о возможном исключении из состава команды соответствующего лица или о наборе новой команды. На практике дело часто доходит до так называемого «распутья» — ситуации, когда необходимо решать, в каком из двух направлений необходимо двигаться дальше. Если сама команда не в состоянии найти выход, то «начальник» должен или решить, по какому из двух путей идти, или сформировать две команды для работы по каждому из направлений. Лидер команды отвечает за результаты работы в той же степени, что и любой рядовой член команды. За правильную организацию работы, которой он занимается в рамках своей деятельности в команде, он отвечает перед ее коллективом, неважно, строит команда деревянные дома или занимается коллективным спортом. Двойная ответственность лидера перед командой и заказчиком противоречила бы сущности его положения внутри команды. Для решения задач, выходящих за рамки обычного процесса коллегиального сотрудничества в рамках существующей организационной структуры, вышестоящий руководитель или руководство фирмы обязаны создать соответствующую команду и оформить это документально. Такую команду, созданную на постоянной основе, следует рассматривать как новое подразделение. Оно не может быть сформировано одним из руководителей. Принятие соответствующего решения входит в компетенцию руководства фирмы или подчиненного ему органа. Специально созданная команда распускается, как только она выполнит поставленные задачи. Если при этом речь идет о команде, организованной руководством фирмы или другим компетентным органом, то они и должны ее расформировывать. Преимущества командной работы Команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку.Создание команды является гарантией того, что при выработке решения будут учитываться интересы всех сторон.В результате сотрудничества в команде специалистов из нескольких подразделений становится невозможным одностороннее влияние одной из вышестоящих инстанций.При работе команды уменьшается риск принятия ошибочного решения и опасность того, что в поле зрения не попадут некоторые важные факты. К работе команды вполне применима известная пословица: «Одна голова хорошо, а две — лучше».Команда помогает бороться с «производственной слепотой». То, что один работник не замечает по привычке, видит другой, которому, в свою очередь, не бросаются в глаза определенные проблемы на собственном участке работы.Работа в команде усиливает готовность и способность руководящих работников всех уровней к сотрудничеству.У сотрудника, который поработал в команде, в будущем будет меньше трудностей при взаимодействии с коллегами или другими подразделениями компании.Команда оказывает положительное влияние на развитие качеств, имеющих важное значение для коллегиального сотрудничества. Она побуждает к терпимости, порядку, признанию чужого мнения и корректной дискуссии, преодолению эгоистичных взглядов. Эти факторы выходят за рамки работы командой и сказываются на общем успехе фирмы.Сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя при работе в составе команды, получает дополнительную квалификацию, ценную как для него, так и для фирмы.Предприятие реализует идеи, которые не возникли бы в рамках обычной организации труда. Это объясняется тем, что у отдельного сотрудника отсутствует возможность найти на своем рабочем месте отправные точки в решении проблемы, выходящей за рамки его непосредственной деятельности.Команда предоставляет как отдельному работнику, так и целому коллективу возможность максимального раскрытия творческого потенциала и его практической реализации.Крупным фирмам команда позволяет более рационально использовать возможности своих специалистов, которые работают над решением задач, выходящих за рамки их должностных обязанностей.Для средних и малых компаний командная работа позволяет всесторонне использовать способности, знания и навыки сотрудников. Команда может заменить работу специалистов, которых фирма не может пригласить на работу по финансовым причинам. Недостатки командной работы Наряду с положительными чертами, работа командой имеет и отрицательные стороны. Работа командой, в отличие от обычной работы, может потребовать дополнительных затрат времени. Начальный период, когда члены команды притираются друг к другу, может быть довольно продолжительным. Определенное время требуется также для поиска соответствующей формы совместной работы.Работа команды часто отличается медлительностью. Это особенно заметно при большой численности команды и при работе в команде по совместительству. Трудности, с которыми приходится сталкиваться при сборе членов команды в назначенное время, отрицательно сказываются на ходе работы.Дискуссии, возникающие при работе в составе команды, отнимают много времени, особенно если отдельные сотрудники не владеют техникой их ведения. Возможны серьезные разногласия.Работа командой может привести к задержке принятия решения, так как различные взгляды участников обобщаются только после продолжительных дискуссий.Анонимность результатов труда отдельных членов команды может отрицательно сказаться на желании трудиться. Любой член команды, показавший недостаточную результативность, может «спрятаться» за активного участника командной работы. При работе командой отсутствует стимул к чувству честолюбия, поскольку отдельный работник не получает персонального поощрения за результаты.Если сотрудник выполняет работу в составе команды как дополнительную к основной деятельности, то она может быть для него слишком большой нагрузкой. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, посильна ли эта нагрузка, от каких заданий и в каком объеме следует отказаться на время работы в команде.Известно выражение: «Верблюд — это лошадь, нарисованный командой». Впрочем, утверждать, что работа командой приводит к неэффективной трате времени, так же неправомерно, как и требовать коллективного принятия всех решений. Основные факторы успеха для эффективной командной работы четкая постановка целей и задач;правильный подбор состава команды;наличие продуманной системы для членов команды;способность участников команды к коллегиальной работе.

Наши рекомендации