Тема 5. Диагностика одаренности и креативности
Цель лекции: изучить процесс созидания нового и как совокупность свойств личности
1.Основные понятия психологии творчества
2. Особенности одарённой личности
В психологии творчество изучается как процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Психология творчества стала складываться на рубеже ХIХ– ХХ вв. Она вырастала из «теории творчества», вначале мало чем отличаясь от своей предше-ственницы, не будучи сферой знания, систематически рассматривающей опреде-лённую сторону творчества с точки зрения изучения специфических для данной стороны закономерностей. И если в прошлом психология творчества включала в себя ряд разделов, таких, как сущность творчества (предмет), методы исследова-ния, фазы и другие особенности творческого процесса, способности к творчеству, качества творческой личности. Новая структура психологии творчества включает в себя проблемы общей, возрастной и дифференциальной психологии. Эта струк-тура не рассматривает творчество в целом, а лишь в качестве психологического механизма творчества. В аспекте подобных исследований важным является уяс-нение проблем задатков, способностей, одарённости, креативности, человеческой уникальности. Творчество востребует реализацию человеческой индивидуально-сти, развитие которой и есть главный путь реализации творческих способностей человека.Основные понятия психологии творчества
Задатки – это некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей. Задатки не-специфичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многознач-ны. Вместе с тем нельзя сказать, что они совсем нейтральны по отношению к бу-дущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга непосредственно вступят в деятельность, связанную с речевыми способностями. Иначе говоря, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.
Одаренность и способности. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, которые обусловливают лёгкость и быстроту обучения, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей (Б.М. Теплов, Л.А. Григорович, С.Л. Рубинштейн и др.).
Следует понимать, что способности не сводятся к имеющимся у индиви-да знаниям, навыкам, они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами определённой деятельности и яв-ляются внутренними психологическими регуляторами, обусловливающими воз-можность их приобретения. Их развитие идёт в процессе индивидуальной жиз-ни, среда, воспитание активно формируют их (В.Н. Дружинин).
Способности в истории философии долгое время трактовались как свой-ства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду (о чём мы говорили выше). Эти взгляды на врождённость способно-стей критиковались Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости способностей от внешних условий жизни. Механи-стичность этого представления преодолевается диалектическим подходом к трактовке способностей, учитывающим соотношение внешнего и внутреннего. Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности (то есть задат-ки), выступающие как предпосылки возможного развития способностей, сами же способности формируются в процессе осуществления разнообразной дея-тельности.
Б.Г. Ананьев, В.Л. Дранков, Л.Г. Жабицкая постулируют мысль о единой природе художественной одарённости. Так, Б.Г. Ананьев утверждал, что спе-циализация одарённости есть результат исторического развития художественной культуры, первично же одарённость целостна, и эта целостность существует также в филогенезе, являясь предпосылкой для формирования специальных ху-дожественных способностей. Типологический образ творца, воплощающий в себе единство общего и неповторимого, несомненно, будет иметь специфиче-ские проявления в зависимости от вида его художественной деятельности.
Выделяют четыре возможных модели жизнедеятельности творческой личности в культуре:
ранние большие успехи в определённом виде деятельности (или сразу нескольких), но проходит некоторое время и развитие притормаживается;
вначале очень медленное продвижение вперёд, затем ускоряющееся развитие, большие успехи в профессиональной деятельности;
индивид, имеющий хорошие задатки, но при этом не обладающий достаточной волей для воплощения в жизнь своих стремлений, не достигает ре-зультатов в деятельности;
оптимальное использование способностей на протяжении всей жизни личности, иногда весьма короткой по нормальным человеческим меркам.
Таким образом, понятно, что проблема творческой личности – это, преж-де всего, проблема социокультурная.
Категории «творчество» и «творческая личность» тесно взаимосвязаны с такими понятиями, как одарённость,способности,креативность.
Имеется ряд научных подходов к понятию «способности»:
Личностно-деятельностный подход (Б.М. Теплов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Артемьева, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев и др.). С точки зрения теории деятельности объясняется возникновение способностей, а теории лично-сти – их место в структуре личности. При этом способности определяются как свойства (или совокупность свойств) (А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов) личности, влияющие на эффективность деятельности, структуру личности, степень соответст-вия данной личности в целом требованиям определённой деятельности. В.С. Мер-лин относит к способностям свойства как индивида, так и личности, в том числе её отношение к осуществляемой деятельности, её индивидуальный стиль. Личностно-деятельностный подход к способностям должен отвечать трём признакам: под спо-собностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличаю-щие одного человека от другого; системными называют не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие способность не сводится к тем знаниям, навы-кам, умениям, которые уже выработаны у данного человека. По мнению Т.И. Ар-темьевой, способности существуют в динамике и развитии, их развитие идёт в про-цессе индивидуальной жизни, среда, воспитание активно их формируют.
Таким образом, способности – это система взаимосвязанных факторов, деятельность которых обусловлена вполне определёнными моментами: наличи-ем или отсутствием внешних и внутренних побудителей, общим состоянием нервно-психической организации личности, взаимоотношениями, существую-щими между отдельными способностями. Способности играют обслуживающую роль по отношению к навыкам, ценятся как средство их приобретения, а знания, умения, навыки выступают как цель, способствующая реализации деятельности.
Вместе с тем можно согласиться с Е.П. Ильиным в том, что одна из трудностей, которая существует при личностно-деятельностном подходе к ис-следованию способностей, состоит в том, что не ясно, где провести ту черту, которая отделит личностные свойства, могущие быть способностями, от тех личностных свойств, которые таковыми не могут быть. В связи с этим он при-держивается следующего подхода к пониманию способностей.
Функционально-генетический подход (Х. Уарте, В. Штерн, Э. Мейман,
А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Е.П. Ильин и др.). Особенно-стью данного подхода является возможность рассмотрения структуры способно-стей с позиции функциональной системы, а возникновение способностей – с по-зиции генетической теории. Согласно этому подходу различия между людьми проявляются не в том, есть у конкретных людей способности или нет, и не в том, есть у них та или иная функциональная характеристика, а в различном уровне проявления этих характеристик у разных людей. При этом следует обра-тить внимание на то, что задатки являются лишь усилителями проявления каче-ственной стороны функции (свойства), но не подменяют её. Способности при этом связывают не с личностными особенностями, а с функциональными систе-мами, с функциями. Например, В.Д. Шадриков считает, что способности – это характеристики продуктивности определённых систем, реализующих ту или другую функцию (мышление, восприятие и проч.). Несомненно, что данный подход также имеет свои слабые стороны, поскольку генетически обусловлен-ными являются лишь природные задатки, определяющие возможность развития способностей. В связи с этим Е.П. Ильин отмечает, что «способности отражают различия между людьми в проявлении когнитивных (перцептивных, мнемических, интеллектуальных) и двигательных функций (сюда, естественно, не входят вегетативные функции). Каждая функция при этом характеризуется определён-ными свойствами (качественными сторонами). Например, внимание – интенсив-ностью, устойчивостью и прочими свойствами; движение – силой, быстротой, точностью и т.д. Поэтому правильнее сказать, что способности – это различия в степени проявления качественных сторон функций у разных людей. Уровень проявления каждой качественной стороны определяется совокупностью задат-ков. Поэтому Е.П. Ильин уподобляет структуру способности дереву, в котором ствол – функция, сучья дерева – это качественные особенности функции (свой-ства), а листья – это задатки. «А соотношение между способностями и задатками такое же, как между платьем и фасоном: первого не бывает без второго, но фа-сон – это ещё не платье».
психологии развития к анализу творческих способностей имеется триподхода: 1)генетический,отводящий основную роль в детерминации психиче-ских свойств наследственности (Е.С. Белова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, А.М. Матюшкин, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Е.Е. Сапогова, И.В. Смолярчук); 2) средовой, представители которого считают решающим фак-тором развития психических способностей внешние условия (В.Н. Дружинин). Так, по мнению В.Н. Дружинина, семейная среда, где, с одной стороны, прояв-ляют внимание к ребенку, а с другой – к нему предъявляются различные несо-гласованные требования и мал внешний контроль поведения, есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности; 3) генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследст-венных черт. Так, Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего. В ходе исто-рического развития у человека вырабатываются различные специализированные способности. Причём все специальные способности – это различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и её дальнейшему продвижению. Сущностная общность всех художественных спо-собностей определяется генеральной особенностью художественного творчест-ва – его образно-эмоциональной природой, наиболее ярко проявляющейся в творческом воображении.
Все способности делятся на общие и специальные. К общим относятся так называемые мнемические способности, необходимые для многих видов дея-тельности. Выделяют два основных их вида: а) проявляющиеся в лучшем запе-чатлении (в большей степени – невербальные); б) проявляющиеся в лучшем смысловом кодировании информации (вербальные).
то же время специальные способности соответствуют требованиям только конкретной деятельности (например, художественные способности в му-зыкальном творчестве могут проявляться в певческих способностях).
Кроме того, выделяют потенциальные и актуальные способности. Потенциальные включают в себя способности индивидов, не проявившиеся в реальности, их реализация зависит от материальной и духовной культуры общест-ва и самого человека. Актуальные способности – это реализованные способно-сти людей, проявляющиеся в «живом» труде, реализованные с учётом конкрет-ных условий жизнедеятельности, уровня культуры, социальных условий.
Творческие (креативные) способности тоже делят на общие и специаль-ные.При этом специальные связаны с определённой деятельностью(музыкаль-ной, изобразительной, литературной, педагогической, управленческой и т.п.). В этих способностях велик удельный вес задатков. Общие творческие способности свидетельствуют о готовности личности к успешной деятельности независимо от её содержания.
Качественный уровень развития способностей связан с понятиями «та-лант» и «гениальность».
Талант (гр. talanton – вес, мера) (в переносном смысле уровень способ-ностей) – совокупность способностей, прежде всего специальных, которые по-зволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким со-вершенством и общественной значимостью.
И если о таланте можно судить при таком уровне развития способностей, когда деятельность человека отличается принципиальной новизной, оригиналь-ностью, но при этом отражает общественные запросы, то о гениальности можно говорить лишь тогда, когда достижения личности в творчестве составляют эпоху в жизни общества и развития культуры. Другими словами, отличие гениально-сти от талантливости состоит не в высшей степени одарённости, а в открытии ранее не изведанных путей в творчестве и в осуществлении принципиальных сдвигов в той или иной сфере творческой деятельности. Одарённый человек – это отклонение от усреднённой нормы. Юнг отмечает, что «большие дарования – это самые прекрасные и часто опасные плоды на древе человечества. Они висят на тончайших ветвях, которые легко обламываются». Но в то же время Кларк считает, что одарённый человек может полностью реализоваться через интеграцию различ-ных психических функций: восприятия, мышления, эмоций и др.
По многим представлениям гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Хотя не верно говорить, что гениальность – высшая степень одарённости. Самое верное отличие гениальности и талантливости состоит в том, что талантливая деятельность – это послушание, приспособление к совре-менности, реализация творческих запросов современной культуры, создание че-го-либо временного. Гениальность – это дерзновение, проникновение в иные миры, творение вечного, движение впереди своего времени.
Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей за пределы обычного), способностями, но может проявляться не-обычной динамикой их сочетания. При этом разные свойства, влечения, способ-ности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в котором явная их дисгармония между равновесным состоянием и нарушенным равновесием на каком-либо уровне личности компенсируется на самом высшем творческом её уровне, где личность выступает как создающая шедевры творчест-ва. Творчество гениально одарённого человека является тактическим разрешени-ем заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычно-го соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на которой совершенно неизбежна для гениально одарённого человека. Разносторонняя одарённость при этом непременно сказыва-ется на результатах гениальной деятельности (как особое богатство, многогран-ность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая «странность», неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности следует из её концентрации на творчестве, где и происходит конечная гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском уровне подобная личность может выступить как «некомпенсированная», дисгар-моничная». Свойства и способности гениальности, проявляющиеся на здоровой психофизиологической основе, могут быть редкими. Например, способность к интенсивному восприятию художественных явлений без затухания первоначаль-ных впечатлений и, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспри-нимать, осмысливать как единое целое огромные массы художественно упорядо-чиваемого материала. Способности к мгновенному осознанию своей творческой деятельности, не нарушая однако её спонтанности. Проявление гениальных спо-собностей всегда индивидуально и неповторимо. Причём гениальность ко време-ни, в котором живет такая личность, всегда парадоксальна, ведь гений видит сущ-ность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников. Гений – это органическое слияние высочайшего интеллекта, способного к глубокому по-стижению истины, волевой целеустремлённости, интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувства нового), проявившихся в высокопродук-тивном творчестве, результатом которого являются вершинные научные и худо-жественные достижения, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры.
Гения отличает:
новаторский характер его творчества, его оригинальность;
их мысли и дела становятся исходными моментами деятельности це-лых поколений творцов;
способность работать в ранее не исследовавшихся сферах;
умение предвидеть будущее.
Талант – это специфическая, а гений – универсальная всеобщая способ-ность (Гегель).
Талант отличается способностью быстро и легко достигать определённого мастерства. Гений делает то, что должен, талант, что возможно (Оуэн Мередит). Гениев обычно тянет к неведомому.
Вместе с тем невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом, эта граница субъективна. Е.П. Ильин приводит цитату Ш. Рише, ха-рактеризующую гениев: «Гении отличаются от окружающей их среды. В них за-рождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы… Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди. Без оригинальности, без некоторой странности представления вы всю жизнь останетесь бесцветным и бесполезным учёным и ни на шаг не уйдёте от своих предшественников. Гений – это индивидуальность, произведения которой не всегда воспринимаются людьми как вершина творчест-ва. «Очень часто прекрасное, тонкое и изящное произведение таланта нравится нам гораздо больше, чем бесформенное и неудобоваримое произведение гения, которое нас удивляет, смущает, шокирует».
Формирование и развитие способностей человека невозможны без овла-дения, присвоения, потребления им продуктов человеческой культуры, вырабо-танных обществом. В реальности исследователь способностей имеет дело со «сплавом» врождённого и приобретённого. Причём все специальные способно-сти – это различные проявления общей способности к освоению достижений человеческой культуры и её дальнейшему совершенствованию.
Сущностная общность всех художественных способностей определяется генеральной особенностью художественного творчества – его образно-эмоци-ональной природой, наиболее ярко проявляющейся в творческом воображении. Творческое воображение является результатом развития всех психических функ-ций, развития памяти, мышления – это синтез всех умственных способностей чело-века. Вот почему с художественным воображением оказываются тесно связанными и другие особенности художественно одарённой личности. В работах многих ис-следователей художественного творчества можно найти утверждения о взаимосвязи творческого воображения с яркостью представлений, эмоциональностью, впечатли-тельностью, «обострённым зрением и слухом», тонкой наблюдательностью, остро-той восприятия, его непосредственностью и живостью, эмоциональной памятью на ощущения, образной памятью на чувственные формы, восприимчивостью, способ-ностью долго удерживать впечатления. Совокупность этих качеств при наличии специальных способностей к воплощению образов воображения средствами того или иного искусства, а также мировоззренческой позиции, художественных и нрав-ственных идеалов личности, волевых черт, формирующихся в процессе социализа-ции и инкультурации творческой личности в конкретной культуре, является осно-вой для формирования художественного таланта.
Кроме того, как акцентирует И.К. Цхай, условиями творческой деятель-ности являются открытость опыту, что противоречит психологической защите; внутренний локус оценивания, т.е. человек сам определяет ценность своего про-изведения; способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий; спонтанная игра идеями, отношениями.
Общую способность часто обозначают термином «одарённость».
До настоящего времени чёткого определения одарённости не существу-ет. Термин этот многозначен, что указывает на многоаспектность проблемы це-лостного подхода к сфере способностей.
Современная наука определяет одарённость как системное, развиваю-щееся на протяжении жизни качество психики, определяющее возможность дос-тижения человеком более высоких результатов (Рабочая концепция одаренно-сти – Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, О.М. Буранок, И.В. Калиш, М.А. Хо-лодная, Ю.Д. Бабаева и др.). А.И. Грабовский добавляет к этому определению, что одарённость – это интегральное проявление способностей. Говоря об ода-рённых детях, В.И. Панов отмечает, что это, прежде всего, дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих, академических и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми (потенциальными) воз-можностями. Сложность психического образования одарённости обусловлена неразрывным переплетением познавательных, эмоциональных, волевых, моти-вационных, психофизиологических сфер психики.
Для оценки одарённости используют ряд критериев (В.И. Панов):
– широта её проявления (общая или специальная одарённость);
– тип предпочитаемой деятельности (интеллектуальная, творческая, пси-хомоторная, художественная и т.д.);
– интенсивность проявления (одарённые, высоко одарённые, особо ода-рённые);
– вид проявления (явная и скрытая);
– темп психического развития;
– возрастные особенности проявления;
– личностные, гендерные и иные особенности.
А.И. Грабовский, в свою очередь, в основу классификации видов ода-рённости включает пять критериев:
– вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики;
– степень сформированности одарённости;
– форма проявления одарённости;
– широта проявлений одарённости в различных видах деятельности;
– особенности возрастного развития.
По первому критерию он выделяет пять видов деятельности: практиче-скую, познавательную (теоретическую), художественно-эстетическую, комму-никативную, духовно-ценностную, с учётом трёх психических сфер: интеллек-туальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
При этом в практической деятельности он выделяет одаренность в ре-меслах, спортивной и организационной деятельности.
познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарён-ность различных видов.
художественно-эстетической – хореографическая, сценическая литера-турно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
коммуникативной – лидерская и аттрактивная.
духовно-ценностной – одарённость в создании новых духовных ценно-стей, служении людям.
Причём с учётом психических сфер выделяют разные уровни психиче-ской организации.
Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, про-странственно-визуальный, понятийно-логический уровни.
эмоциональной сфере – уровень эмоционального реагирования и эмо-ционального переживания.
мотивационно-волевой сфере – уровень побуждения, целеобразования и смыслопорождения.
Следует обратить внимание на то, что выделяют одарённых детей с гар-моничным развитием всех сторон психики и неравномерностью в развитии (де-синхрония) (Ж.Ш. Террасье). Десинхрония заключается в том, что при опере-жающем развитии отдельных функций одарённые дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже уступают им. Примером является слабое развитие у них мелкой моторики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В результате у этих детей страдает правописание, они ока-зываются слабоуспевающими, при этом их особые возможности и потребности остаются невостребованными. У них теряется учебная мотивация, может раз-виться стойкое отвращение к школе. Менее распространённым, но ещё более драматичным примером является дислексия – слабое развитие речи (Микеланд-жело, Р. Бернс, О. Роден, А. Энштейн, У. Черчиль). В результате мы сталкиваем-ся со скрытой одарённостью. П. Торранс сообщает, что 30% детей, отчисляемых из школ за неуспеваемость, составляют одарённые (А. Энштейн). Десинхрония также ярко проявляется у вундеркиндов, которые в 12–15 лет поступают в уни-верситеты. Будучи зрелыми в плане усвоения учебных дисциплин, они оказы-ваются менее развиты в эмоциональном, личностном, социальном отношении. В результате одарённость может обернуться против общества, будучи направ-ленной на его разрушение.
Кроме того, источником трудностей для одарённых детей могут стать отсутствие коммуникативных способностей и связанные с этим трудности контактов со сверстниками. Существует уровень «социально оптимального интел-лекта», примерно соответствующий коэффициенту интеллектуальности (КИ) в 125–155 баллов, обеспечивающий своему обладателю хорошие способности к пониманию людей и ситуации. При меньшем уровне КИ человек плохо анализи-рует ситуацию адекватным образом. Но и при более высоком интеллекте обще-ние также может нарушаться, ведь при этом одарённый человек отрывается от сверстников (на 3–4 года и более), в результате оказываясь изолированным от группы. В современных научных подходах одарённость определяется как спо-собность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере чело-веческой деятельности, причём её следует рассматривать как достижения и как возможность достижений, то есть принимать во внимание и те способности, ко-торые уже проявились, и потенциальные способности, которые только могут проявиться.
В зарубежных исследованиях одарённость часто отождествляют с интел-лектом. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. Так, с точки зрения структурно-генетического подхода Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой. В прагматистской трактовке интеллект определяется как способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь (А. Бине, Т. Симон). В когнитивистском подходе (Г. Мюнстерберг, Г.И. Россо-лимо, В. Меде, У. Штерн, Р. Кеттелл, А.А. Реан) интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х.Ю. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон) исследователи выде-ляют от 1–2 до 120 базовых факторов интеллекта. На основании множества тес-товых показателей выделяют психометрический интеллект – психическое свой-ство, измеряемое с помощью системы тестовых заданий, имеющее ряд факто-ров: поведенческий, вербальный, пространственный, формальный. В.Н. Дружи-нин с коллегами провёл исследование и установил существование иерархиче-ской очерёдности формирования этих факторов в онтогенезе. Первой ступенью интеллектуального развития является формирование поведенческого интеллекта, характеризующегося такими признаками, как контекстуальность, непрерыв-ность, эмоциональная насыщенность, неоднозначность смысла действий и т.д. Вто-рая ступень связана с усвоением языка и формированием вербального интеллекта, который обладает такими отличительными признаками, как зависимость содержа-ния от контекста, смысловая неоднозначность значений слов и т.д.
В качестве третьей ступени выступает пространственный интеллект, ха-рактеризующийся независимостью содержания и операций ситуационного контекста, непрерывностью операций в пространстве и т.д.
Последней по времени формирования ступенью является формальный интеллект, обладающий такими качественно новыми признаками, как однознач-ность смысла, дискретность знаков и операций, отсутствие эмоциональной се-мантики и т.д.. Трудно согласиться с М.А. Холодной и В.Н. Дружининым в том, что поведенческий интеллект является первой ступенью. Несомненно, он имеет решающее значение для социокультурной адаптации личности, но развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида и формиро-вания других форм интеллекта.
Двухфакторную модель интеллекта отстаивал Р. Кеттелл, он рассматривал интеллектуальные модели адаптации, которые обеспечиваются за счёт двухосновных факторов – текучего и кристаллического интеллектов. Если текучий интеллект позволяет легче отображать и перерабатывать новые отношения и зависимости, то кристаллический, формирующийся онтогенетически более поздно и представляющий собой индивидуализированный когнитивный сплав прошлого опыта, культуры, аккумулирует уже сложившиеся ранее когнитивные схемы адаптации человека. Индивидуальные различия проявляются, прежде всего, в текучем интеллекте.
Кристаллический интеллект во многом представляет собой индивидуа-лизированный когнитивный сплав прошлого опыта, культуры, направленности личности. Вплотную с изучением феномена кристаллического интеллекта связан подход, обосновывающий выделение социального интеллекта. Социальный ин-теллект представляет собой результат применения операции познания к такому социокультурному явлению, как поведение человека, что проявляется в способ-ности выделять из ситуации отдельные элементы поведения, распознавать их общие свойства, выделять отношения между различными поведенческими ха-рактеристиками, идентифицировать смысл поведения людей в различных ситуа-циях и культурах, понимать изменения сходного поведения в контексте разных ситуаций, определять последствия того или иного поведения. Исходя из этого, социальный интеллект является когнитивным компонентом коммуникативной сферы личности, непосредственно влияющим на успешность общения и социо-культурной адаптации.
Д.В. Ушаков разработал теорию, согласно которой социальный интел-лект включает две сложноорганизованные системы: объяснения-предсказания и социально приемлемые обоснования. Первая система выполняет приспособи-тельную функцию и направлена на познание социального мира, а вторая – на оправдание поступков и создание психологического комфорта личности в мире других людей.
В алгоритме интегрального подхода А.М. Матюшкин обосновывал кон-цепцию одарённости как общей психологической предпосылки творческого раз-вития личности. При этом он выделяет ряд структурных компонентов одарённо-сти: преобладающее значение творческой мотивации; исследовательская твор-ческая активность; достижение оригинальных решений; наличие у личности способности к прогнозированию, созданию идеальных эталонов, обеспечиваю-щих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
С точки зрения синтетического подхода Д.Б. Богоявленской основным показателем творческой личности является интеллектуальная активность, соче-тающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способно-сти) и мотивационный.
Психодинамический аспект способностей и одарённости часто проявля-ется в характеристиках, не связанных напрямую с конкретной деятельностью, например, в хорошей механической памяти, любознательности, чувстве юмора, высокой пластичности, хорошем распределении и высокой концентрации вни-мания, иногда сочетающихся с активностью и импульсивностью. Это сочетание показывает, что одарённость может рассматриваться как уровень индивидуаль-ности, связанный с взаимодействием различных качеств между собой. Такое со-четание характерно и для людей, имеющих ярко выраженную латеральность в организации мозга, – левшей или правшей. Причём для первых характерен более высокий уровень эмотивности, образности, склонность к творчеству в художе-ственной деятельности, а для вторых – большая выраженность логического, рационального начала, ослабляющего эмоциональность и направляющего ак-тивность в большей степени на поиск правильного решения, а не разнообразных путей его достижения.
И.П. Павлов выделил два типа людей – « художников» и «мыслителей». Художников, по И.П. Павлову, отличает преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигналь-ной системы). Им присущи высокая способность воспринимать жизненные впе-чатления, их удерживать, воспроизводить, а также впечатлительность, они могут ясно, иногда до степени галлюцинации, представить себе предметы и явления, это тип личности, который всё воображает, образно мыслит, живёт образами, у него постоянный заряд идёт из эмоциональной системы, из подкорковых отде-лов мозга. Художник хорошо и полно отражает действительность, но системати-зирует плохо, не имеет склонности к «сухой» науке. Речь художников характе-ризуется символичностью, образностью, эмоциональной выразительностью. «Мыслителей» отличает преобладание словесно-логического мышления (второй сигнальной системы); ведущую роль в их мышлении играют обобщения и понятия.
В настоящее время западные психологи различают несколько видов ода-рённости:
· общая интеллектуальная;
· специфическая академическая;
· творческая: художественное и исполнительское искусство;
· психомоторная;
· лидерская;
· социальная.
Выделяют также практическую одарённость, противопоставляя её «ху-дожественной».
Таким образом, одарённость требует комплексного изучения: психофи-зиологического, дифференциально-психологического и социокультурного. И хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способно-стей, их нельзя отождествлять.
Анализ одарённости представляет собой комплексную проблему, в кото-рой пересекаются интересы разных научных дисциплин, к которым относят, прежде всего, проблемы, связанные с адаптацией одарённых людей в культуре, их успешной социализацией, способствующей реализации их сущностных сил в современной культуре, а также приобщение их к культурным ценностям трансформирующейся российской культуры. Эти задачи требуют исследования человека творческого в сферах деятельности, используемых в культуре для со-циализации подрастающего поколения и его инкультурации. Ведь именно ода-рённость проявляется как следствие духовности человека, его нравственно-эмоционального строя, что обусловливает необходимость многоаспектного под-хода к исследованию одарённости, позволяющего увидеть многие другие детер-минанты, определяющие творческие успехи человека (И.В. Калиш, Д.Б. Богояв-ленская). По нашему мнению, именно культурология может обеспечить много-аспектность исследования, используя в совокупности культурно-антропологи-ческий, субъектно-деятельностный, психологический и гендерный подходы в исследовании субъекта творческой деятельности. современной российской науке учёные, определяя одарённость, не только опираются на понятие интеллекта, но и отмечают, что одарённость – это системное, развивающееся на протяжении жизни качество психики, определяю-щее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незауряд-ных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, О.М. Буранок, М.А. Хо-лодная, И.В. Калиш, Ю.Д. Бабаева, Е.П. Ильин и др.).
И хотя в современной науке сосуществуют все отмеченные подходы к проблеме одарённости, в последние десятилетия наиболее актуальной в объяс-нении одарённости признают концепцию Дж. Рензулли, считающего, что ода-рённость есть сочетание трёх начал: интеллекта выше среднего уровня, мотива-ции на задачу (сильную увлечённость ею) и креативности (высокий творческий потенциал).
Т<