Работы для бакалавров очно - заочной формы обучения
Баранова О.А.
История искусств: Рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2013. – с.45
Рабочая учебная программа дисциплины «История искусств» разработана на основе утвержденного Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 072500 «Дизайн». Дисциплина «История искусств» входит в вариативную часть профессионального цикла Б.3
Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.
©Московский государственный университет технологий и управления, 2013.
109004, Москва, Земляной вал, 73
© Баранова О.А.
Содержание:
1. Цели и задачи освоения дисциплины ……………………………………....... | |
2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины……….. | |
3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы………………………… | |
4. Содержание дисциплины……………………………………………………… | |
4.1. Учебно-образовательные внутридисциплинарные модули дисциплины, их трудоемкостьи рекомендуемые виды учебной работы…………………… | |
4.2. Содержание учебно-образовательных внутридисциплинарных модулей………………………………………………………………………... | |
4.3. Практические занятия……………………………………………………….. | |
5. Самостоятельная работа………………………………………………………. | |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…….. | |
7. Контроль и оценка результатов обучения…………………………………. | |
7.1. Контроль знаний по дисциплине……………………………………………. | |
7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине………………………………... | |
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «История искусств» является ознакомление студентов с основными художественными стилями, направлениями, школами и памятниками культуры и искусства, творчеством выдающихся мастеров мирового и отечественного искусства. Целью также является возможность показать неразрывность развития искусства с развитием человеческого общества, историческую обусловленность смены стилей и направлений, их преемственность, роль традиции и необходимость дальнейшего развития, национальную специфику, проблемы синтеза искусств.
Цель изучения данной дисциплины - ознакомить студентов с основными художественными стилями, направлениями, школами, памятниками, творчеством выдающихся мастеров мирового и отечественного искусства, показать неразрывность развития искусства с развитием человеческого общества, историческую обусловленность смены стилей и направлений, их преемственность, роль традиции и необходимость дальнейшего развития, национальную специфику, проблемы синтеза искусств. При чтении курса "История искусства" в начале каждого периода программой предусматривается знакомство с исторической и художественной ситуацией данного времени, данной страны (краткий обзор исторических событий и развития философских и эстетических учений, литературы, музыки, театра и т.д.), их тесная взаимосвязь и взаимодействие.
При изучении данной дисциплины должны быть реализованы следующие задачи:
Очень важным при чтении курса является анализ художественных явлений, а также отдельных произведений искусства. Такой анализ способствует профессиональному развитию студентов, воспитывает их художественный вкус, учит разбираться в сложностях современной художественной ситуации. Весь период изучения истории искусства предполагает кроме лекционных проведение практический занятий, в процессе которых студенты научатся работать со специальной литературой, пользоваться терминологией, анализировать произведения искусства. Кроме аудиторных занятий, изучение курса "История искусства" предполагает систематическое посещение художественных музеев, а так же самостоятельную работу с литературой по истории искусства.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «История искусств» обучающийся должен:
· Знать: Основные художественные стили и направления, основные памятниками культуры и искусства, а также творчество выдающихся мастеров мирового и отечественного искусства
· Уметь: Разбираться в сложностях исторической и современной художественной ситуации. Использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Студенты должны понимать семантику и символику произведений искусства.
· Владеть: Навыками анализа художественных явлений, а также отдельных произведений искусства. Навыками применения знания исторических и национальных стилей на практике.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Выпускник по направлению подготовки «Графический дизайн» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «История искусств» должен обладать следующими:
общекультурными компетенциями (ОК):
• ОК-1: Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
• ОК-2: Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-
• производственного профиля своей профессиональной деятельности
•ОК-4: Обладание практическими умениями и навыками в организации исследовательских и проектных работ
• ОК-7: Способность уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному художественному наследию
профессиональными компетенциями (ПК):
• Знание понятийного аппарата, принципов и методов подхода к анализу истории искусства;
• Овладение спецификой периодов искусства, своеобразием художественных языков различных видов искусства, творчества выдающихся мастеров, особенностями основных памятников;
• приобретение опыта формирования художественного образа как диалога произведения и зрителя на основе взаимодействия с памятниками искусства;
• умение провести стилистический анализ исторического памятника и определить его принадлежность к тому или иному стилю, периоду, автору;
• умение проводить философско-искусствоведческий анализ произведений искусства, используя соответствующие научные методы;
• умение анализировать и ориентироваться в современной художественной среде.
Предметная область дисциплины
Объект – история западноевропейского и русского искусства.
Предмет –мировое и отечественное изобразительное искусство в процессе исторического развития человеческого общества, начиная с древнейших времен и заканчивая концом XX века.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины по профилям подготовки «Графический дизайн» составляет 8 зачетных единиц. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1. Все виды учебной работы предусмотрены учебным планом.
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы для бакалавров очной формы обучения,
профиль подготовки «Графический дизайн».
Вид учебной работы | Полная форма обучения | Сокращенная форма обучения | ||
Зачетных единиц | Академические часы | Зачетных единиц | Академические часы | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия (всего) | 5,3 | |||
В том числе: | ||||
Лекции | 4,6 | |||
Практические работы (ПР) | 2,3 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа (всего) | - | - | 1,6 | |
В том числе: | ||||
Самостоятельное изучение отдельных тем модуля | - | - | 0,32 | |
Подготовка к практическим занятиям | - | - | 0,32 | |
Подготовка к курсовой работе | - | - | 0,32 | |
Подготовка к тестированию по модулю | - | - | 0,32 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) | - | - | 0,32 | |
Контроль - экзамен |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
Модулей
№ п/п | Наименование модуля и темы дисциплины | Дидактический минимум |
Модуль 1. | ||
1.Искусство Древнего Востока | Искусство Древнего Египта. Культ мертвых и его влияние на искусство Древнего Египта. Архитектура, скульптура, живопись. Искусство Месопотамии. Особенности развития культуры Двуречья. | |
2. Искусство Античности | Искусство Древней Греции. Мифология. Архитектура, скульптура, живопись. Искусство Древнего Рима. Особенности развития архитектуры и скульптуры Др.Рима. | |
Модуль 2. | ||
3. Искусство Средних веков | Искусство романики. Искусство и культура Готики. Искусство Византии. | |
4.Искусство Возрождения и Нового времени | Искусство эпохи Возрождения. Искусство XVII- XVIII века. Барокко и классицизм. | |
Модуль 3. | ||
5. Искусство Западной Европы XIX-XX вв. | Искусство классицизма. Романтизм и символизм XIX в. Реализм и импрессионизм. Искусство модернизма. Авангардные течения начала XX в. Искусство постмодернизма. | |
6.Искусство Древней Руси и России XVIII века | Особенности формирования искусства Древней Руси. Петровское барокко. Елизаветинское рококо. Классицизм в России XVIII века | |
Модуль 4. | ||
7. Искусство России XIX в. | Архитектура Москвы и Петербурга XIX в. Живопись классицизма. Реализм и передвижники. Русский символизм. | |
8.Искусство России XX в. | Искусство русского авангарда. Искусство 30-50 х гг. Оттепель и «суровый» стиль. Искусство андеграунда и современное искусство России. |
Практические занятия
Практические работы являются формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель практических работ – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области изучения истории искусства. Практические работы рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание практических работ соответствует профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В таблице 3 представлен перечень практических занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.
Таблица 3
Виды практических работ для учебно-образовательных модулей
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. | Примерный перечень Практических работ и семинарских занятий | Часы | |
Модуль 1 Цели: | Искусство Древнего Мира | |||
Модуль 2 Цели: | Искусство Средних веков Искусство Возрождения и Нового времени | |||
Модуль 3 Цели: | Искусство Западной Европы XIX-XX вв. Искусство Древней Руси и России XVIII века | |||
Модуль 4 Цели: | 7. Искусство России XIX -XX вв. | |||
Всего часов |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Цели самостоятельной работы.
Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, тренингам, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – зачету, экзамену.
В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из которого студенты выбирают тему реферата.
Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Темы рефератов должны быть современными, проблемными и профессионально ориентированными, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала. Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе.
Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая активная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).
Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.
Содержание самостоятельной работы
Тематика самостоятельной работы определяется вузом и имеет профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника.
Темы докладов при подготовке к семинарам:
Искусство Древнего Мира
3. Памятники первобытной культуры на территории России.
4. Происхождение первобытного мифа, его сакрализация. Формирование основ религиозного сознания, ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм
5. Мифология Древнего Египта в произведениях искусства.
6. Взаимодействие культур на территории Древнего Междуречья.
7. Индийская мифология.
8. Памятники художественной культуры Древней Индии.
9. Архитектура. Влияние буддизма на китайскую традиционную архитектуру.
10. Особенности традиционной китайской живописи.
11. Мифология – духовная основа греческой цивилизации.
12. Древнегреческая философия.
13. Древнегреческий театр.
14. Образ человека в искусстве и в жизни.
15. Синтез искусств в греческой культуре.
16. Греция и Рим: проблема преемственности культур.
17. Роль античности в истории мировой культуры.
18. Истоки древнеримской культуры.
19. Императорский период в культуре Древнего Рима.
20. Римский портрет.
21. Быт и нравы римлян.
22. Влияние христианства на художественную культуру поздней античности.
Искусство Средневековья
23. Социальная и духовная основа культуры средневековья. Христианство - стержень культуры.
24. Основные черты средневековой духовной культуры. Христианские ценности.
25. Особенности средневековых представлений о мире, о человеке.
26. Особенности и противоречия культуры Византии.
27. Между Востоком и Западом.
28. Христианство как доминанта художественной культуры Византии
29. Система образования в средние века. Особенности средневековой науки. Средневековые университеты.
30. Средневековая литература. Куртуазная литература.
31. Замковая рыцарская культура. Рыцарская этика.
32. Средневековая городская культура.
33. Сущность романского мировосприятия.
34. Готическое понимание красоты.
35. Народная культура и карнавальная культура.
36. Культура средневековой Японии.
37. Философские и эстетические принципы традиционного японского искусства.
38. Японская светская живопись и гравюра.
39. Традиционная японская архитектура.
40. Искусство пейзажного сада.
41. Образы Востока в мировой художественной культуре.
42. Многообразие архитектурного стиля арабских стран.
Древнерусское искусство
146. Языческая символика искусства дохристианской Руси .
147. Семантика изображений и орнамента русской народной вышивки.
148. Роль крещения Руси в развитии русского искусства.
149. Христианский храм – сакральный центр Вселенной, подобие христианского мироустройства.
150. Храмовое действо как синтез искусств.
151. Каноны, формы и образы древнерусской иконописи.
152. Образы и сюжеты древнерусской живописи.
153. Иконография древнерусской живописи.
154. Лубок (Богатырский, былинный, галантный)
155. Судьба парсунной традиции.
Искусство России XVIII века
156. Архитектор и заказчик в условиях русской действительности XVIII в. (к проблеме взаимоотношения)
157. Ранний французский классицизм в стилевой ситуации Петербурга петровского времени.
158. Протестантские веяния в архитектуре усадебных храмов петровской Москвы (анализ предложенной группы памятников).
159. Классицистические тенденции в русской архитектуре петровского времени в аспекте русско-европейских культурных связей.
160. Проблема языка нового петровского искусства.
161. Природа стилевых маргиналий в искусстве петровского времени.
162. Эстетический идеал «барочного великолепия» и риторические основы его языка.
163. Библейские сюжеты в русской академической живописи 18 века в соотношении с иконописной традицией.
164. Русский заказчик и исполнитель культурной ситуации Нового времени (Екатерина II– Ч.Камерон).
165. Идеальное и реальное в архитектуре русского классицизма (опыт осмысления творческих исканий и архитектурного опыта М.Казакова и др. зодчих).
166. Знаменитые зодчие XVIII века и их творения.
167. Жанровая панорама изобразительного искусства XVIII века.
168. Направления и жанры русской скульптуры XVIII века.
169. Развитие гравюры и графики в русском искусстве XVIII века..
170. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
Название | Автор | Издательство | Год | |
Интерпретации культуры, Антология исследований культуры т.1 | Университетская книга | СПб | ||
Изобразительное искусство, История зарубежной, русской и советской живописи, учебное пособие, Академический проект | Васильева-Шаляпина Г.Л. | Мир | ||
История искусств: Западноевропейское искусство, учебник, | Ильина Т.В. | Москва, Высшая школа, | ||
«История и культурология» | Шишкова | Москва, Логос |
Дополнительная литература:
Название | Автор | Издательство | Год | |
Всеобщая история искусств. | Алпатов М.В. | Москва.-Л. | ||
Всеобщая история искусств. | - | Москва | ||
История искусства зарубежных стран. | - | Москва | ||
Искусство стран и народов мира: краткая художественная энциклопедия в 5 томах | Советская энциклопедия | . Архитектура - С | ||
История искусств. Отечественное искусство: учебник | Ильина Т.В. | Москва, Высшая школа, |
Учебно-методическое пособие «Искусство Древнего Востока» авт. Баранова О.А., М. ,МГУТУ, 2009г.
Мультимедийное пособие «История искусств» авт. Баранова О.А.
Оценка учебной деятельности
1. Общее количество баллов за виды учебной деятельности студента, предусмотренные основной программой освоения дисциплины, может составлять не более 60 баллов (зачетный балл). Так как по дисциплине «Антикризисное управление экономикой» по профилю «Мировая экономика» предусмотрен экзамен, то принимаем:
· от 86 до 100 баллов соответствует оценке «отлично»;
· от 73 до 85 — «хорошо»;
· от 60 до 72 — «удовлетворительно»;
· менее 60 баллов — «неудовлетворительно».
2. За выполнение учебных заданий сверх предусмотренных основной программой освоения дисциплины (учебно-исследовательская работа, самостоятельное углубленное освоение отдельных тем, участие в предметных олимпиадах различного уровня (призовые места) и пр.) преподаватель может выставлять дополнительные баллы (не более 20 или 40 в зависимости от формы итоговой аттестации по дисциплине), что должно быть отражено в правилах текущей аттестации по курсу.
3. Если с учетом работ, сверх предусмотренных основной программой освоения курса, студент набрал свыше 90 баллов, итоговая оценка по дисциплине может быть выставлена без проведения итоговой аттестации - экзамена («автомат»). При этом в ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка «отлично».
4. Максимальное количество баллов, которое студент может получить на экзамене, равно 40. По курсу «История искусства» этот показатель был принят за 20 баллов.
5. Если по результатам работы в семестре студент не набрал минимально допустимого количества баллов (зачетный балл), ему выставляется итоговая оценка по дисциплине «неудовлетворительно». В этом случае студенту предлагается изучить дисциплину повторно.
6. В случае выставления итоговой оценки по дисциплине «неудовлетворительно» с правом последующей пересдачи в результате такой пересдачи студент имеет право получить оценку не выше («удовлетворительно»).
7. Мониторинг качества проводится в форме выставления преподавателями оценок за «контрольные недели» (четвертая, девятая и четырнадцатая недели каждого семестра), а также в форме тестирования.
Модульно-рейтинговая карта по дисциплине «История искусства» представлена в табл. 6.
Таблица 6
Виды учебной работы | Максимальный балл | Зачетный балл |
Модуль 1. | ||
В том числе: | 2,4 | |
Посещение практических занятий | 2,4 | |
Текущий контроль | 2,4 | |
Выполнение практических заданий | 2,4 | |
Рубежный контроль | 2,4 | |
Модуль 2. | ||
В том числе: | 2,4 | |
Посещение практических занятий | 2,4 | |
Текущий контроль | 2,4 | |
Выполнение практических заданий | 2,4 | |
Рубежный контроль | 2,4 | |
Модуль 3. | ||
В том числе: | 2,4 | |
Посещение практических занятий | 2,4 | |
Текущий контроль | 2,4 | |
Выполнение практических заданий | 2,4 | |
Рубежный контроль | 2,4 | |
Модуль 4. | ||
В том числе: | 2,4 | |
Посещение практических занятий | 2,4 | |
Текущий контроль | 2,4 | |
Выполнение практических заданий | 2,4 | |
Рубежный контроль | 2,4 | |
Промежуточная аттестация – зачет, экзамен | ||
Итого по дисциплине: |
Вопросы к зачетам и экзаменам:
Искусство Древнего Востока
1. Специфика изобразительного искусства. Проблемы изучения и восприятия Произведений изобразительного искусства
2. Архитектура. Виды архитектуры. Специфика архитектуры как вида искусства. Образные средства архитектуры.
3. Живопись. Виды и жанры живописи. Техники живописи. Образные средства живописи.
4. Скульптура. Виды и жанры скульптуры. Материалы и техники. Образные средства скульптуры.
5. Графика. Виды графики. Техники графики. Образные средства графики.
6. Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве.
7. Изображение человека в скульптуре и живописи палеолита, мезолита и неолита.
8. Мегалитическая архитектура.
9. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика. Периодизация. Связь изобразительного искусства и архитектуры с погребальным культом.
10. Искусство додинастического периода. Палетка Нармера. Возникновение канона в изображении фигуры человека.
11. Архитектура Древнего царства. Мастаба. Погребальный комплекс Джосера. Пирамиды Снофру.
12. Пирамиды в Гизе. Тип заупокойного храма.
13. Скульптура и живопись Древнего царства. Типы изображения фигуры человека.
14. Архитектура Среднего царства. Комплекс Ментухотепов в Дейрэль-Бахри. Скульптура Среднего царства. Статуи Аменемхета 11. Мелкая пластика.
15. Живопись Среднего царства. Росписи гробниц (Бени-Гасан).
16. Архитектура первой половины Нового царства. Скальные гробницы номархов. Заупокойный комплекс царицы Хатшепсут
17. Скульптура и живопись первой половины Нового царства.
18. Реформы Эхнатона и их влияние на развитие архитектуры и изобразительного искусства.
19. Скульптура и живопись эпохи эль-Амарна.
20. Сокровища гробницы Тутанхамона.
21. Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства. Храмы Рамзеса 11 в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле.
22. Скульптура и живопись второй половины Нового царства.
23. Искусство Позднего времени (общая характеристика).
24. Искусство Древней Месопотамии. Общая характеристика. Керамика.
25. Архитектура и скульптура Двуречья шумеро-аккадского периода. Царские гробницы в Уре. Рельефы и круглая скульптура. Глиптика шумеро-аккадского периода.
26. Искусство Старо-вавилонского царства и государства Мари.
27. Искусство Ассирии 9-8 вв. до н.э. Статуи и рельефы Ашшурнацирапала II. Живопись из дворца в Тиль-Барсибе.
28. Дворец Саргона II. Монументальная скульптура и рельефы.
29. Искусство Ассирии 7 в. до н.э. Рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Глиптика Ассирийского периода.
30. Искусство Ново-вавилонского царства.
31. Искусство Персии Ахеменидского периода. Дворцовый комплекс в Персеполе.Прикладное искусство Персии 5 - 4 вв. до н.э.
Искусство Античности
1. Эгейское искусство. Общая характеристика. Архитектура и монументальная живопись Крита.
2. Керамика и мелкая пластика Крита.
3. Особенности архитектуры и искусства древних Микен.
4. Искусство Древней Греции. Общая характеристика.
5. Архитектура греческой архаики. Типы храмов. Система греческих ордеров.
6. Скульптура Греции периода архаики.
7. Скульптура ранней классики. Творчество Мирона.
8. Греческая вазопись (общая характеристика).
9. Афинский Акрополь. Планировка. Основные памятники.
10. Синтез искусств в греческом храме.
11. Скульптура высокой классики. Творчество Фидия и Поликлета.
12. Развитие скульптуры в поздней классике. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа.
13. Общая характеристика искусства эллинизма. Афинская и Пергамская школы.Александрийская и Родосская школы.
14. Архитектура и изобразительное искусство этрусков.
15. Искусство Древнего Рима. Общая характеристика.
16. Особенности римской архитектуры. Римская ордерная система.
17. Эволюция римского скульптурного портрета.
18. Архитектура и искусство Римской республики.
19. Архитектура Римской империи. Императорские форумы в Риме. Триумфальные арки.
20. Пантеон. Колизей.
21. Эволюция скульптуры периода Римской империи.
22. Римская монументальная живопись. Стили росписей в Помпеях.
23. Архитектура и изобразительное искусство поздней Римской империи.Художественная культура Римских провинций.
Искусство Средних веков
1. Общая характеристика искусства средних веков. Периодизация, формирование художественных принципов средневекового искусства.
2. Раннехристианское искусство. Основные типы сооружений. Живопись катакомб. Раннехристианская символика, причины возникновения, ее роль в искусстве средних веков.
3. Особенности византийского искусства. Связь с религией. Роль символики и возникновение иконографического канона.
4. Архитектура Византии. Типология византийских храмов
5. Монументальная живопись Византии. Мозаики в Равенны и Никее
6. Собор св.Софии в Константинополе. Особенности архитектурного решения. Монументальная живопись.
7. Мозаики и фрески Кахрие-Джами.
8. Византийская иконопись.
9. Романское искусство. Общая характеристика. Архитектура
10. Романская скульптура.
11. Романская живопись и миниатюра.
12. Готическая архитектура (соборы в Париже, Реймсе, Амьене)
13. Готическая скульптура
14. Монументальная живопись готики. Готическая миниатюра
15. Национальные особенности готической архитектуры в Германии.
16. Художественное своеобразие немецкой готической скульптуры
17. Особенности готического искусства Англии.
18. Национальное своеобразие итальянской готики.
Искусство России XIX в.
1. Русская архитектура первой половины XIX века. Своеобразие русского ампира. Творчество А.Н.Воронихина
2. А.Д.Захаров. Здание Адмиралтейства. Особенности архитектурного решения. Скульптурный декор.
3. Тома де Томон. Ансамбль стрелки Васильевского острова.
4. Творчество К.И.Росси
5. Особенности московского ампира. Творчество И.О.Бове .Творчество Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева.
6. Архитектура 1830 - 1850-х годов. Творчество О.Монферана (Исаакиевский собор. Александровская колонна).
7. Скульптура первой трети XIX века. Творчество С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского, Ф.Ф.Щедрина, И.И.Теребенева.
8. Творчество И.П.Мартоса. Мемориальная скульптура. Монументально-декоративная скульптура. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.
9. Исторический жанр в творчестве мастеров Академии художеств. А.И.Иванов, А.А.Егоров , В.К.Шебуев .
10. Своеобразие русского романтизма. Пейзажная живопись первой половины XIX века. С.Ф.Щедрин, В.Н.Воробьев, М.И.Лебедев.
11. Романтизм в русском портрете. Творчество О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, А.О.Орловского (графика).
12. Крестьянская тема в творчестве А.Г.Венецианова. Жанровые произведения. Роль пейзажа в творчестве А.Г.Венецианова.
13. Народные образы в творчестве В.А.Тропинина и А.Г.Венецианова.
14. Школа А.Г.Венецианова (Г.В.Сорока, А.В.Тыранов, Н.С.Крылов, .К.Плахов, К.А.Зеленцов, С.К.Зарянко).
15. Раннее творчество и портреты К.П.Брюллова.
16. "Последний день Помпеи" К.П.Брюллова. Синтез академических традиций и тенденций романтизма в этом произведении.
17. Скульптура второй трети XIX века. Творчество С.И.Гальберга, .С.Пименова, А.В.Логановского, И.П.Витали. Б.И.Орловский (памятники Барклаю де Толли и М.Н.Кутузову).
18. Творчество П.К.Клодта
19. А.А.Иванов. "Явление Христа народу".
20. Портреты и пейзажная живопись А.А.Иванова.
21. Становление нового художественного метода. Реализм П.А.Федотова. Графика,портреты . Влияние художественного метода П.А.Федотова на жанровую живопись 1860-х годов.
22. Академия художеств и развитие русской жанровой живописи 1860-х годов. "Бунт 14-ти". В.И.Якоби, Н.В.Неврев, И.М.Прянишников, Л.И.Соломаткин, В.И.Пукирев.
23. Развитие исторической науки и новые тенденции в исторической живописи 1860-х годов. Творчество В.Г.Шварца, К.Д.Флавицкого, П.П.Чистякова.
24. Бытовой жанр в творчестве В.Г.Перова
25. Портретная живопись В.Г.Перова.
26. Товарищество передвижных художественных выставок. Творческий метод передвижников. Первые выставки ТПХВ.
27. Творчество И.Н.Крамского. Портрет, жанр, историческая живопись.
28. Бытовой жанр передвижников. Творчество Г.Г.Мясоедова, В.М. Максимова, К.А.Савицкого, В.Е.Маковского, Н.А.Ярошенко.
29. Батальная живопись В.В.Верещагина.
30. Портретная живопись передвижников. Творчество В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова, Н.Н.Ге.
31. Пейзажная живопись передвижников. Творчество А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, В.Д.Поленова, А.И.Куинджи.
32. Историческая живопись передвижников. Творчество И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова.
33. Евангельские темы в творчестве В.Д.Поленова и Н.Н.Ге.
34. Жанровая живопись И.Е.Репина. "Исторические картины" на современную тему.
35. Богатство и многообразие портрета в творчестве И.Е.Репина.
36. Историческая живопись И.Е.Репина.
37. Творчество В.И.Сурикова.
38. Создатель нового жанра в русском искусстве и предтеча модерна - В.М.Васнецов.
39. Русская архитектура второй половины XIX века.
40. Академическая живопись второй половины XIX века.
41. Произведения Г.И.Семирадского, К.Е.Маковского, В.С.Смирнова.
Искусство России XX в.
1. Художественная ситуация в России рубежа веков.
2. Передвижники на рубеже веков (общая характеристика).Жанровая живопись Н.А.Касаткина, С.А.Коровина, С.В.Иванова, А.Е.Архипова
3. Абрамцевский кружок - художественный центр зарождения нового искусства. В.М.Васнецов - предтеча русского модерна.
4. Архитектура в конце XIX - начале XX века. Архитектура модерна и неоклассицизма.
5. Творчество П.П.Трубецкого
6. Творческие искания в скульптуре А.С.Голубкиной, А.Т.Матвеева, Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова.
7. Творческий метод М.А.Врубеля. Живопись и графика.
8. Тема Демона в творчестве М.А.Врубеля.
9. Портрет в творчестве В.А.Серова.
10. Историческая живопись В.А.Серова.
11. Графика в творчестве В.А.Серова.
12. Пейзажи В.А.Серова.
13. Художественное объединение "Мир искусства". Эстетическая программа и художественная практика. Историческая тема в творчестве художников "Мира искусства".
14. А.Н.Бенуа - художник, критик, историк искусства.
15. Творчество К.А.Сомова. Портрет, пейзаж, ретроспективно-галантный жанр. Графика Сомова.
16. Тема современного города в творчестве М.В.Добужинского.
17. Творчество Л.С.Бакста. Работа в театре. Портреты. Античная тема.
18. "Вторая волна" "Мира искусства".
19. Искусство книги в тво