Тема. Разработка учебных пособий на электронных носителях в обучении изобразительнольму и декоративному рисованию, художественному труду, дизайну
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Учебно-методические наглядные пособия для учителя.
2. Виды учебно-методических наглядных пособий для учителя.
Цель задания: научить студентов изготовлять учебно-методические наглядные пособия для учителя (плакаты-таблицы, динамические пособия – модели, макеты, пособия с использование ТСО – транспаранты, диапозитивы, видео).
Каждый урок или внеклассное занятие по изобразительному искусству должны сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение определенных знаний. Наглядное пособие сопровождается краткой объяснительной запиской, в которой даются методические указания и описание приемов демонстрации пособия на уроке. Приемы использования наглядных пособий следует подбирать исходя из конкретного урока.
Учитывается место использования наглядности в зависимости от дидактических целей, умение демонстрировать наглядность, техника демонстрации (поза учителя, пользование указкой и пр.).
Задание для самостоятельной работы: Серия плакатов по одной теме, включающих развивающие плакаты в виде различных изображений отдельных предметов и явлений природы, а также с плакат с методической последовательностью изображения конкретного задания. Например: отдельные изображения объектов пейзажа - деревья, различные состояния природы и серия методических листов с последовательностью изображения пейзажа; или отдельные предметы и изображения персонажей литературного произведения - изба, элементы убранства избы, интерьер избы, эскизы костюмов, изображения главных действующих героев, несколько вариантов одного сюжета в различных форматах, а также методическая последовательность работы над иллюстрацией.
Динамическое пособие - пространственная динамическая модель, например, для демонстрации явлений перспективы, цветоведения, манекены фигур человека или животных с пояснением их конструкции и различных движений. Касса различных изображений для фланелеграфа.
ТСО - серия транспарантов (не менее 4 этапов), кинофрагмент или компьютерная дискета с обучающими и развивающими изображениями.
Плакаты выполняются в размере формата А3, динамическое пособие - не более 30 см. в высоту и по ширине, транспарант - формат А4. Материалы по выбору: гуашь, акварель, тушь и др.
Основная литература:
1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
2. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 368 с.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – 2-е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1961.
7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
8. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1994.
9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - 2–е изд., доп. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
10. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
Дополнительная литература:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки.- М., 1970.
3.Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
2. Бестчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 301 с.
3. Бестчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
4. Бызова А.А. Скульптура и пластическая анатомия. Программа подготовки по специальности 030800 «Изобразительное искусство». – Мурманск: МГПУ, 2005.- 56 с.
5. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Изд. АПН РСФСР. – 1950.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990.
7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – 2-е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1961.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. –М.: Педагогика, 1983. -112 с. -36 с.
9. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР 1959. – 304 с.
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1994.
12. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.
13. Костерин Н.П. Учебное рисование. Учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1984. – 240с.
14. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
15. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1997.
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998.- 336 с.
17. Кузин В.С.. Рисунок. Наброски и зарисовки. – М.: Изд.центр «Академия», 2004. – 232 с.
18. Лагутина О.Р. Сюжетное рисование: обучение учащихся передаче объема предметов в сюжетной композиции (история вопроса). Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2006
19. Лагутина О.Р. Изображение диких животных. Учебно-наглядное пособие. – Мурманск, 1995. – 53 с.
20. Лагутина О.Р. Изображение птиц. Учебно-наглядное пособие. – Мурманск, 1994. – 39 с.
21. Лагутина О.Р. Теория и практика обучения объемному изображению в сюжетном рисовании в системе начального и среднего образования. Учебно-методическое пособие. - Мурманск, 2003. - 86 с.
22. Рисунок. Живопись. Композиция: Христоматия: Учеб. Пособие для студентов худож. – граф. фак. пединститутов/ Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.
23. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
24. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
25. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.
26. Ростовцев Н.Н. Методика преподования изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. –граф. фак. пединститутов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.
27. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
28. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худож. –граф. фак. пединститутов. – М.: Просвещение, 1987.
29. CD – ROM – Мультимедиа энциклопедия персонального компьютера Кирилла и Мефодия. – М.: R – Style, 1996.
30. Симонович С.В. , Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика. – М.: АСТ – Пресс, 1998.
31. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 368 с.
32. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителя. - 2-е изд., доп и перераб. – М.: Просвещение, 1979.
33. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.
34. Фролов М. Мультимедиа в примерах. – СПб.: BHV, 1996.
35. Шорохов Е.В. Методика преподования композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учитилей. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1977.
36. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
37. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979.- 192 с.
Программы:
38. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Программы средней общеобразовательной школы (1-4 классы одинадцатилетней школы). – М.: Просвещение, 1992.
39. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Программы средней общеобразовательной школы (5-8 классы одинадцатилетней школы). – М.: Просвещение, 1994.
40. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - 2-е изд., стереотип./ Под ред. члена-кореспондента РАО, д.п.н. В.С. Кузина. - М.: Дрофа, 2000. - 288. (Для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла).
41. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 1994.
42. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. – М.: 1996.
43. Изобразительное искусство. Начальные классы: Программно-методические материалы/ Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999.
44. Изобразительное искусство. 5-9 классы: Программно-методические материалы/ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998.
45. Программы средней образовательной школы. Изобразительное искусство V - VIII классы. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
46. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы). - М.: Просвещение, 1988. - 268 с. (Изобразительное искусство С.153 - 216).
47. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с. (Изобразительное искусство С.121 - 145).
48. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1991.
49. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). – М.: Просвещение, 1994.
50. Экспериментальная программа с краткими рекомендациями: Изобразительное искусство 1-7 кл., 8 класс (факультативный курс). - М.: Просвещение. - 140 с.
Учебники:
51. Искусство вокруг нас: Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехленей начальной школы/ Сост. М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская и др.: Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
52. Каратеева Е.И. Искусство и ты: Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1997.
53. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 1997. – Ч. 1, 2.
54. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 1997. – Ч. 1, 2.
55. Ростовцев Н.Н. Рисование. Первый класс. – М.: Учпедгиз, 1957.
56. Ростовцев Н.Н. Рисование. Второй класс. – М.: Учпедгиз, 1957.
57. Ростовцев Н.Н. Рисование. Третий класс. – М.: Учпедгиз, 1961.
58. Ростовцев Н.Н. Рисование. Четвертый класс. – М.: Учпедгиз, 1961.
59. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
60. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996.
61. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
62. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
Дополнительная литература:
1. Авсисян О.Н. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для средних худож. учеб. заведений. - М.: Изобразит. иск., 1985.
2. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. Ереванский опыт работы с детьми. - М.: Советский художник, 1979.
3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Советский художник, 1986.
4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М.: Советский художник, 1968.
5. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Кн. Для учителя/ Сост. С.П. Истратова; Авт. предисл. И.Е. Данилова. - М.: Просвещение, 1990.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
7. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.
8. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы. - М. Просвещение, 1983.
9. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986.
10. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983.
11. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.
12. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. Для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - М., 1999.
13. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразоват. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
14. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982.
15. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики. - Свердловск, 1990.
16. Жукова А. Помогите смешным рисункам. - М.: Просвещение, 1966.
17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968.
18. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы: Кн. для учителя / Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н. Фомина. - М.: Просвещение, 1995.
19. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М., 1996.
20. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1988.
21. Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
22. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971.
23. Колокольников В.В. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика / В.Н. Ветров, В.В. Колокольников, Н.А. Кржимовская и др.; Под ред. В.В. Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975.
24. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России. - М., 1996.
25. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
26. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. - Л., 1969.
27. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. - Л., 1962.
28. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. - Л., 1962.
29. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
30. Левин С. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. - М.: Советский художник, 1979.
31. Никанорова Н.П. Наглядные пособия в оборудовании для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1975.
32. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.
33. Основы декоративного искусства в школе: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1981.
34. Пономарьков В.А. Декоративно-оформительское искусство в школе. - М., 1976.
35. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982.
36. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет. садов и нач. классов средней школы / Под ред. В.С. Кузина. - М.: Просвещение, 1978.
37. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания / Пер. с ит. - М.: Советский художник, 1981. - Т.1; 1985. - Т.2.
38. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов по спец. 2109 - Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1982.
39. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
40. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1979.
41. Рондли Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
42. Ростовцев Н.Н. Детское художественное творчество // Родники прекрасного: Всероссийская выставка детского художественного творчества: Альбом для учителей. - М., 1983.
43. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.
44. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973.
45. Стасевич В.Н. Искусство портрета: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
46. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
47. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1969.
48. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1980.
49. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
50. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. 2109 - Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1979.
51. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
53. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в II классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.
54. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в III классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985.
55. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством. - М.: Просвещение, 1969.
Контрольные задания