Структура голосо-речевого тренинга

1) « Трясучка»

2) Физиологическое и фонационное дыхание.

3) Лицевая гимнастика

4) Открытый и закрытый звук- резонаторы

5) Основной звукоряд И-Э-А-О-У-Ы

6) Взрывные звуки

7) Чистоговорки-скороговорки-долгоговорки

8) Речь в движении

9) Дубляж и озвучание

Культура речи и речевой этикет

Разновидности произношения. Орфоэпические нормы нейтрального и просторечного стиля. Источники отступлений от литературного произношения (диалекты, говоры).

Ситуации, требующие употребления разнообразного « речевого этикета» при:

1-обращение,

2- приветствие,

3- прощание,

4-благодарность,

знакомство,

поздравление

, пожелание,

приглашение,

совет,

утешение,

одобрение

и т. д.) Определение по этикетным речениям возраста, уровня образованности, общественной принадлежности, профессии говорящего. Способы усвоения речевого этикета. Задания. Тренировка.

Упражнение:

Синонимы по полукругу на каждое понятие

2. Наблюдения

Это упражнение учит вглядываться в явления жизни, окружающие предметы, людей и находить то особенное, яркое, что не сразу видно невооруженному глазу. Богатство эмоциональной памяти накапливается через внимание к жизни, через пристальное наблюдение и изучение её.

По мере работы от занятия к занятию условия этого упражнения, начиная от элементарного упражнения «Шпион» в учебном полукруге могут усложняться, включая общение с партнерами, переходя в этюд. Этюд по наблюдению – найденный в окружающей среде, окружающей нас жизни интересный факт и сыгранный. Тематика для этюдов-наблюдений может быть самая разнообразная:

Практические занятия.

1) наблюдение за животными («Зоопарк», «Птичий двор», «Аквариум», разнообразные передачи от « В мире животных до Дискавери и ВВС);

2) наблюдение за ситуациями, подсмотренными в жизни;

3) наблюдение за предметами;

4) наблюдение за явлениями природы.

5) Наблюдения за жанрами кино и т.д.

Рассказывание, а затем проигрывание этюдов по этим заданиям- самый надежный путь к профессиональному оснащению на пути присвоения и проживания ролей!!!

3..Этюдная работа

Этюд это всегда небольшой отрезок жизни созданный воображением, которое питается запасом наблюдений, живым чувством исполнителя, т.е. - событийный эпизод. Главное в нем воссоздать событийное движение. Т.е.-это маленькая история с логическим началом и концом, где есть ИСХОДНОЕ-ЦЕНТРАЛЬНОЕ и ГЛАВНОЕ событие.

Необходимо отметить, что на начальном этапе все этюды выполняются молча и в одиночку, и только позднее появится работа с партнером, партнерами, появится текст

.

В создании этюдов поможет медитация на такие понятия:

« Люблю-ненавижу», « Раны и радости», «Принимаю- не принимаю », « Мое- не мое», « Радует- огорчает» , « Свобода- несвобода», « Хорошее- плохое!», - это поможет в поиске «Сверхзадачи»- без которой почти нет смысла заниматься этим.

· «Знакомое дело» – первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.

· Этюдное задание «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства.

· «Этюд на музыкальный момент», например, путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает.

· Этюдное задание « Молчание в кадре»- в этом задании нельзя «болтать» слова, но прожить какую то ситуацию, событие, через интенсивный внутренний текст , выраженный через разнообразные оценки и приспособления, без «хлопотания лицом» и излишней внешней «театральности»

· Этюдное задание «Молча вдвоем», не позволяющее разговаривать, дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова.

· Этюд на рождение слова. Адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или

· иного факта или события. Я настолько переполнен этим событием, что слово( возглас, жест, междометие, строчка, песня…) вырываются из меня.!!

Тренинг психотехники

Упражнение «Басня»-« Притча»- «Кинонаблюдение» и выход в слово. Словесное действие

Эти упражнения- как переход от этюдов «молча вдвоем» к слову. Басня-Притча- Кинонаблюдение таит в себе все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, живые лица, серьезное содержание, высокий уровень литературы и яркое авторское наблюдение за жизнью, изложенное иносказательно в Басне или Притче или киноязыком в хорошем фильме, что дает простор ассоциациям, без которых невозможно творчество.

В начале работы над этим упражнением учениками выбирается басня , притча или отрывок из фильма, пересказывается по фактам , анализируется событийный ряд, намечаются повороты и события ( исходное-центральное-главное). Для басни и притчи -находится ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд

Главная цель состоит в том, чтобы добиться полного совпадения ситуации-события басни с ситуацией-событием этюда.

Этюд в этом случае - не самоцель, а один из этапов освоения упражнения.!!!Можно ограничиться пересказом ситуации, который должен помочь понять и почувствовать необходимость наполнения слова накопленным опытом и подсказывает путь этого процесса.

В этих практиках мы продолжаем тренинг на "чувство события", целесообразность и действенность поведения, воспитание навыка словесного действия.

Слово становится действенным, если подчинено цели и активно направлено на ее достижение.

Практичекие занятия. Словесное действие.

Наши рекомендации