Голосо-речевого тренинга

Упражнения играют важную роль в подготовке актера как профессионального, так и самодеятельного театра. Для многих любителей тренинг стал дорогой в профессиональное творчество. Однако существуютпротивники тренинга, полагающиеся на природную интуицию, считающие, что люди на сцене играют, поют и танцуют для удовольствия, не занимаясь ни физическим, ни вокальным тренингом. При этом их мышцы иголосовые связки непогрешимо делают то, что надо. И в самом деле — действительно ли нужны упражнения? Не достаточно ли целиком довериться природе и действовать, полагаясь на природную интуицию?

Отвечая на вопросы, связанные с естественной человеческой природой, в первую очередь следует сказать о ее блокировке современным технократическим обществом. Интуитивная природа человека также подавлена или заблокирована. Всё это естественным образом отражается на таком тонком и чувствительном инструменте человеческого организма, как голос. Даже в процессе совершенно необходимого для человека общения мы

сталкиваемся с препятствиями, которые не дают голосу прозвучать естест-

венно и органично. Большинство людей потеряли способность, а возмож-

но, и желание вести себя непосредственно. Исключение составляют мо-

менты, «выходящие из под контроля», такие, например, как сильная боль,

страх, экстаз. Но и в этих случаях зачастую голосовые эмоции искажаются

и не могут прорваться сквозь ограничения, установленные общественными

нормами поведения.

Таким образом, поведение современного человека - результат дейст-

вия короткой цепи вторичных импульсов, которые, в основном, служат для

защиты индивида, дают ему время подумать, блокируя спонтанность. И,

наконец, когда вторичные импульсы развиваются, трансформируются на-

7столько, что в состоянии вытеснить влияние первого рефлекторного им-

пульса, - формируется привычка. Первичная, рефлекторная реакция, как

уникальный ответ единственной в своем роде личности, вытесняется по

мере нашего взросления. Поведение зрелого человека предусматривает ба-

ланс между контролируемым и инстинктивным действием. Однако многое

в человеческом сознании и поступках контролируется укоренившимися с

детства привычками, выработанными в результате влияния родителей,

учителей, друзей из компании, звезд экрана и др. И если мы попытаемся

выяснить истоки смеха, горя, гнева или радости (что необходимо в процес-

се сценической деятельности), то они окажутся либо уже оцивилизован-

ными, либо животными - т. е. сформировавшимися вне зависимости от

нас, под воздействием окружающих. Это означает, что непосредствен-

ная реакция возможна и что она —редка.

Нервно-мускульное программирование развивается в соответствии с

привычками и реакцией мышц, способных в состоянии зажима препятст-

вовать непосредственной связи между эмоцией и дыханием. Голос не мо-

жет работать адекватно его реальным возможностям, если энергетический

базис голоса не поддерживается дыханием. До тех пор, пока мы эмоцио-

нально защищены, наше дыхание не может быть свободным. До тех пор,

пока дыхание несвободно, голос будет зависеть от напряжения (в горле и

мышцах рта), компенсирующего эту слабость дыхания.

Возможны следующие явления в том случае, когда напряженные

мышцы подключаются для выражения сильных чувств.

Напрягаясь и сжимаясь, мышцы воздействуют на голосовые складки

с такой силой, что те трутся друг о друга, теряя свою эластичность, спо-

собность к регулярной вибрации. Следствие этого - скрипучий, охрипший

звук и потеря голоса.

Если горло напряжено, звуковой канал сужается. Это приводит к

слабому, завышенному или скрипучему звучанию. В случае необходимо-сти демонстрации «мужественного голоса», при зажатой глотке звук будет

резонировать только в нижних объемах груди, потеряет полетность и не

обогатится оттенками верхних резонаторов. Если мягкое небо опущено,

корень языка приподнят, а мышцы напрягаются для поддержки голоса, то,

скорее всего, звучание будет носовым. Носовой резонатор - самый силь-

ный, доминирующий и лишающий голос выразительности. Если человек

будет говорить через нос, мы его, безусловно, услышим, но не поймем то-

го, что он хотел выразить. В этом случае невозможны эмоциональные ню-

ансы, содержание мысли искажается.

Чем в большей степени органы дыхания и резонаторы подвержены

зажимам, тем скорее их звукообразующая роль переходит к языку и губам.

В результате этого замещения способность губ и языка к артикуляции

снижается под давлением чужих «обязанностей».

Вот наиболее очевидные расстройства артикуляционно-

резонаторной системы, происходящие, когда голос не свободен. Все эти

отклонения не исчезают сами собой, для их устранения необходим тре-

нинг.

Неправильное использование голоса приводит к невозможности вы-

разить чувство, ограничивает активность, притупляет выразительность.

Эти блокады со временем умножаются, они являются результатом приоб-

ретенных привычек, доходящих до автоматизма, не замечаемые и неиз-

вестные, они становятся преградой между актерским голосом, - тем, какой

он есть в действительности, — и другим, каким он мог бы быть в идеале.

Здесь особенно опасна непрофессиональная работа с голосом в детском и

подростковом возрасте, когда формируется голосовой аппарат. Чаще всего

это приводит к блокаде гортани. Такие блокады не исчезают сами собой и

снимаются с большим трудом.

Необходимо отметить, что так называемая «голая» техника (как раз и

приводящая к блокаде голоса) есть просто миф, так как в реальности пра-вильного голоса не существует. Надо дать возможность голосу освобо-

диться. Так как его выразительность зависит от эмоций, то бесцветные и

однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Основ-

ное положение голосового тренинга заключается в том, что речь является

частью целого — выражением внутренней жизни актера, образа. Речь в

данном случае должна идти не о постановке, а о воспитании голоса, кото-

рое осуществляется не благодаря самонаблюдению или жесткой воле, а яв-

ляется результатом определенного отношения к жизни.

Таким образом, исполнитель, занимающийся сценическим творчест-

вом, нуждается как в определенном тренинге, так и в ясном понимании то-

го, что следует освободить свои скрытые возможности.

Итак, перечислим отрицательные факторы, влияющие на голос. Их

устранение и будет той задачей, которую призван решить тренинг в про-

цессе обучения сценическому искусству.

1. ДЫХАНИЕ.

• Душевное волнение вызывает импульс, передаваемый системе

дыхания, ответная реакция дыхательных мышц направлена на сдержива-

ние этого импульса, что, в свою очередь, препятствует свободному тече-

нию дыхания.

• Неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу меж-

реберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свобод-

ной работе диафрагмы).

• Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который

сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.

2. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ И ГОРТАНЬ.

Если дыхание не свободно, ответственность при извлечении

звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, непредназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают

свободную игру голосовых складок.

3. ВИБРАЦИОННАЯ (резонаторная) СИСТЕМА.

Напряжение в гортани блокирует прохождение звука между

резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя его звучанию.

• Напряжение корня языка, мягкого неба, лица и шеи мешает

свободному использованию носового и головного резонаторов, ограничи-

вая звучание в среднем и верхнем регистрах.

4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА.

• Когда дыхание не свободно и не может подкрепить звучание,

язык стремится компенсировать эту недостаточность, поэтому его ар-

тикуляционные способности ухудшаются.

• Распространенные психологические зажимы также зачастую

мешают четкой артикуляции губ.

Работая над голосом, необходимо помнить два основных правила:

• неясное мышление - существенное препятствие на пути к

чистоте артикуляции;

• подавление эмоций — существенное препятствие на пути к

свободе голоса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Зачем нужен голосо-речевой тренинг?

2. Какова физиологическая взаимосвязь эмоционального состоя-

ния человека и голоса?

3. Назовите отрицательные факторы, влияющие на голос.

4. Какие факторы влияют на артикуляцию?

ГЛАВА 2.

ДЫХАНИЕ

Все недоразумения начинаются с проблемы дыхания. В конце XIX и

начале XX вв. европейские специалисты, занимающиеся проблемами голо-

са, почти повсеместно приняли положение, что полноту голосу придает так

называемое «брюшное дыхание» (с доминантой диафрагмы).

Существуют разные точки зрения в этой области. Одни теоретики и

практики рекомендуют пользоваться исключительно брюшным дыханием.

Это означает, что «во время дыхания живот должен выполнять движение

вперед и назад», грудь же, напротив, оставаться неподвижной. Другие счи-

тают - и с практической точки зрения это более очевидно, так как более

естественно, - что дыхание должно иметь брюшную доминанту, но к нему,

как бы на втором плане, следует присоединять грудную клетку. Первые

полагают, что звук, опираясь на диафрагму, поднимается вверх, усилива-

ется в грудном, затем в головном резонаторах и по дуге снизу вверх выхо-

дит наружу. Вторые считают, и это также более естественно, что звук со-

храняет брюшную доминанту, звучит «снизу», как бы вбирая в себя груд-

ные и головные резонаторы. Возьмем, к примеру, детей, особенно малень-

ких, или людей, принадлежащих к так называемым «низшим» культурам.

У них процесс дыхания начинается с живота, но и грудь в это дело каким-

то образом тоже включена. Это движение дробное, малозаметное, его

можно обнаружить скорее через прикосновение, чем путем наблюдения.

Однако оно существует реально.

Часто на искажение дыхания влияют такие факторы, как неудобная

одежда, условности в поведении, некоторые черты характера, например,

застенчивость, состояние здоровья и др. Немалую лепту в формирование

поверхностного грудного дыхания внесло школьное образование. Долгое

сидение за столом, а в последнее время за компьютером, усталость позво-

ночника (круглая спина) как бы нейтрализуют брюшную полость и диа-фрагму, выключая их из процесса дыхания. Дыхание подобного типа дос-

таточно ограничено, так как используется только верхняя часть легких, а

не легкие целиком, вмещающие значительно больше воздуха. Таким обра-

зом, формулируется первоочередная задача голосового тренинга, которая

состоит в том, чтобы вернуть естественное дыхание, а, следовательно, и

естественное звучание голосу. Эта задача согласуется со здоровьесбере-

гающими технологиями, разрабатываемыми педагогами различных на-

правлений школьного образования.

На сцене необходимо максимально открыть и усилить звук, но так,

чтобы он, тем не менее, не переставал быть «вашим собственным». Важно

уметь увеличивать диапазон и силу звука всегда, когда это понадобится.

Голос весьма чувствителен к разного рода беспокойным состояниям

психики. В повседневной жизни, если человек нервничает или не в силах

справиться с ситуацией - это неминуемо отражается на его голосе. Обыч-

ное чувство страха приводит в движение все защитные механизмы орга-

низма, и в результате возникает напряжение, особенно в верхней части те-

ла, шее и плечах.

Если голос напряжен, и приходится говорить с усилием, то наблюдаются следующие явления:

1. Голос постепенно повышается, искажается и становится

трудноуправляемым. Это лишает его гибкости и естественных

разговорных модуляций.

2. Звук получается стесненным, что отталкивает слушателя, так

как его слух этого не выдерживает и не воспринимает.

3. Напряжение в шее сжимает горло и препятствует низкой

тональности голоса, низким нотам. Это исключает модуляции, поэтому

речь становится бесцветной.

4. Из-за стесненности звука слушатель концентрирует свое вни-

мание более на самом звуке, нежели на слове.В случае головного спазма энергия уходит, так сказать, «не по адресу», распределяется не по назначению, и даже более того - неправильно.

Горло - единственная часть нашего тела, где человек не должен ощущать

напряжения.

Ошибочно полагать, что во время работы в студии ученик может

пользоваться тихим голосом. Естественно говорить полуголосом, но это

лишает голос энергетики, не тренирует его. По аналогии с хореографией:

если танцовщик постоянно репетирует «вполноги», он никогда не станцует

в полную ногу, его мышцы будут недостаточно тренированы. То же про-

исходит и с голосом.

Задумайтесь о сходстве голоса и скрипки. Качество звучания этого

музыкального инструмента зависит от правильного использования смычка,

качества струн, их натяжения и качества изготовления корпуса. Что каса-

ется голоса, то извлечение, произнесение звука зависит от дыхания. Голо-

совые связки, как и струны скрипки, не находятся под нашим прямым кон-

тролем.

Кроме того, получение качественного звука зависит от резонирую-

щего пространства. Основными резонаторами (точнее их называть «вибра-

торами») будем считать следующие: головные, грудные и резонаторы

брюшной полости. Е. Гротовский, исследуя проблемы сценического голо-

са, обнаружил в теле актера 24 резонатора. Его исследования показали, что

при включении каждого вибратора (затылочного, брюшного, среднепозво-

ночного и т. д.) одновременно происходит вибрация всего тела, но ее центр

совпадает с местонахождением определенного вибратора, - того, где

дрожь сильнее всего. По мнению Е. Гротовского, «актер, вовлеченный в

действие полностью и целостно, становится, не думая об этом, одним ог-

ромным вибратором». Главное, к чему надо стремиться в работе над дыха-

нием, - это чтобы дыхание «дышало» само. Необходимо научиться дышать

без усилия. Если вы дышите нижней частью грудной клетки, где располо-жены желудок и диафрагма, то всё ваше тело как бы становится частью

звука. Если же вы дышите верхней частью, - голос будет «отражением»

лишь части тела. Стало быть, всё дело в использовании вибраторов и в

том, каким образом их можно объединять. Например, если включать че-

репной вибратор, то одновременно будут работать вибраторы черепа и

грудной клетки. Если же прибегать к высокому голосу и пускать в ход

грудной вибратор, — аналогично будут действовать два резонатора: груд-

ной и черепной. Таким образом, физический аспект звука влияет на его

эмоциональный эффект.

Энергию голоса почти всегда можно найти с помощью упражнений,

но сами упражнения бессмысленны без правильного их понимания.

Выделим три замечания, прежде чем перейти к самим упражнениям.

Первое замечание касается дыхания. Не следует выполнять данный тип

упражнений поспешно. Как только вы почувствуете, что всё идет нор-

мально, темп выполнения можно ускорить. Второе связано с релаксацией.

Всё это очень индивидуально, и здесь нельзя быть уверенным в том, что

указания поняты правильно. Поэтому в отношении упражнений на релак-

сацию более точным будет использование слова «свободный», а не «рас-

слабленный». Надо научиться отличать нужное напряжение от ненужного.

Напряжение, которое вы хотите получить в определенный момент, являет-

ся необходимым, в отличие от другого, - ненужного, всего лишь пустой

энергии. Поэтому вы должны знать функции мышц — это особенно трудно,

когда работаешь с шеей. Прежде чем работать с голосом, необходимо ос-

вободить мышцы шеи. И, наконец, третье замечание - не экономьте дыхание, дышите.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Упражнение 1. Выполняется на полу, в положении лежа. Спина мак-

симально прямая. Согните ноги в коленях и немного раздвиньте их. Это

поможет держать спину прямо. Постарайтесь увеличить площадь со-

прикосновения спины и пола. Выровняйте плечи. Почувствуйте шею, пле-

чи и руки свободными, равно как и суставы. Добейтесь полной релаксации,

и скажите себе: «Спина ровная. Плечи ровные и свободные. Локти свобод-

ны. Шея свободна». Пусть мышцы отреагируют на эти команды. Важно

при этом ничего не делать, дать мышцам самим подчиниться командам.

Вы почувствуете одновременно только необходимое напряжение, и свобо-

ду в мышцах.

Упражнение 2. Выполняется на полу, в положении лежа. Положите

руки на нижнюю часть грудной клетки, - туда, где расположена наиболь-

шая выпуклость, так как именно там будет наблюдаться наибольшее дви-

жение.

а) Вдохните через нос и затем выдохните весь воздух; подождите,

пока не почувствуете, что межреберные мышцы начинают двигаться, затем

снова медленно вдохните, ощутив как ребра расширяются в области спины

и по бокам. Постарайтесь не поднимать верхнюю часть грудной клетки.

Повторите вдох и выдох несколько раз.

б) Вдохните, затем медленно выдохните на счет «10»; убедитесь, что

межреберные мышцы сами контролируют дыхание. Увеличивайте счет до

«15» и затем до «20».

в) Вдохните. Положите одну руку на диафрагму и делайте несколько

выдохов, ровно, но отчетливо, чтобы почувствовать, откуда идет выдох.Затем делайте это со звуком р, имитируя стук барабана. Затем со звуками

ах, ай, и, соединяя дыхание с произнесением звука.

г) Вдохните, чтобы «открыть» ребра. Положите одну руку на диа-

фрагму и медленно вдыхайте через открытый рот. Затем снова вдохните и

на счет «6» выдыхайте (при этом считайте вслух). Продолжайте выдох с

одновременной декламацией известного вам текста.

Дополнение. Следите, чтобы шея и плечи были свободными. После

упражнения полежите спокойно, а затем медленно встаньте.

Упражнение 3. Займите удобное положение сидя или стоя, спину

при этом держите прямо.

Голова. Сделайте наклон вперед (вдох) и медленно поднимитесь (вы-

дох), при этом мышцы задней части шеи напряжены. Наклон назад (вдох)

и выпрямление (выдох). Проделайте всё наоборот. Наклон вбок (вдох) и

выпрямление (выдох). Максимально повернитесь вправо и влево, чтобы

оглянуться назад (при этом дышите полно, свободно). Спина то напряжена

- то расслаблена. Почувствуйте разницу. Осторожно наклоните голову и

вернитесь в исходное положение; ощутите свободу в задней части шеи.

Сделайте очень легкий оборот вокруг шеи для того, чтобы почувствовать

свободу движения. Голова может оставаться неподвижной, но не зажатой.

Плечи. Осторожно поднимите и опустите плечи, отводя их назад,

фиксируя ощущение в первом и втором положениях. Снимите излишнее

напряжение. Повторите.

Упражнение 4

а) Руки за головой - полное расслабление, вдох и выдох. Когда ребра

начнут двигаться - опять вдох. Повторите два-три раза. (Это открывает

грудную клетку.)б) Руки находятся внизу или лежат на боковых ребрах. Сделайте

полный вдох, и затем медленный выдох на счет «10», «15», «20»; убеди-

тесь, что межреберные мышцы контролируют дыхание.

в) Вдох и выдох от диафрагмы со звуком р, причем выдох и звук

должны слиться воедино. Затем то же самое с чтением текста.

Дополнение. Верхняя часть грудной клетки, шея и плечи всегда сво-

бодны. Когда ученик проговаривает текст, следите, чтобы диафрагма была

опущена (при этом звук выходит свободно). В данном случае грудная

клетка помогает резонированию. Важно почувствовать, что работают меж-

реберные мышцы и диафрагма, так как именно они усиливают звук. Работа

мышц фиксируется лишь затем, чтобы их почувствовать, не более того.

Начинать проговаривать текст следует лишь при полном ощущении

свободы и при наличии ровного дыхания. Если вы чувствуете, что не

справляетесь, приостановите выполнение упражнения.

Во-первых, необходимо понять, как улучшить качество голоса, а

также увеличить его силу. Когда жалуются на то, что голос получается

слишком тонким, это объясняется тем, что резонаторы в грудной клетке не

усиливают звук, и не включены брюшные резонаторы. Для того чтобы по-

чувствовать и включить вибраторы, необходимо:

• Проделать комплекс упражнений в положении лежа. Прогова-

ривать текст при этом, ощущая резонанс в полу.

• В положении лежа на животе, - голова повернута в сторону, -

почувствовать пол. Проговаривать текст, ощущая вибрацию в полу.

• Стоя, - руки за головой, ребра открыты, — проговаривать часть

текста.

• Произносить в удобной тональности ай, и; руками постукивать

по груди, чтобы почувствовать вибрацию.• Пропеть часть текста на одной ноте, затем проговорить его,

ощущая вибрацию резонаторов.

То же самое, но более ритмично.

Во-вторых, необходимо знать, как можно увеличить без видимого

усилия громкость голоса. Одно из обычных заблуждений - отождествле-

ние громкости звука и его объема. Для того чтобы увеличить объем голоса,

необходимо проделать следующие упражнения:

Упражнение 5. Лежа на полу, расслабиться, ребра и диафрагма ра-

ботают свободно. Сосредоточиться на том, чтобы шея и плечи не были

скованы. Проговаривать текст, постепенно увеличивая громкость, однако

при этом держать ее под контролем. Почувствовав напряжение, остановить

упражнение, расслабиться и начать заново или продолжить.

Упражнение 6. Исходное положение - то же, но при этом необхо-

димо петь, вытягивая руки в стороны, затем вверх к голове, как бы совер-

шая ими круг.

В-третьих, может возникнуть проблема с дыханием, которая заклю-

чается в том, что его не хватает на конец фразы. Физически это объясняет-

ся недостатком развития мышц на ребрах и диафрагме — ребра, обычно,

сжимаются слишком быстро. В данном случае помогут следующие упраж-

нения:

Упражнение 7. Исходное положение стоя, руки за головой. Освобо-

дить тело, стараться не наклонять голову вперед. Проговаривать текст в

этом положении, постепенно опуская руки в стороны до нижней точки.

Упражнение 8. Исходное положение стоя. Вдох на счет «10», «15»,

выдох на счет «3», «6».Упражнение 9. Ребра максимально открыты, глубокий диафраг-

мальный вдох и плавное пение м на счет «6», «8», «10», с каждым разом

увеличивая счет. Продолжить упражнение со звуками о, ох, ах, ай, и.

Упражнение 10. Ребра открыты, глубокий вдох; петь м и гласные

звуки, воображая перед собой разные расстояния. Начать с «близкой» дис-

танции и постепенно ее увеличивать. То же повторить с импровизирован-

ным текстом, «оправдывая» размер данной дистанции.

Замечание. Если вы в начале делаете придыхание и выдыхаете

раньше времени - упражнение повторить.

Упражнение 11. Правая рука внизу, в ней воображаемый мяч. На

выдохе петь гласные ай, и, поднимая руку с воображаемым мячом вперед.

Мяч будет как бы поддерживать направленный на него звук. Это позволит

координировать дыхание и звук. То же, но с текстом.

Модуляция и использование голосового диапазона должны всегда со-

ответствовать особенностям используемого текста. Однако вам следует во

время проговаривания отрывков текста увеличивать гибкость диапазона.

Горло необходимо всегда держать расслабленным, свободно усиливая звук

на всех уровнях. Тогда вы заметите, что можете свободно взять нижний

регистр и больше не думать об этом. Дело в том, что когда вы используете

лишь верхний регистр, то концентрируете всё внимание на поддержании

грудного резонанса, а это ограничивает возможности голоса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите основные резонаторы человеческого тела.

2. Какова роль дыхания в звучании голоса?

3. Какие именно мышцы регулируют силу звука?

4. Зачем на начальном этапе тренинга нужны упражнения лежа?ГЛАВА 3. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ

ГОЛОСО-РЕЧЕВОГО ТРЕНИНГА

Вибрационные явления, происходящие в гортани ниже голосовых

складок, по мнению ряда физиологов и фониатров, входят в «телесную во-

кальную схему» и представляют собой внутренние ощущения, которые,

наряду со слуховыми, активно участвуют в осуществлении фонаторной

функции. Благодаря внутренним вибрационным телесным ощущениям, ко-

торые, по мнению Р. Юссона, охватывают 9 зон — от передненебной до

грудной и далее к зоне брюшного пресса, у актера (вокалиста) вырабаты-

ваются кинестетические ощущения, позволяющие управлять голосо-

речевой или вокальной техникой. Развитие внутренних телесных ощуще-

ний как вибрационных проявлений на протяжении всего тонового диапа-

зона и при всех уровнях динамического диапазона должно стать первой из

технических задач начального этапа воспитания речевого голоса.

Выдвижение интонационного резонаторно-артикуляционного тре-

нинга на первый план работы над голосом (после дыхательного) теорети-

чески и методически может быть объяснено следующими причинами:

1. Активно действующие вибрационные проявления повышают

тонус голосовых складок, рефлекторно стимулируют их работу.

2. Вибрационный массаж, построенный на длительном речевом

«мычании», снимает мышечные напряжения с резонаторно-

артикуляторной системы и повышает тонус мышц глотки и ротовой полос-

ти.

3. Укрепляется «середина» тонового звучания голоса, формиру-

ется свободный, единый по качественным характеристикам звук.

4. Резонансные проявления у твердого неба рефлекторно обеспе-

чивают улучшение голосовых данных посредством влияния на нервные

окончания лицевого нерва.5. Воспитывается эластичность и подвижность мышц выдыхате-

лей системы озвученного дыхания (парных мышц живота - наружной ко-

сой, внутренней косой, прямой поперечной, и мышц, опускающих ребра и

поднимающих диафрагму - внутренних межреберных, подреберных, квад-

ратной мышцы поясницы, поперечной мышцы спины и др.).

6. Прививаются навыки правильного телесного ощущения (но не

контроля) функционирования голосовых складок с помощью слуховых и

кинестетических ощущений.

7. Обогащается обертоновый состав речевого голоса, усиливают-

ся гармонические тоны.

8. Воспитывается мягкая атака речевого звука.

9. Создаются реальные предпосылки для опосредованного, кос-

венного влияния на голосо-речевой аппарат исполнителя.

Прежде чем обучать юных исполнителей оперировать голосовыми

связками с помощью телесных ощущений, следует настроить единую ре-

зонаторно-артикуляционную систему (индивидуально с каждым учащим-

ся).

Вначале определяется местонахождение вибрационных участков, и

выявляются наиболее важные зоны резонирования (9 зон «внутреннего те-

лесного резонирования» по Р. Юссону). Проверка качественности резонан-

са происходит путем прикладывания кистей рук к основным зонам вибра-

ционных ощущений и при постоянной динамике слуховых ощущений, раз-

вивающихся и совершенствующихся одновременно с вибрационными.

Слуховому анализатору с самого начала следует уделять пристальное вни-

мание, так как совершенный слуховой контроль помогает в дальнейшем

проводить самостоятельную корректировку резонаторного звучания, дово-

дя ее до автоматизма.Многолетняя практика автора дает основание полагать, что настрой-

ка резонаторно-артикуляционной системы без спешки, непринужденно, на

наиболее благоприятном участке тонового диапазона речевого голоса, при

условии автоматического, органичного дыхания и с обязательной свободой

мышц нижней челюсти исключает переутомление, форсирование дыхания,

насильственное изменение тембрового качества голоса. Охватить разом

всю систему вибрационных проявлений студийцу достаточно трудно -

рассеивается внимание слухового анализатора, и ускользают из поля ощу-

щений вибрационные проявления. В связи с этим, начинать настройку ре-

зонаторной системы лучше с локализованной зоны трахеи и груди. Эта об-

ласть так называемого «грудного резонатора» признается рядом специали-

стов базисной в формировании резонаторной системы сценического голо-

са.

Предпочтение вибрационным проявлениям в области трахеи и груди

вовсе не означает отказа от использования остальных резонаторных облас-

тей. По мере укрепления резонаторных проявлений, вибрационных усилий

в этой области, необходимо расширять зоны вибрационных ощущений -

выше и ниже груди. В зависимости от индивидуальных особенностей уче-

ника, можно начинать работу с развития верхних резонаторов, используя

их динамические возможности. С учетом сложности выработки (привития)

вибрационных ощущений следует опираться в процессе обучения на резо-

нансные зоны, наиболее удобные для каждого конкретного учащегося.

Комплекс упражнений для резонаторно-артикуляционного тренинга

на начальных этапах обучения сценическому искусству, приведенный ни-

же, разделяется на три стадии:

I. Настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью

вибрационных слуховых ощущений.

И. Укрепление резонаторно-артикуляционной системы.

III. Совершенствование системы резонаторного звучания.Многолетняя практика показывает, что на начальных этапах

голосового тренинга наиболее результативны групповые занятия с

обязательным контролем каждого ученика. Поэтому в представленный

далее комплекс включены в основном групповые упражнения. Однако

большинство из них может быть использовано и в индивидуальном тре-

нинге.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Упражнения первого цикла, как правило, построены на продолжи-

тельном звучании одного из сонорных звуков - м, р, л, р, м, р, л, р (знак

апострофа означает мягкость произношения согласного звука). Сначала,

для обретения свободы ротового и глоточного резонаторов применяются

твердые сонорные звуки, затем - мягкие, с введением которых активизиру-

ется работа языка. Постепенно в тренинг включаются упражнения на тя-

нущиеся согласные з, з, ж, ж, в, в.

Упражнение «Цветок»

Первый этап

Исходное положение. Группа образует круг, лицами к центру; ноги

на ширине плеч, носки врозь; руки согнуты в локтях перед грудью, кисти

рук свободно опущены; голова наклонена вперед; плечи свободны; спина

чуть наклонена вперед.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки - лепестки большого

цветка, который плавно раскрывается, затем также медленно закрывается.

Исполнение. После плавного вдоха через нос следует выдох, на ко-

тором негромко и протяжно произносится звук м-м-м... Кисти рук совер-

шают плавное движение вперед и вверх, но не выше лица, голова припод-нимается; кисти раскрываются ладонями вверх, пальцы свободны - звуча-

ние прекращается. Ровный вдох через нос; выдох - одновременно со зву-

ком м-м-м.., руки и голова движутся в обратном направлении и возвраща-

ются в исходное положение - звучание прекращается.

Упражнение выполняется на счет «8» (на счет «4» - раскрытие цвет-

ка, на «4» - закрытие); уровень громкости звучания м-м-м... одинаков на

всем протяжении упражнения - негромко; при раскрытии цветка звук, за-

родившийся в груди, как бы движется за кистями рук и увеличивается в

объеме — цветок раскрывается.

Дополнение. Обязательное условие выполнения упражнения — введе-

ние несложных предлагаемых обстоятельств: какой цветок, как пахнет,

какого цвета лепестки, отчего происходит «пробуждение» и т. д.

Второй этап

Исходное положение. Ноги на ширине плеч; корпус наклонен впе-

ред, голова опущена; руки и кисти висят свободно.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки и корпус - лепестки

большого цветка, который медленно раскрывается, потом закрывается.

Исполнение. После плавного вдоха через нос следует выдох, во вре-

мя которого протяжно звучит м-м-м..; одновременно с «мычанием» руки и

корпус совершают медленное движение вверх - руки до положения «чуть

выше головы», корпус и голова до положения «прямо»; затем руки, голова

и корпус возвращаются в исходное положение.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счет «8» (на «4» - от-

крытие цветка, на «4» - закрытие); уровень громкости меняется: начало

тихое, с каждым счетом до четырех чуть громче, с каждым счетом от пяти

до восьми чуть тише.

Третий этап

Исходное положение. В приседе, правая нога опирается на колено;

корпус собран «в комок», голова прижата к колену; кисти рук лежат сво-

бодно на полу ладонями кверху.

Исходные предлагаемые обстоятельства. Руки, корпус, ноги - весь

человек - это лепесток огромного цветка, который плавно раскрывается

вверх и тянется к солнцу.

Исполнение. При выдохе, во время размеренного «мычания» руки и

корпус совершают движение вверх до полного их распрямления и тянутся

к солнцу; корпус чуть прогибается назад.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счет «12»; уровень

громкости меняется: начало тихое, с каждым счетом до восьми - чуть

громче, затем звучание затихает, сходя на нет.

Дополнение. Обязательно следите за тем, чтобы ученики выдержи-

вали предлагаемые обстоятельства. Упражнение исполняется индивиду-

ально, парно и в группе; следует избегать отведения головы далеко назад,

что провоцирует напряжение мышц шеи, закрытие гортани; необходимо

следить за свободой плеч - они не должны подниматься; в случае возник-

новения трудностей при выработке естественного звучания и нахождения

звуковысотной середины можно задавать тон, пользуясь музыкальным ин-

струментом: для низких мужских голосов — си большой октавы, для высо-

ких мужских - до малой октавы; для женских низких - си малой октавы,

для высоких - до первой октавы. Возможны индивидуальные варианты.

Упражнение «Назойливая муха»

Первый вариант

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч; правая рука вытя-

нута вперед, указательный палец находится на уровне пояса, остальные

пальцы собраны в кулак.Исходные предлагаемые обстоятельства. Кончик указательного

пальца правой руки превращается в большую энергичную назойливую му-

ху, упорно крутящуюся возле лица; «мычанием» имитируется жужжание

летящей мухи.

Исполнение. 1. Муха начинает медленное движение издали в на-

правлении лица; вдали возникает ноющий звук м-м-м... (можно использо-

вать звуки м , ж, з, з ).

2. Муха вплотную приближается к лицу; звук постепенно нарастает

до громкого, но не форсируется.

3. Муха крутится около лица - то возле губ, то возле носа, то возле

лба и т. д.; звук направляется в ту резонаторную зону лица, в области кото-

рой вертится муха.

4. Муха улетает наверх, к потолку - звук уходит за ней, затихает.

Дополнение. С увеличением громкости высота звука остается преж-

ней.

Второй вариант

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе;

корпус наклонен вперед, голова держится прямо.

Наши рекомендации