Практические занятия. Этапы действенного анализа

1) «Разведка умом» и «разведка действием»;

2) Сверхзадача и сверх-сверхзадача произведения;

3) Исходное событие ;

4) Поиски промежуточных событий;

5) Этюд в действенном анализе;

6) Вспомогательные этюды;

7) Последовательность событий;

8) Центральное и главное события ;

9) Сквозное действие;

10) Вскрытие основного конфликта;

11) Цели и задачи действующих лиц;

12) Действие и контрдействие.

Творческие сюрпризы и шутки

Творческий сюрприз – творческое сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, или сочинительство основанное на воспоминаниях из собственной жизни хорошая провокация для самостоятельной работы .

Творческим сюрпризом может быть все что угодно: песня, стихи, монологи, шутки, наблюдения, розыгрыши и т. д. В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.

Творческие сюрпризы открывают новые возможности самовоспитания и самопознания. Надо давать выход творческой энергии, которая может не до конца проявляться в уроках. Работа над сюрпризами дает студентам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

Внутри группы можно проводить музыкальные конкурсы, поэтические вечера. Любой творческий сюрприз, коллективный или персональный, должен быть соотнесен с тем, чем занимается группа на уроках творческого развития, с актуальными жизненными явлениями, процессами и событиями. Тогда он полезен и даже необходим.

В основу сюрприза может быть заложен музыкальный, литературный, драматургический или сценарный материал. Сюрпризные задания могут вытекать из тренинга, наблюдений и других учебных задач.

Рекомендуется использование музыкального материала, т. к. это способствует нахождению творческой формы, подробному и полноценному воплощению замысла сюрприза.

В сюрпризах возникает необходимость проявить свои музыкальные, пластические возможности.

Сюрприз – это домашнее задание, которое может послужить толчком к учебной работе.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы работы

В организации учебного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:

1) Урок ( теория и практика) – основная форма организации образовательного процесса – имеет следующую структуру:

1. Зачин. Автор-лидер: режиссер встречи(Зачины - коллективные упражнения всей группы (продолжительностью не более 5 минут), настраивающие группу перед началом занятия, своеобразное творческое «здравствуйте» друг-другу и педагогу).

2. Самостоятельный творческий блок (летопись-сценарий предыдущего дня, стихи – в подарок, творческий рейтинг, эквивалент-метафора икебана).

3. Творческий туалет и тренинг.

4. Этюдные показы.

5. Сюрпризные показы.

6. Обсуждение показов.

7. Работа над учебным материалом –организация и процесс сьемки

8. Финал урока.

2) Репетиции (застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические) – одна из форм работы над учебным материалом (этюдами, сюрпризами, творческими заданиями), которые могут проводиться в групповой форме, подгрупповой или индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).

3) Беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы, воспитательные).

4) Экскурсии (тематические – как основа работы над творческим заданием «Наблюдение»).

5) Поездки (по местам, связанным с тем или иным событием, местом действия, поиск локации- места сьемки и т. д.).

6) Выезды (за город – для укрепления межличностных отношений )

7) Вечера (творческий вечер группы, авторской песни, тематические, приуроченные к праздничным датам)

8) Творческие встречи (с деятелями культуры и искусства, творческими мастерскими, театральными коллективами города, России и зарубежья).

9) Мастер-классы

Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:

Словесных – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного). Это рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей в творческом дневнике, работе с учебным материалом.

Наглядных – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности. Это демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, макетов), а также просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.

Практических – практические действия - пробы, репетиции, тренинги, практики, упражнения, творческие задания и показы, организация и сьемка отрывков.

Данный метод обучения по данной программе является основным.

Дидактический материал

1. Учебная литература по теме «Основы режиссуры», « Монтаж»» Операторское искусство»

2. Тематические материалы видеофонда

3. Художественные материалы (художественные альбомы, наборы открыток, репродукции)

4. Фотоматериалы, кино и видеоматериалы;

5. Литературные произведения (басни, притчи,прозаические рассказы, драматургия ,сценарии) как основа этюдной работы.

Техническое оснащение

1) Помещение ( от 2-х метров на человека).

2) Стулья (по количеству контингента группы).

3) Стол.

4) Кубы.

5) Ширмы.

6) Световое оборудование

7) Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

8) Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Процесс обучения в мастерской позволяют оценить творческие выступления на контрольных (открытые, зачетные и экзаменационные) уроки, проводимые по окончании каждого этапа.

Суть этих уроков в оценке практической работы педагога и группы по освоению упражнений тренинга, структуры самих уроков, уровня активности учащихся и умения педагога сознательно и импровизационно руководить ходом занятия.

Зачетный открытый урок состоит из следующих частей:

1-ый этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет-разминка.

3) Этюдные показы на площадке и снятые на камеру:

4) « Молчание в кадре»

5) этюды «Молча вдвоем»,

6) «Знакомая работа-ПФД»,

7) «Музыкальный момент»

8) « Дубляж-озвучание»

9) Драматический пересказ «ногами» Притч, отрывков из прозы, рассказов, сценариев

10) Стихи в подарок, пересказ прозы в событии. Творческие сюрпризы, метафоры, эквиваленты.

11) Показ смонтированных учебных отрывков на эти темы

12) Финал урока.

2-ой этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет и тренинг.

3) Этюды по сценарию на литературной основе.

4) Кинонаблюдения

5) Творческие сюрпризы.

6) Финал урока.

3-й этап:

Сценическое сочинение - творческий вечер группы.

Показ кино-видеоотрывков.

4-й этап

Показ отрывков из киноработ

Видеопортфолио ( Шоурил)

Важнейшим и необходимым условием прохождения курса является выполнение практических и художественных задач поставленных педагогом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. - Воронеж., 1992.

2. Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. - Л., 1989.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.

4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - Л., М., 1967.

5. Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.

6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. - М., 1966

7. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене.

8. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.

9. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1978.

10. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. – М., 1964.

11. Корогодский З. Я. Начало. – СПб., 1996.

12. Корогодский З. Я. Режиссер и актер. - М., 1967.

13. Корогодский З. Я. Этюд и школа. – М., 1975.

14. Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991.

15. Ошо( Оранжевая книга, Горчичное зерно. Пустая лодка, Жизнь, Любовь, Смех. Дар Атиши)

16 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-

16. Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.

17. Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.

18. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.

19. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М., 1993.

20. Эфрос А. Профессия режиссер. – М., 1993.

21. Эфрос А. Продолжение театрального романа. – М., 1993.

22. Эфрос А. Книга четвертая. – М., 1993.

23. А.Г. Соколов Монтаж –телевидение, кино, видео- М.2005 учебник

24. Л.В. Грачева Тренинг в работе актера над ролью –СПб , 2010 г

Наши рекомендации