Неореализм в фотографии 1950-х гг.
Возврат к повседневной, разрушенной войной, жизни; попытка воссоздать ее и вернуть достоинство человеку, выброшенному на свалку истории. В центре внимания как итальянского, так и польского неореализма – человек. Неореализм – художественное течение, зародившееся в военные годы как протест против фашизма. В послевоенные годы он продолжает поднимать острые социальные проблемы. Противопоставляя себя традиционной драматургии в фотографии, неореализм создает новую идею: его интересует совокупность событий, он занят непрерывным наблюдением реальности и обобщением. Создатели неорелизма пытались отойти от принятых клише моделирования реальности. Они не фиксировали события, но создавали их, давали возможность нового взгляда. Неореализм стал открытой формой, допускающей множество вариантов развития той или иной ситуации. Фотография или фильм создавались в результате встречи рассказчика, персонажа и зрителя. Основа неореализма – синтез трех элементов: памяти, знания и опыта. Послевоенная жизнь лишилась прежней, узнаваемой формы. Фотограф, как демиург, заново называл вещи, возвращал их действительности. Они как будто увидены заново. Левчинский фотографирует группы разных элементов: груды бомб, прутья, столовые приборы или толпу людей. Утратившие свою функцию предметы он сопоставляет с людьми, чей мир разрушен. В эти суровые для Италии годы он призывал не отвлекаться на романтический сюжет и хэпи-энды, а обратить внимание на реальные судьбы простых людей, безработицу, контраст бедности и богатства. Самой главной чертой была "документальность", будничность, отказ от декораций и студийных съемок. Неореалисты выступали как хроникеры, рассказывающие о трагедии своего народа, пережившего фашизм и поражение в войне.
Тенденцию неореализма подхватили и фотографы. В 1946 году Луиджи Кроченци опубликовал свои первые фоторассказы «Италия без времени и «Взгляд на Милан». Для Кроченци было важным создание новеллы с помощью фотографических изображений - «неподвижный фильм на печатной странице». В 1951 году Кроченци опубликовал фоторассказ «В переулках моего района», созданный вместе с поэтом Нанни Сельва, цитата из которого находится в эпиграфе.
1 декабря 1955 года образовывается Фриульская группа новой фотографии (GFNF). В нее входили наиболее значительные итальянские фотографы второй половины XX века. Члены группы намерены были отражать современную историю в фотографии, которая поэтически документирует окружающий мир.
Творчество А.-К. Брессона
Анри Картье-Брессон — отец современной фотожурналистики, француз по рождению, пионер 35мм формата и мастер откровенной фотографии. Он стоял у истоков “уличной фотографии”, тем самым влияя на то, как она развивалась после этого. Родился Анри в Chanteloup, Seine-et-Marne, и с ранних лет проявлял большую любовь к искусству, а особенно к сюрреализму. В 1932, после того, как он провел год на Ivory Coast, он открыл для себя Лейку — портативную камеру, которая стала его вечным спутником и с которой он не расставался до конца жизни. В 1952 году Анри опубликовал книгу, которая в оригинале называлась Images ? la sauvette. В ней были собраны 126 фотографий, которые Анри отобрал после своих поездок на запад и восток. Обложка была нарисована Анри Матисом, знаменитым в то время художником-модернистом. “Для меня быть фотографом — значит молниеносно осознавать, в долю секунды, важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение. Немалое впечатление на Анри Картье-Брессона произвел кинематограф. Такие картины, как «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна и «Жанна Д’Арк» К. Дрейера оставили в душе фотографа неизгладимый след. В 1930 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку, где и открыл совершенно новые возможности искусства фотоснимков. Поразившись увиденному, Анри Картье-Брессон приобрел первый в своей жизни фотоаппарат и переполнился твердым намерением постичь фотоискусство. Этот его первый инструмент представлял собой комплект из самого аппарата – коробки из дерева, покрытого воском – штатива и черной накидки. Первый опыт Анри Картье-Брессона был весьма печален – снимки получались либо чересчур контрастны, либо вялые, а порой и вовсе не было изображения, но это его не огорчало.
Через год его фотоаппарат пришел в негодность, не выдержал погодных условий жаркой Африки, да и сам Картье-Брессон приболел. В период неожиданно возникшей болезни Анри Картье-Брессон наткнулся на фотоаппарат Leica. Он был компактен и позволял снимать даже движущиеся объекты. Анри купил его, и все свое свободное время посвятил съемкам. Он искал сюжет практически на каждом шагу. А через некоторое время, когда Анри более детально познакомился с работами своих коллег и набил руку, он стал производить репортажную съемку
Отличительной особенностью его снимков является отсутствие всякого редактирования или обрезания. Все, что Анри Картье-Брессон снимал, представало пред взором в своем естественном виде, в самый пик эмоционального напряжения, в то же время сам фотограф умудрялся оставаться незамеченным. О качествах съемки, присущих знаменитому фотографу ходят легенды и на плодах его творчества, его достижений взойдет еще не одно поколение мастеров.