А.с.пушкина «когда за городом, задумчив
я брожу...»
Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетки, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком, Как гости жадные за нищенским столом, Купцов, чиновников усопших мавзолеи, Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах; По старом рогаче вдовицы плач амурный, Ворами со столбов отвинченные урны, Могилы склизкие, которы также тут Зеваючи жильцов к себе наутро ждут, — Такие смутные мне мысли все наводит, Что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое. Там неукрашенным могилам есть простор; К ним ночью темною не лезет бледный вор; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом; На место праздных урн и мелких пирамид, Безносых гениев, растрепанных харит Стоит широко дуб над важными гробами, Колеблясь и шумя...
(1836)
1. Прочитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу...». Определите, в какой период творчества А.С.Пушкина оно было создано. Какие темы и мотивы преобладают в лирике Пушкина этого периода? Какие из них нашли отражение в этом стихотворении?
2. Определите, к какому жанру лирики относится это стихотворение, обоснуйте свой ответ.
3. Проанализируйте композицию стихотворения, выделите его композиционные части. Можно ли говорить о том, что они противопоставлены? Как называется такой художественный прием?
С какой целью поэт использует этот прием, какой смысл он вносит в стихотворение?
4. На каком противопоставлении построена образная система стихотворения? Найдите в тексте противопоставленные образы. Каким предстает перед лирическим героем «публичное кладбище» и каким — «кладбище родовое»? Какие эмоции вызывают у лирического героя увиденные картины? Какие чувства и ассоциации вызывают нарисованные поэтом картины у вас?
5. Найдите в тексте стихотворения примеры сочетания «высокой» и разговорной лексики. Объясните, с какой целью поэт использует такие сочетания.
6. Найдите в тексте примеры авторской иронии. По поводу чего иронизирует поэт?
7. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Объясните смысл таких выражений, как «дешевого резца нелепые затеи», «по старом рогаче вдовицы плач амурный», «злое... уныние», «праздные урны», «безносые гении», «растрепанные хариты», «важные гробы». Какое значение имеют эпитеты для понимания авторской идеи?
8. Найдите в тексте стихотворения сравнение, объясните его смысл.
9. Найдите в тексте стихотворения слово «молитва». В каком контексте оно появляется? С какой целью? Почему оно не может быть отнесено к первой части стихотворения?
10. Обратите внимание на образ, которым заканчивается сти
хотворение. Что этот образ символизирует? Какой смысл вклады
вает в него поэт?
*11. Сделайте выводы об идейно-художественном своеобразии этого стихотворения.
12. Обобщите свои выводы и наблюдения в письменном высказывании.
Вопросы и задания для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно...»
* * *
И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка...
(1840)
1. Прочитайте стихотворение «И скучно, и грустно...». Определите, в какой период творчества М. Ю.Лермонтова оно написано, с какими фактами биографии соотносится. Какие темы и мотивы, характерные для лирики М.Ю.Лермонтова, звучат в этом стихотворении?
2. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения, его состояние. Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение у вас?
3. Можно ли определить жанр этого стихотворения как элегию? Обоснуйте свой ответ.
4. Выделите в композиции стихотворения вступление, основную часть и заключение. Что лежит в основе лирического сюжета? Как он развивается?
5. Найдите в стихотворении элементы внутреннего диалога. С кем лирический герой разговаривает? О чем? С какой целью? К какому выводу приходит? Логичен ли для лирического героя этот вывод?
6. Объясните смысл выражений «душевная невзгода», «сладкий недуг», «холодное вниманье». Подберите к этим словосочетаниям синонимичные единицы из других стихотворений М. Ю.Лермонтова. Можно ли говорить о том, что подобное состояние и мироощущение характерны для лирического героя поэзии М.Ю.Лермонтова?
7. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Как передается драматизм состояния лирического героя? Почему текст так насыщен вопросительными и восклицательными предложениями? Какой эффект этим достигается?
8. Обратите внимание на авторскую пунктуацию: какие знаки препинания использует поэт, как это влияет на звучание стиха, на ваше восприятие?
9. Найдите в тексте стихотворения пары антонимов. С какой целью поэт их употребляет?
10. В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.
11. Можно ли говорить о том, что глубоко трагическое содержание сочетается в этом стихотворении с удивительно мелодичным, гармоничным звучанием? Какое впечатление на читателя производит подобный контраст?
*12. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях этого стихотворения.
13. Обобщите свои выводы и наблюдения в письменном высказывании.
Вопросы и задания для анализа эпизода