Работа по содержанию III действия.

Почему же Катерина полюбила Бориса? В этой страсти заключается для неё вся жизнь; вся сила её натуры все её живые стремления здесь смешиваются. К Борису влечёт её не одно то, что ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих её людей; к нему влечёт её «…и потребность любви, не нашедшая отзыва в муже, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззаветной свободы»,- писал Н. А. Добролюбов.

Обратите внимание на то, что в третьем действии много песен. В этом его особенность.

Сцена свидания. Каков фон, на котором оно происходит? Фон поэтичен. «Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое», - говорит Кулигин. А вот авторская ремарка: «Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых». Наше воображение дорисовывает луну, отражённую в ровной глади Волги, протекающей за оврагом, вольный свежий воздух. Здесь русская атмосфера, образ русского сознания, воли. Любовное свидание происходит при луне, на вольном летнем воздухе. И страха-то нет! Глаша всё устроила!

2-я сцена III действия начинается песней Кудряша. Песня говорит о тяжёлой доле женщины, создаёт ощущение обречённости Катерины, усиливает поэтичность её образа, подчёркивает и типичность её судьбы.

Во время первой встречи Катерины с любимым опять-таки звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи…»): «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей гибели хочешь?»; «Ты меня загубил!» Это слово многократно повторяет Катерина, как в бреду: «Загубил, загубил, загубил!» Получается, что свидание – это почти обрядовая сцена. Невеста как бы отталкивает своего избранника. Бросится на шею - не годится. Здесь атмосфера русского обряда, но она не отталкивает Бориса. Целая гамма чувств охватывает Катерину при свидании. Сначала она как будто против воли, потупив глаза в землю, сходит по тропинке к Борису и останавливается, застыв, как статуя. А когда Борис берёт её руку, она, отмахнувшись от него, в испуге восклицает: Не трогай, не трогай меня!» Катерина стыдится своего чувства к Борису, ведь ради этого чувства она пренебрегла супружеской верностью. Никогда не замолить ей этого греха. «Зачем же ты моей погибели хочешь? - с горечью и отчаянием спрашивает она Бориса. А затем её фраза: «Загубил, загубил, загубил!» - повторяет Катерина, качая головой, и осознание обречённости слышится в её словах. Но тут же она, возможно, вспоминает суровое лицо Кабанихи, безвольного мужа, унизительную сцену проводов. И так жить до гробовой доски? Подавлять свои чувства? Не дать отрады своему сердцу? И каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! И Катерина в страстном порыве кидается на шею Борису: «Э, что меня жалеть, никто не виноват - сама на это пошла. Не жалей, губи меня!! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Так любить может не всякий, и мы снова убеждаемся в необыкновенной душевной силе героини. Сейчас для неё не существует весь мир. Она не боится людского суда, она свободна и пошла бы за ним куда угодно. Она даёт свободу своим чувствам. Даже страх перед смертью не останавливает её: любовь сильнее этого страха. Любовь победила и те религиозные представления, которыми сована была душа Катерины. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Но ради любви Катерина «греха не побоялась». Любовь оказалась сильнее религиозных предрассудков.

Но сцена трагична. Сколько внешних препятствий стоят на пути Катерины к счастью? Но помимо внешних, есть непреодолимые преграды и в самом характере Катерины: страх греха, ужас перед геенной огненной ещё вернутся к ней - старое не уходит мгновенно. Но не только это: честная, цельная Катерина никогда не сможет жить достойной жизнью. Поэтому счастье её не может быть прочным.

А Борис? Каков он в сцене свидания? Он неплохой. Но… « вы ведь велели». Он не понимает, кого он полюбил. Духовная жизнь бедна у Бориса. Он способен жалеть Катерину, но быть ей истинным партнёром не может. Душа его без полёта. Без стремлений ввысь.

Итак, внутренняя борьба Катерины разрешилась. Она дала волю своим чувствам.

Но перед нами еще одно свидание, и мы понимаем, каковы отношения Варвары и Кудряша. Отношениям Варвары и Кудряша сопутствуют удалые плясовые песни, в которых поётся о лёгкой любви. О весёлом разгуле. Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие диалог Варвары и Кудряша в сцене прощания: «Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, «не обращая внимания, тихо играет»; «Варвара зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

А сцена встречи. Кудряш, завидев Варвару, упрекает её: «Ты что ж так долго? Ждать вас ещё! Знаешь, что не люблю!» Это слова человека, который « на девок лих» Характерно в его устах: не ждать тебя, а «ждать вас».

Для чего даны две сцены свидания? Островский строит сцену по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения несут явный отпечаток ограниченности окружающей среды. Катерина любит искренне, неистово, она готова искупить эту первую свою страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет». Слова Варвары сопровождаются ремарками: «Зевая»; «Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого»; «Зевает и потягивается». Те же ремарки говорят, что Катерина «тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю, обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «Поднимает глаза и смотрит на Бориса»; «Кидается к нему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины – от расстроенности к утверждению права на любовь.

Содержание IV действия.

В IV действии мы особенно остро ощущаем страшную силу «тёмного царства».

Давайте вспомним, как раскрываются в пьесе представления о мире, нравственные нормы, житейская мораль «тёмного царства». А чтобы было легче, давайте начнём со сравнения обстановки I и IV действий. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид» - « На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки… за арками берег и вид на Волгу». Там- простор, прекрасный пейзаж, заволжские дали, здесь - узкая галерея, низкие своды. Арки, словно отделяющие нас от вольной природы. Стенная роспись изображает геенну огненную. Это мир начинающего разрушаться, но всё еще крепкого и страшного «тёмного царства». Следы этого царства во всём: и в умах калиновцев, в их нелепых рассуждениях о Литве, и в безумных пророчествах барыни, и в ругательствах Дикого.

О душевном состоянии Катерины мы узнаём из диалога Варвары и Бориса. Возвращается Тихон, Катерина не может лгать, её мучит совесть. Мы чувствуем, что в ней идёт напряженная внутренняя борьба: этот грех её не по силам нести в душе. Снять грех, покаяться - для неё духовная потребность к очищению. Она сносит попрёки свекрови: «Мало мне, я ещё больше заслуживаю». Варвара боится, что Катерина, не выдержав вины и раскаяния за свой грех, обо всём расскажет.

Надвигается гроза. Второй раз в пьесе мы слышим её раскаты, она пронизывает пьесу. И всякий раз каждый из героев по-своему воспринимает её . В I действии прогремела гроза над Калиновом - и в душе Катерины началось грозовое движение, а у Кабанихи в доме стало неспокойно. В IV действии мы видим страшное напряжение, предгрозовое нагнетение. Все боятся грозы. Она напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды, а геенна огненная пожирает великих грешников. Появлению Катерины на сцене предшествует мрачное пророчество женщины из толпы: «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь».

Из предшествующей признанию Катерины сцены мы узнаем о её душевном состоянии. По ремаркам автора, Катерина «вбегает» на сцену, «хватает её [Варвару] за руку и держит крепко!» Сравните с ремаркой I действия – «берёт за руку». В этих ремарках автора передано крайнее потрясение Катерины. Её больно ранят намёки Кабанихи, которая уже подозревает недоброе и внимательно присматривается к невестке, и ласковая шутка Тихона. Раньше от попрёков Кабанихи Катерина была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для неё страшная пытка. Катерина беспомощно, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Как тонко передано в этом слове «приклоняется» характер и состояние Катерины: её мягкая женственность и трогательная беспомощность. Борис подходит к семье Кабановых, а Катерина на грани срыва. А между тем, снова кто-то пророчествует: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт…Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит…» Как и в I действии, появляется сумасшедшая барыня, но там она является перед грозой, теперь же этот жуткий образ старухи в чёрном платье, с поднятой над головой палкой-посохом возникает перед зрителями и читателями в самый разгар грозы, при ослепительном блеске молний. Там её пророчества имели обобщённый характер: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутомимой!» «Она всем так пророчит»,- говорит Варвара. К тому же странный смысл слов барыни смягчается ремаркой: «Варвара улыбается», и её озорной репликой: «На свою бы тебе голову, старая карга!»

В IV действии барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься? Нечего прятаться!» и т.д. Её слова сопровождаются сокрушительными ударами грома. Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит что-нибудь»,- в I действии и «Ах! Умираю!» - в IV действии. Варвара готова заслонить её, но не в силах. Катерина боится, а Тихон говорит: «Какие на ней грехи?» - «А ты почём знаешь,»- говорит свекровь. Кабанова ревнует сына, чужая в доме: и не воет по мужу, и обрядами пренебрегает, и в глаза смотрит, когда отвечает, и «ты», как равной, говорит. Из-за неё атмосфера в доме Кабановых меняется. Уходит власть свекрови! Вроде и слушается, но в лице у Катерины нет никакого согласия.

Тихон по-своему жалеет Катерину: «Всё скажешь мне», а в подтексте: «Я прощу».

Сцена покаяния - кульминация пьесы. Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиты у Бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада, геенны огненной. В сцене покаяния, на первый взгляд, видна полная капитуляция героини перед силами «тёмного царства», она предстаёт здесь как его жертва. И действие завершается торжеством Кабанихи. Здесь в споре с молодыми, которым воли захотелось, она одержала победу: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался».

Но можно ли считать покаяние Катерины её полным поражением в борьбе с «тёмным царством»? Жертва ли она? Представим себе другой исход: Катерина скрыла свой «грех», научилась притворяться и обманывать, тайком от мужа продолжает ходить на свидания с Борисом. Ведь это означало бы, что Катерина приспособилась к «тёмному царству», примирилась с его деспотизмом. Покаяние Катерины объясняется тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. Ещё в беседе с Варварой она говорит о себе: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было,» - Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Если Варвара не задумывается над нравственной стороной своего поведения, То для Катерины нравственная оценка своих поступков и даже помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения. Основа её нравственности - вера в Бога. Для калиновцев Бог – ханжеская маска. Спокойную жизнь Катерина взорвала! Она раскрыла душу, и для города её признание - нарушение неписаных законов: всё должно быть шито-крыто. Катерина не ханжа, во лжи жить не может. Раскаяние не только свидетельство слабости и страха, оно и свидетельство силы: Катерина говорит с Богом не с глазу на глаз, а при всех горожанах, не боясь общественного суда.

Однако драма на этом не кончается . Борьба между Катериной и Кабанихой, борьба в душе самой Катерины, ещё не завершена, ещё продолжается.

Содержание V действия.

О жизни Катерины в доме Кабанихи после покаяния мы узнаём из диалога Кулигина и Тихона? «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск,»- говорит о жене Тихон. Зная Кабаниху, мы понимаем, что ей важно не только заставить Катерину мучиться, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. Она заставляет Тихона «учить» жену. Сам он говорит Кулигину: «…бью, потому что маменька велит.» Кулигин даёт совет простить Катерину и не поминать больше никогда об её поступке, потому что никто не в праве судить грех Катерины - все не без греха, и Тихон много грешил.

Но вот сама Катерина (второе явление V действия). Вслушаемся в её слова и подумаем: перед нами действительно безответная жертва или человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем? Она убежала из дома, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой.

А Борис? Его жалкие слова: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает»; «Не застали бы нас здесь!» Борис скован страхом. Это Тихон, только образованный, европеизированный.

Что будет с Катериной? Островский показывает возможные для Катерины выходы. Первый путь показан Кулигиным: простить и забыть грех Катерины. Для Катерины такой путь невозможен, т.к. остаться в доме Кабановых – это, во-первых, медленная смерть, во-вторых, жить во лжи, без любви она больше не сможет.

Второй путь предлагает сама Катерина: она просит Бориса взять её с собой. Мы видим, что и этот путь невозможен, т.к. Борис отступает от неё.

Остаётся третий путь. Какой?

Вспомним 4-е явление V действия. Ещё в IV действии Катерина говорила: «Об жизни и думать не хочется, нехорошо». Нет выбора для Катерины. Идти в дом? Терпеть свекровь? Скрепить чувства и не вздохнуть больше! Так жить не надо, нельзя, это не по-человечески! Нехорошо! Грех! У Катерины насквозь религиозное сознание. Жить так, как она живёт в доме Кабановых, - грех, потому что нет воли. Жить в грехе она не хочет. Умереть можно только, когда сама делаешь это. Таким образом, она на распутье: два греха перед ней: 1 - жить, как жила неправильно, - это грех; 2 – умереть – грех самоубийства. И она, верующая, не побоялась самого страшного наказания Бога. Самоубийство - незамолимый грех, путь в геенну огненную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли пробегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?» - задаёт она вопрос и твёрдо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться». Боязнь, что её поймают и вернут в дом Кабанихи (а это хуже могилы), заставили Катерину сделать последний шаг к обрыву. Смерть - её сознательный выбор. Безнравственно жить - грех! Катерина - чистая натура, ложь, обман, ханжество её шокируют.

Решение о самоубийстве было принято до встречи с Борисом. Не случайно она обращается к Борису с просьбой: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу» В своих монологах она постоянно возвращается к мысли о смерти ( «Мне только проститься с ним, а там… там хоть умирать»; «Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне, как в могилу. Так страшно впотёмках! Шум какой-то сделается, и поют точно кого хоронят» и т.д.), она пытается примириться с этой мыслью (« Под деревцем могилушка… как хорошо! Солнышком её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая…»)

Катерина говорит: «В ком есть страх, в том есть и Бог» Страх, по Далю, «сознание нравственной ответственности». Страх Катерины – голос её совести. Она чувствует свою вину не только перед Тихоном, Кабановой и не столько перед ними, сколько перед всем миром, перед царством высокого добра. Ей кажется, что вся Вселенная оскорблена её поведением . Она не принимает религии Домостроя, религии власти и страха. Душа её в калиновском царстве раскаивается, проходя между полюсами любви и долга. Оставляет она мир с сознанием правоты: «Кто любит, тот будет молиться». Так она снимает крайности домостроя во имя более высокой нравственной идеи. Решение покончить с собой приходит вместе с внутренним самооправданием, с ощущением свободы и безгреховности после пережитых нравственных бурь. Исчезает страх геенны огненной, и Катерина считает себя вправе предстать перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», а если она смерти не боится, значит грехи искуплены. Она постепенно уходит от страха греха самоубийства («Смерть по грехам страшна…»).Умереть святее, чем жить! Это единственный достойный исход, единственное спасение того высшего, что в неё есть. Жизнь для неё в Калинове - прозябание и увядание, смерь - утверждение жизни, последняя вспышка любви к деревьям, птицам, травам, к красоте и гармонии божьего мира. Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «тёмного царства» на волю.

Сила или слабость самоубийство Катерины? Молодые люди в пьесе подчиняются власти денег, но каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни. В Катерине борются долг и чувство. Долг воспитывался в ней годами, домостроевскими нормами быта, религией. Любовь подняла её против мира, сформировавшего её взгляды и характер. Старое сильно, но новое неумолимо, оно идёт из среды простых людей. «Лучше умереть, чем так жить,»- думает Катерина. Жить в этом мире нормально – или быть вечной жертвой, или самому стать самодуром.

Но встает вопрос: обязательно ли в этом мире, чтобы не быть жертвой, повторить путь Дикого или Кабановой? Следовать их традициям или стать Варварой? Можно убежать, как Варвара, но убежать ещё не значит жить иначе. Убежать в крупный город? Продавать себя? Жизнь женщины - семья.

Идеал счастья для Катерины - семья, любящие родители, любовь к ближним, доверие к людям. Красота мира вокруг, душевная гармония. «Тиша, я любить хочу,»- говорит она, а потом, когда «уходится сердце», иметь детей. В Катерине воплощены черты высочайшей народной нравственности.

В финале пьесы мы видим: затхлую жизнь Калинова на миг осветила жизнь Катерины. Под её влиянием другие герои в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров: Варвара и Кудряш бегут из города, Кулигин впервые обращается к самодурам с горьким упрёком, безропотный Тихон, до сих пор ни на минуту не выходивший из повиновения маменьки, теперь бросает ей суровое обвинение: «Это, маменька, вы её погубили! Вы! Вы! Вы!» Голоса осуждения в адрес самодуров раздаются со стороны даже самых слабых. Это свидетельствует о том, что над «тёмным царством» собирается гроза, и вся пьеса звучит как гневное и страстное осуждение его бесчеловечной морали. Разрешается психологический и социальный конфликт

Наши рекомендации