Работа по содержанию I действия

Уже с первого появления Катерины в пьесе мы понимаем, что она не похожа на обитателей Калинова. В чём это проявляется? Вспомним первую сцену появления семейства Кабановых. Катерина отличается от Варвары и Тихона. «Терпеть напраслину» и покоряться привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело поднимает свой голос в защиту своего человеческого достоинства.

Первыми словами Катерины в пьесе являются слова: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит».

Сравните ответы Тихона и Катерины на упрёки Кабанихи. Он произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на «ты», как к равной, и стремление к ясным доброжелательным человеческим отношениям.

Проследим дальше движение диалога между Кабанихой, Катериной и Тихоном. Понимают ли свекровь и невестка друг друга? Нет, они говорят на разных языках. И в этом проявляется основной конфликт: по-разному понимают они жизнь, отношения людей, им трудно договориться. На искренние слова Катерины Кабанова отвечает: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить? Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь». Катерину глубоко оскорбляет подозрение в том, что для Кабановой кажется вполне естественным: « Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю». И далее она отстаивает своё право на уважение. Опять-таки, если сравнить её реплики с жалким оправданием Тихона, то можно заметить, что бессилие, страх перед грозной маменькой, тщетное желание ей угодить, смягчить её гнев – вот что звучит в словах Тихона. Он чувствует себя не оскорблённым, не несправедливо униженным, а лишь несчастным. Катерина относится ко всему происходящему по-иному. Она не хочет никому угождать, она хочет любить свекровь и мужа и быть любимой ими. Она защищает своё человеческое достоинство, говоря почтительно, но твёрдо: «Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь?»; «Напраслину-то терпеть кому же приятно?». Оскорбленная, она умолкает, но и в молчании её слышится укор. И стразу мы ощущаем, что Катерина не чета Тихону.

Здесь же, после ухода Кабанихи и Тихона, (Кабаниха ушла домой. Тихон, воспользовавшись случаем, побежал выпить к Савёлу Прокофьевичу), Варвара и Катерина остаются на бульваре его ждать. Начинается разговор. Не случайно, что сокровенными мыслями и чувствами Катерина делится именно с Варварой. Она близка Катерине по возрасту, жалеет её, а для Катерины это очень важно: «Жалеешь меня. Так ты, стало быть, любишь меня?» Катерина растрогана участием Варвары. За доброе отношение она платит безгранично щедро: «Я сама тебя люблю до смерти». Как доказательство своей любви она дарит Варваре такой редкий, такой необычный в «тёмном царстве» дар – свою откровенность. «Отчего люди не летают?»; «… так тебя и тянет лететь» - это мечты Катерины, это стремление вырваться на волю, жить не так, как живут все вокруг.

Она вспоминает свою жизнь в доме родителей, сравнивая её с жизнью в доме свекрови. Жизнь в родительском доме представляется её утраченным раем, потому что она у матери жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой «всё как будто из-под неволи».

Самым дорогим для Катерины в родительском гнезде была любовь, та любовь, которой нет в семье Кабановых: «Маменька во мне души не чаяла». Радость доставляло и общение с природой: прогулки по саду, уход за цветами. Поэзию приносила религия, по-своему воспринимаемая Катериной. Ведь книг она не читала, грамоты, очевидно, не знала. Повествования странниц, стихи, которые они пели, жития, которые они сказывали, отражали догмы не только официальной церкви, но и черты народной мудрости, обличённой в религиозную форму. Религиозность Катерины отличалась от обрядового фанатизма диких и кабаних не только своей искренностью, но и тем, что всё, связанное с религией и церковью, она воспринимала эстетически. «Грубые суеверные рассказы странниц превращались у неё в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые,- писал Н. А. Добролюбов. - Она умиляется всему!» В далёком том времени её душа была не напряжена. Делала сама, что хотела: ей хотелось жития святых слушать, затаив дыхание. Она верит в праведную, безгрешную человеческую жизнь. В ней жив страх перед грехом. Дома она вела праведную жизнь, в мыслях даже греха не было, и пришла она в дом Кабановых с чистым сознанием, желанием и стремлением жить праведно. Конфликт Катерины с Кабанихой начинается до начала пьесы: когда она выходит замуж за Тихона. В доме Кабановой всё из-под неволи. Ей не позволили жить так, как она хотела. У родителей она любила ухаживать за цветами, поливать их, а в доме свекрови она не может это делать, когда захочется. В церковь идёт, когда приказывает Кабаниха. Всё делает не по своей воле. «И сны-то другие,»- говорит Катерина.

Но смирилась ли Катерина? Покорилась ли она своей свекрови? Стала ли такой же безвольной и забитой, как Тихон? Нет. Даже задыхаясь в доме Кабанихи, тоскуя по воле, по любви, по истинно светлым и добрым человеческим чувствам и отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме её смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. «Сделается мне так душно дома,- признаётся она Варваре, - что бежала бы».

За высокий кабановский забор манит ее всё то же: мечта о воле, природа, песни, любовь: «…каталась бы я теперь по Волге на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…». В словах этих слышится тоска по вольной жизни, проявляются чувства духовно здорового человека и неудовлетворённость. Неудовлетворённость от жизни с рабом и пьяницей Тихоном рождает в ней потребность настоящей любви . Стоит только открыть рот Катерине, как маменька Кабанова её обрывает, но Катерина не сломлена, она хранит свою личность, собственное достоинство.

Катерина приходит в ужас от предложения Варвары увидеться с Борисом и отвергает его. В речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в душе Катерина испугалась, что Варвара назвала это чувство. Пока она носила всё в себе, его вроде бы и не было. Чувство её грешное! Уже в её жизни есть грех, она уже готова себя осуждать. Эти чувства надо подавить. Страшная борьба, видимо, уже давно происходит в сердце молодой женщины. Мы застаём её в разгар этой напряжённой внутренней борьбы. Она не хочет видеть любимого, она всячески пытается подавить в себе живое, пробуждающееся чувство. Она говорит об этом чувстве, с которым она борется: «Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала, не уйти мне от этого греха…»; «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катерина знает, что она не сможет жить двойной жизнью: «Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дома, я уж не пойду домой ни за что на свете». Совсем иначе считает Варвара: «Вот погоди, братец завтра уедет, подумаем, может быть, видеться можно будет».

Но Варвара Катерину до конца не понимает. Катерина кажется Варваре странной. Слушая её страстную, горячую исповедь, Варвара повторяет: «Я не понимаю, что ты говоришь»; «Что ты выдумываешь-то?» Духовный мир Катерины ей недоступен. Удивляет Варвару в признаниях Катерины тот жизненный идеал, который сквозит в словах молодой женщины. Прежде всего, это «воля», «свобода». Как уже отмечалось, все понятия Варвары на уровне быта, она не видит и не мыслит выше, глубже привычных отношений. Любовь её без порывов, озарений, мук. Катерина же, в которой побеждает долг отвергает предложение Варвары.

Огромное значение для понимания характера Катерины имеет её страх перед грозой. Пока мы видим лишь, как гроза пугает Катерину. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Мораль «тёмного царства» запрещает жить по велению сердца, свободно отдаваться чувству. Грех и кара за него пугают Катерину, гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Итак, испуг Катерины психологически мотивирован её душевным состоянием – ощущением греховности своих мыслей, а связи с этим - предчувствием беды. Религия не только напитала образами её фантазии и сны. Она опутала её душу страхом - страхом геенны огненной, страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не робеющая перед грозной Кабанихой, боится возмездия за грех: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, - вот что страшно!»

Итак, люди «Грозы» живут в особом, кризисном состоянии. I действие - предгрозовая атмосфера. Внешне пока всё благополучно. Но к концу I действия даже природа откликается на надвигающуюся на Калинов грозу. Гроза - напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды.

Наши рекомендации