Тема: «ОГОНЬ В НОЧИ» («ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ»).
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ:
«ТЕПЛЫЕ» И «ХОЛОДНЫЕ» ЦВЕТА
Вид занятий:живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).
Цели и задачи:дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов; знакомство с цветовым кругом; закрепление умения пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности.
Оборудование урока: гуашь без белой, черной красок,
альбом.
Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня; репродукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Февральская лазурь», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер», «Зимняя луна».
Литературный ряд: загадки по теме.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах. Упражнение.
Выполнение упражнения на освоение «теплых» и «холодных» цветов: вспоминаем 7 цветов радуги (пословицу про них).
Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что объяснит учитель.
Этапы выполнения упражнения:
1) Расположить лист альбома горизонтально.
2) Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.
3) Слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.
4) Справа сверху-вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.
5) В середине зеленая полоса.
6) Наши цвета разделились на три команды. Рассмотрим их.
- Что они вам напоминают?
Слева - огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета - красный, оранжевый, желтый. Справа - голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета. «Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета - более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.
- Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и «теплым», и «холодным». Как?
Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета (вверху), а снизу добавьте каплю синего цвета. Получилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой «холодный».
Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он находится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет - «теплый», если синего, то -«холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый - синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.
Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый - самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет - синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга, как полюса у глобуса.
- А как другие цвета можно сделать более «теплыми» или «холодными»?
III. Работа над заданием.
Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба. Детям надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример - гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки пламени.
Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению).
Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и постепенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.
Загадки:
Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (Небо.)
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь.)
Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком.)
IV. Итоги урока.
На классной доске прикрепляются выполненные учащимися работы. Учитель отмечает, какие оттенки огня и ночи, тепла и холода удалось отобразить детям, насколько выразительными и удачными получились работы.
Оценка работ. Убора рабочих мест.
Домашнее задание:подумать, где в природе еще встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.
Урок 27
Тема: «МОЗАИКА».
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ:
«ТИХИЕ» (ГЛУХИЕ) И «ЗВОНКИЕ» ЦВЕТА
(«ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ»)
Вид занятий:рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи:знакомство с новыми выразительными возможностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета; формирование графических навыков в живописи, художественного вкуса; развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера; воспитание эстетического отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование урока: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага, палитра.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; близкие по выполнению в цвете репродукции живописных произведений; авторские работы школьников, студентов, художников; методические пособия по цветоведению.
Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворение С. Есенина «Черемуха».
Музыкальный ряд:Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»), А. Глазунов фантазии «Лес», «Море», А. Вивальди цикл «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Показ и анализ слайдов, репродукций, методических пособий. При показе слайдов, передающих красоту весенней земли, подчеркнуть ее дымчатость, нежные и тонкие цветовые соотношения. Весной в природе мало открытого цвета. Некоторые слайды можно показать не в фокусе (нечетко), тогда ребята яснее, обобщеннее увидят цвет весны. Нужно учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Цвет, смешанный с белой, черной, серой красками, становится приглушенным, «тихим».
- Какие же выразительные свойства у такого цвета, какие чувства он у вас вызывает?
«Звонкий» цвет получается от смешения красной, синей и других красок. К «звонкому» цвету прибавили черную краску - и цвет стал мрачным, опасным, как грозовые тучи; соединим «звонкий» с белой краской - он станет нежным, ласковым или грустным.
Так дети знакомятся с новым понятием - цвет «звонкий» и «тихий» (глухой), с новыми выразительными возможностями цвета как художественного средства в руках художника. Цвет «тихий» может быть нежным или мрачным, ласковым или грустным.
III. Работа над заданием.
Дети изображают весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению).
Работу провести или по выбору, или по вариантам: создаем либо «теплое царство» (используем «теплые» цвета + белый, черный), либо «холодное царство» («холодные» цвета + белый, черный). Добиваемся колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Для упрощения оформляем работу следующим образом:
1) отступив со всех четырех сторон листа по 1,5-2 см, рисуем (по линейке) рамку внутри листа;
2) затем произвольными линиями «дробим» внутренний прямоугольник на участки - кусочки. «Кусочки» не слишком большие и не очень маленькие, S = 1-4 см2;
3) затем раскрашиваем, но (!) используем каждый оттенок не менее 3-4 раз. Вначале несколько «звонких» пятен, затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем весь прямоугольник без пробелов.
IV. Итоги урока.
Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво найденные сочетания «теплого» и «холодного» цветов. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:посмотреть, что и когда в природе окрашено в «звонкие и «тихие» цвета; когда в природе больше «холодных» и «теплых» цветов, когда - «звонких» и «глухих». Вспомнить, найти репродукции пейзажей, где преобладали бы нежные или мрачные цвета.
Урок 28