Совмещение пространственно разделенных объектов
Задание. Совместить следующие объекты, которые пространственно разделены:
· травинку и ручку;
· скатерть и трактор.
Задание: Вы Робинзон. Как устроить быт, чтобы выжить? Составьте рассказ о том, как вы будете выживать на необитаемом острове.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Термин «морфология» (от греческих слов «форма» и «учение») ввел в 1796 году И. Гете – поэт, основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. Это нечастый случай, когда словотворчество поэта получило широкое признание и распространение во многих науках. Метод возродился в наше время при любопытных обстоятельствах. В 1942 г. Ф. Цвикки, швейцарский астроном, опасаясь возможного захвата нейтральной страны фашистами, переехал в США и поступил на работу в фирму «Аэроджент инжиниринг корпорейшн». Хотя к тому времени Ф. Цвикки был уже известным астрономом, автором открытия нейтральных звезд, фирма не возлагала особых надежд на его творческие идеи в создании ракет, разработкой которых она занималась. Каково же было общее удивление, когда в течение короткого времени Ф. Цвикки предложил большое число оригинальных технических решений. Все объяснилось просто. Он перенес в технику метод построения многомерных диаграмм, так удачно помогавший ему в разработке астрономических приборов. Сам Ф. Цвикки не дал развернутого определения понятию «морфологический анализ», указав лишь, что это метод нахождения всех вариантов решения проблемы. Однако достоинства метода были очевидны, его модификации послужили основой для многих методов поиска, появившихся впоследствии в различных странах.
Многомерные таблицы, построение которых является сущностью метода, получил несколько странное название «морфологический ящик», хотя корректнее было бы употребление математического термина «матрица».
Как же осуществляется поиск новых технических решений по правилам, предложенным Цвикки? Выполнение работ предусматривает пять последовательных этапов.
1. Точно определяют исследуемый предмет.
2. Расчленяют объект (процесс, проблему) на важнейшие функциональные узлы (параметры), выявляют набор характеристик.
3. По каждой характеристике раскрывают возможные ее варианты. Формулируют цель, задачу, дают возможно более полное описание их использования.
4. Совокупность полученных вариантов сводят в морфологическую матрицу, или «морфологический ящик» (МЯ).
5. Выбирают решения из МЯ и определяют их морфологическую ценность. При этом отбрасывают неновые, исключают технически несовместимые.
Пользуясь этим методом, Ф.Цвикки в 1943 г. составил небольшой «ящик», содержащий 576 вариантов двигателя, в числе которых оказались и секретные немецкие самолет-снаряд «Фау-1» и ракета «Фау-2». А в 1951 г., пользуясь данным методом для прогнозирования только одного типа ракетного двигателя, он получил 36864 комбинации.
1. Выбор емкости для сока.Рассмотрите предложенный вариант и дополните каждый признак. Проанализируйте возможные варианты и выберите наиболее приемлемые.
Признаки | Варианты решения | ||||
Материал | стекло | Бумага непромокаемая | |||
Форма | цилиндр | трехгранная призма | |||
Объем | 1л | 2л | |||
Прочность | хрупкость | эластичной | |||
Устойчивость при хранении | в вертикальном положении | в любом положении |
Емкость для сока из бумаги непромокаемой, имеющая вид трехгранной призмы, объем 1 л, может храниться в любом положении, так как устойчива.
2. Разработка новой модели ложки, … (предложите свой вариант предмета, который хотели бы усовершенствовать).
Признаки | Варианты решения | ||||
Занятие № 32-33. Методы решения
Изобретательских задач
1. Интеллектуальная разминка. Посмотрите в течение 20 секунд на предлагаемые вашему вниманию числа. Постарайтесь запомнить их взаимное расположение, порядок следования. После этого вы должны будете закрыть все листом бумаги и ответить на мои вопросы.
2 3 5 24 8 10 16 12
* Каких чисел в ряду больше — однозначных или двузначных?
* Перечислите все четные числа.
* Сколько раз второе число повторяется в наибольшем однозначном числе?
* Произведением каких чисел может являться последнее число ряда?
* Каким по счету стоит наименьшее двузначное число?
* Подберите синоним к первому числительному.
* Какое число соответствует количеству часов в сутках?
* Квадратом какого числа является предпоследнее?
* Каким по счету идет числительное, в котором меньше всего букв?
Творческий практикум
2.1. Шарик.Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. Можно ли бросить в открытой местности теннисный шарик так, чтобы он вернулся обратно?
2.2. Ограбление.Рано утром директор фирмы обнаружил, что его ограбили, и тут же вызвал полицию.
- Похоже, кто-то брал ключ от моего маленького сейфа в стене, - пожаловался директор детективу. - Но не могу понять, как его можно было взять: этот ключ у меня всегда в связке.
- Вы кому-нибудь давали эти ключи? - спросил детектив.
- Да. Двое моих работников, Джон и Тед, привозили на моем грузовике товар. Ключ от грузовика в этой связке, но потом они всегда возвращали ее мне. Кроме того, я всегда закрываю свой кабинет, и они здесь даже никогда не были.
Когда Джон и Тед появились на работе, сыщик поговорил отдельно с каждым из них, сказав одно и то же:
- Вчера сейф директора был взломан. Вы что-нибудь об этом знаете?
Тед сказал:
- Он запирает свой кабинет. Иногда он мне дает связку ключей, но я не взламывал сейф!
Джон сказал:
- О чем вы? Вы считаете, что я сделал копию с ключа и залез в кабинет вчера вечером? Посмотрите на эту связку! Я даже не знаю, с какого ключа надо снять копию, чтобы открыть сейф!
Детектив был доволен:
- Преступник сам себя выдал! Кто же он?
2.3. Ограбление 2.Однажды сторож после ночного дежурства сказал директору магазина, что ему сегодня приснился сон, будто на магазин будет нападение. Директор не очень поверил в этот сон, но на всякий случай приказал усилить охрану. Той ночью действительно было нападение, но преступников легко поймали. После этого директор поблагодарил сторожа, а затем уволил его с работы. Почему?