III. Творческая практическая деятельность учащихся
Детям заранее раздаются белые и чёрные листы бумаги, белые и чёрные гелевые ручки. Технология работы детям понятна: чтобы изобразить на чёрном фоне изображения нужно работать белым цветом, а на белом фоне – чёрным (см. лист 21 Творческой папки).
- Придумайте свой сюжет на тему «Ночь – день». Выполните рисунок, используя контраст белого и чёрного цветов.
* Юные рисовальщики задумывают идею рисунка (замысел) и могут её проговорить вслух: Я буду рисовать царицу Ночь чёрным цветом на белом фоне. Я нарисую День и Ночь: с одной стороны солнце и цветы, а на дугой стороне – луну и деревья. Я нарисую белым цветом День в виде принца с короной, которая будет сиять, как солнце. Я нарисую шахматное королевство Белого и Чёрного короля – Короля Ночи и Короля Дня и т.п.
После обсуждения замыслом ученики приступают к практической работе (см. 19 лист Творческой папки).
(За пять-десять минут до конца урока выставляю оценки. Называя фамилию ребенка, прошу его показать свою работу. Если ученик ещё не завершил образ, то ставлю оценку за этап работы. )
IV. Итог урока. Рефлексия
1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на рисунки?
2.Обобщение.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему мы учились сегодня на уроке?
4. Уборка рабочего места.
ВСД: предлагаю детям нарисовать композицию на тему «День», если они рисовали «Ночь», а тем, кто рисовал «Ночь» – изобразить «День». Если они работали на уроке над композицией «День и Ночь», то дома подумать и изобразить образ «Вечера» или «Утра» или выполнить задание №20 Творческой папки. Свои рисунки принести на следующее занятие.
Тема: Мир природы дарит нам материалы для творчества.
Цель:расширить представления второклассников о том, что любой художественный материал может стать материалом для творчества, и мудрый художник – это, прежде всего, внимательный зритель, который учится у природы уму-разуму.
Задачи:
- учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов и основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
- выражать замысел через композицию на тему «Дом».
- оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. З а д а н и е: в течение 30 секунд рисовать палочки.
- Посмотрите на получившийся результат и оцените, насколько у вас развито чувство воображения, умение мыслить оригинально, что очень важно на уроках изобразительного искусства.
- Итак, если у вас палочки выстроились в ряд, как забор, то вам необходимо развивать свое воображение. Если же палочки образовали какой-то рисунок – цветок, замысловатую решетку и т. д., то вам присуще умение мыслить оригинально. И помните: не все дается нам с рождения, многое в себе мы развиваем сами.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Мы все так стремимся к тому, чтобы нас окружали красивые вещи, что очень часто сами пытаемся украсить то, что нам кажется слишком безликим. И тогда на велосипеде появляются разные орнаменты, выполненные из разноцветной проволоки, а на сумочки нашивается бисер и т. д. Сегодня вы попробуете свои силы в более масштабном деле – спроектируете оформление своего дома, или создадите сказочный дом.
III. Введение в тему урока.
– То, чем вы будете заниматься на уроке, называется дизайном. В современной жизни вы часто слышите это слово: дизайнерская линия мебели, ландшафтный дизайнер, дизайнер одежды и т. д.
– Что же такое дизайн? (Ответы учащихся.)
– Само понятие дизайна появилось в начале 30-х годов ХХ века. Дизайн (переводится с английского как проектировать) – художественное конструирование предметов. До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков, машин, а заботились главным образом лишь о том, чтобы они лучше работали.
Художественное конструирование – это не просто декоративное оформление изделия, не изящное рисование, а совершенно новый способ проектирования любого изделия. Художник-конструктор, как известно, создает удобные и красивые вещи. Он должен иметь большой запас знаний и в области техники (знать, как устроены те или иные механизмы) и изобразительного искусства. Дизайнер отвечает и за удобство пользования каким-либо изделием, и за его красоту. Как видите, польза и красота предмета должны быть слиты воедино в любой вещи дизайнерского искусства.
Дизайнер, как правило, работает в какой-то одной области. И только самые талантливые могут создавать шедевры дизайнерского искусства в нескольких видах производств. Например, известные дизайнеры одежды (модельеры) создают не только изделия в своей области, но и разрабатывают модели очков, обуви, ювелирные украшения, мебель и т. д.
- Какие художественные материалы хранит природа?
- Каким образом с древних времен люди (художники, архитекторы и др.) использовали те или иные материалы для строительства своих жилишь, для украшения экстерьера и интерьера дома, создания посуды и одежды?
* Предлагаю детям поиграть в игру «Что - Чем?» (см.22, 23 лист Творческой папки второклассника).
Правила игры: каждый ученик имеет набор из 20 картонных карточек, на которых написаны разные художественные материалы:глина, солома, камень, гуашь, акварель, пастель, уголь, восковые мелки, пластилин, мел, карандаш, тушь, краска, стекло, бетон, кость, кирпич, фломастер, гелевая (шариковая) ручка, металл. Я показываю произведение изобразительного искусства, а ученик поднимает карточку, на котором написан тот материал, из которого создано это произведение. Например, я показываю репродукцию деревянной русской избы, дети поднимают карточку, на которой написано «дерево». Я показываю гжельскую посуду, ученики поднимают карточку, на которой написано «глина» и т.п.
В качестве зрительного материала можно использовать репродукции учебника, помещенных на с. 34-37, и на других страницах, и на разворотах учебника, начинающих новую рубрику (с.4-5, 40-41,84-85,134-135).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
1. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч.
На счет «раз» – развести руки в стороны.
На счет «два» – поднять руки вверх.
На счет «три» – хлопок согнутыми руками за головой.
На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.
2. Исходное положение – стоя.
На счет «раз» – развести руки в стороны ладонями вверх.
На счет «два» – с силой сжать руку в локтевом суставе.
На счет «три» – сделать то же самое другой рукой.
На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.
3. Исходное положение – стоя, руки на поясе, ноги вместе.
На счет «раз» – отставить правую ногу на носок, руки вверх.
На счет «два – три» – сделать наклон к ноге.
На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.