П. Повторение пройденного материала
- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на последних уроках?
- Как вы узнаете, что перед вами портрет?
- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на двух последних уроках.
— Что такое автопортрет?
— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?
Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репродукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ
о ней?
(Выступления школьников с демонстрациями картин-автопортретов.)
Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобразительного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и запомните его.
III. Беседа по теме урока
Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и организованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, накрытый к обеду стол с сервировкой.
Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.
Существует легенда о том, как возник в изобразительном искусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изображать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошибались, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти винограда. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась настолько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на картине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-натюрморт», а также пояснение этого слова.
Натюрморт - это название картины с изображением предметов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допустим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложенные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.
Натюрморт, так же как и другие жанры, бывает парадным или камерным, домашним. С помощью натюрморта художник может показать не только внешнюю сторону вещей, но и переживания человека, его чувства.
Вот какие названия часто встречались в натюрмортах: «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол», «Маленький завтрак», «Охотничий трофей». Иногда словосочетание «натюрморт» переводят как «тихая, неподвижная картина».
V. Пояснения по теме урока
Перед тем как нарисовать натюрморт, художник сначала подбирает вещи для его составления, а потом расставляет все в нужном порядке. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Откройте учебники на с. 126—127, прочитайте текст и рассмотрите репродукции натюрмортов. Что вы можете рассказать о натюрморте «Лен» В. Стожарова?
— Для начала расскажите, что такое лен? (Лен - это растение, из которого делали льняные нитки, а из ниток ткали материю,)
У писателя К. Ушинского есть рассказ под названием «Как рубашка в поле выросла», в котором маленькая девочка Таня наблюдает, как сначала в ее деревне отец сеял семена льна в землю, как лен всходил, вырастал, как из него сначала делали нитки, а потом уже - льняную материю. Вот на этом натюрморте художник показывает почти все этапы превращения растения под названием лен в материю. Сейчас вы в этом убедитесь.
— Где расположены предметы натюрморта? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Натюрморт представляет собой уголок старинного русского дома — деревянной избы, предметы расположены на столе и на стенах.
— А какая погода в это время на улице? (Солнечный день.)
— Как вы об этом узнали? (По освещению картины.)
— Как освещен натюрморт? (Свет падает слева.)
Видимо, и оттуда надо начинать рассматривать всю картину, переводя взгляд слева направо.
- Что вы видите на переднем плане картины? (Букет льна.) Наверное, художник только что вернулся с прогулки и принес пакетик льняных стеблей, что лежит на переднем плане картины. Лен положен на белоснежное вышитое полотенце, и пока даже не верится, что из подобных колючих и неказистых стеблей вскоре должна получиться точно такая же красивая белоснежная ткань. Но и остальные предметы на этой картине не менее интересны. Например, много внимания уделено разным деревянным предметам.
- Чем отличаются деревянный стол и стена избы? (Стол сделан из одних досок, покрашенных в черный цвет, стена — из других, длинных и некрашеных, напиленных из целого дерева, которые уже успели растрескаться от времени.)
- Что находится на стене слева? (Слева к стене прибита дощечка, за которую воткнуты старинные предметы с острыми концами.)
Эти предмета — веретена для наматывания ниток, которые будут делать изо льна.
Что находится на правой стороне картины? Кто знает, как называется этот старинный деревянный предмет? Это гребень — предмет для расчесывания льна на отдельные волокна, из которых потом скручиваются нитки. Видите, ручка требня затейливо вырезана.
- Какой предмет в этом натюрморте самый старый? (Видимо, это деревянная выдолбленная миска, которая находится в центре, почерневшая от времени.).
Может быть, в подобных мисках, только больших, замачивали лен после того, как его собирали, чтобы он стал мягче, нежнее.
- Какой предмет здесь самый высокий? (Деревянное ведерко.)
- Что могли складывать в такие ведерки, сделанные из коры дерева? (Грибы и ягоды.)
Подобные берестяные ведерки назывались словом «туеса», «туес». У Е. Благининой есть стихотворение «По малину», которое начинается такими словами:
Я надела поясок,
Прихватила туесок,
Побежала по малину
Через луг наискосок.
Вот именно с такими туесками, сделанными из березовой коры - бересты, девочки раньше ходили по ягоды в лес. Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена большая деталь, которая является частью старинного ткацкого станка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядят побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, которые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмотрите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.
Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».
— Чем он интересен?
(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.
— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что находится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)
— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петербурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобразил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и показан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположены печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смотрят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.
— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)
— Кому мог принадлежать пот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Вероятнее всего, музыканту.
Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого музыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну защищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покорно ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще - хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:
...Тихо дремлет музыка
В скрипочке моей.
- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и города за окном — сходства или контраста? (Контраста.)
- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использованы прямые линии, для скрипки — изогнутые.)
- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)
Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время суток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на середину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, которые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.
Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в картину как ее часть.
- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, стакан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько старых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)
- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потревожить светом больную.)
Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мраморная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоящий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.
- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у одной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)
В правом нижнем углу картины виден край тетради или за-II иеной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.
- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы можете о нем сказать? {Карандаш остро заточенный, значит, им Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена большая деталь, которая является частью старинного ткацкого станка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядит побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, которые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмотрите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.
Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».
— Чем он интересен?
(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.
— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что находится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)
— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петербурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобразил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и показан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположены печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смотрят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.
— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)
— Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Вероятнее всего, музыканту.
Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого музыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну защищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покорно ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:
...Тихо дремлет музыка
В скрипочке моей.
- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и города за окном — сходства или контраста? (Контраста.)
- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использованы прямые линии, для скрипки — изогнутые.)
- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)
Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время суток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на середину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, которые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.
Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в картину как ее часть.
- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, стакан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько старых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)
- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потревожить светом больную.)
Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мраморная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоящий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.
- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у одной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)
В правом нижнем углу картины виден край тетради или записной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.
- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы можете о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на листах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой передано изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, выглядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.
- Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)
Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.
- С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)
- Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображено начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумажный рецепт.)
Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.
Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.