X. Завершение разговора об автопортрете
В сегодняшнем разговоре об автопортретах нам осталось рассмотреть автопортрет художника В. Тропинина. Он называется «Автопортрет с кистями на фоне окна».
(Демонстрация репродукции картины.)
Пока вы рассматриваете картину, я немного расскажу о судьбе этого замечательного художника. Василий Андреевич Тропинин долгое время был крепостным, в его обязанности входило не только рисовать портреты своего барина, но и прислуживать ему за столом. Но все-таки ему удалось вырваться на свободу и стать вольным человеком. Тропинина называют «самым московским художником России», он нарисовал так много по-настоящему московских лиц.
— Что вы видите на этом автопортрете?
— Рассмотрите лицо художника. Каким, на ваш взгляд, он был по характеру? (Очень добрым, обутом говорит и его лицо.)
— Что служит фоном этой картины? (Открытое окно с московским пейзажем — постройками Кремля.)
Это тоже важная деталь. Когда Тропинин закончил в Санкт-Петербурге Академию художеств, ему предлагали остаться жить в этом городе, который тогда был столицей России. Но художник предпочел вернуться на свою родину — в Москву.
— Почему художник изобразил себя с кистями в руках? (Этим он подчеркнул, что самым важным занятием в его жизни является живопись.)
Для автопортрета художник надел специальный рабочий халат — блузу, в которую всегда облачался во время работы.
Видите, стоит очень внимательно рассмотреть автопортреты художников, как мы сразу же узнаем о самих авторах-живописцах много важного и интересного.
На уроке, в ходе которого вы создавали проект ажурной решетки для украшения улицы, вы уже видели картину художника Тропинина.
— Как она называется? («Кружевница».)
— Автопортреты каких художников вы сегодня рассматривали?
— Чей автопортрет на вас произвел самое сильное впечатление?
— Что могут передать автопортреты?
— Какую роль играют детали автопортрета?
— Как могли распоряжаться своими автопортретами художники? (Поместить свое изображение в многофигурную картину наряду с другими ее героями.)
XI. Рефлексия
— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
— Приведите примеры картин-пейзажей.
— Приведите примеры картин-портретов.
— Что такое «автопортрет»?
— Чем пользуются художники для рисования автопортрета?
— Приведите примеры картин-автопортретов.
— В какой всемирно известной картине русского художника К. Брюллова помещен его автопортрет? («Последний день Помпеи».)
— Какие виды работы вы сегодня выполняли?
— Какова роль братьев-Мастеров при создании портретов и автопортретов?
А теперь сочиним синквейн на тему «Автопортрет». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
X8I. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.
А может быть, кто-то из вас дома еще нарисует и автопортрет. Тогда вы сможете его предложить для создания школьного музея. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.
На следующем уроке тот, кто приготовил самостоятельную работу — творческий проект, сможет рассказать нам о ней, провести защиту. Тогда этим ребятам надо принести тексты своих проектов и дополнительные предметы, которые вам понадобятся. Возможно, вам нужны будут в ходе рассказов какие-то еще наглядные материалы.
Урок 31. Картина-натюрморт
Цели: познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства художественной выразительности натюрморта; провести защиту самостоятельных творческих работ.
Вид деятельности: рисование натюрморта.
Планируемые результаты: ученики приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; наработают умение показать красоту и поэтичность предметов; научатся располагать предметы в определенной композиции.
Оборудование: образцы предметов, из которых можно составить натюрморт, бумага, карандаши, краски, шаблоны геометрических форм.
Ключевые слова и понятия: тихая, неподвижная картина, композиция, колорит.
Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы — шаблоны для составления схемы натюрморта (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Натюрморт» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)