Вариативные формы, методы и средства реализации
программных задач по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей: -рассматривание сюжетных картинок; энциклопедий, иллюстраций, фотографий; - беседы нравственно-этического и познавательного содержания, рассуждения, беседы из личного опыта; - чтение литературы; -просмотр мультфильмов, видеофильмов; - наблюдения, экскурсии. Обогащение игрового опыта детей: - совместные (обучающие) игры педагога с детьми: - дидактические упражнения; - дидактические игры; - развивающие игры; - сюжетно-ролевые игры; - игры со строительным материалом и конструктором; - подвижные игры; - игры-драматизации; - настольно-печатные игры. Методы, направленные на формирование нравственных представлений, суждений, оценок: - решение проблемных ситуаций; - приучение к размышлению, эвристические беседы; - беседы на этические темы, ситуации морального выбора; - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций; - рассказывание по картинам, иллюстрациям, их обсуждение; - просмотр телепередач, мультфильмов, видеофильмов; - задачи на решение коммуникативных ситуаций; - придумывание сказок. Методы, направленные на создание у детей практического опыта трудовой деятельности: - приучение к положительным формам общественного поведения; - показ действий, объяснение; - примеры взрослого и детей; - целенаправленное наблюдение; - организация интересной деятельности; - разыгрывание коммуникативных ситуаций; - поручение, задание, дежурство; - создание контрольных педагогических ситуаций; - индивидуальная работа. | ||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||||||
Занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром (ознакомление с предметным и социальным миром и миром природы). - рассматривание (наглядно-демонстрационные пособия, предметные и сюжетные картинки); - наблюдение; - игра-экспериментирование; - конструирование; - познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты с различным материалом); - работа с раздаточным материалом; - дидактическая, развивающая игра; - интегративная деятельность; - экскурсия; - рассказ, беседа, рассуждения, ситуативный разговор; - проблемная ситуация; - чтение художественной и специальной литературы; - проектная деятельность; - создание коллекций; - моделирование; - просмотр обучающих видеосюжетов; - использование аудиоматериалов; - индивидуальная работа. Региональный компонент: Формы работы по ознакомлению дошкольников с микрорайоном, родным городом, краем: - организованная образовательная деятельность; - чтение художественной литературы с последующим обсуждением; - рассматривание картин с последующим обсуждением; - просмотр и обсуждение презентаций; - художественно-творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование, аппликация); - беседы с детьми; - ситуации; - свободное общение; - игры (дидактические, подвижные, театрализованные, игры- путешествия и др.); - целевые прогулки; - экскурсии; - интерактивные экскурсии; - проектная деятельность. | ||||||
Образовательная область «Речевое развитие» | ||||||
Занятия по развитию речи. - диалог, беседа; - рассказ об игрушке, по картине, по серии картин, из личного опыта; - пересказ; - рассуждение; - рассматривание; - решение проблемных ситуаций; - обсуждение; - чтение; - игра; - проектная деятельность; - интегративная деятельность; - инсценирование; - ситуативный разговор с детьми; - сочинение загадок; - проблемная ситуация; - использование различных видов театра; - индивидуальная работа. Методы речевого развития: Наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Репродуктивные - основаны на воспроизведении речевого материалов, готовых образцов: метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры. Продуктивные- основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения: обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания Формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой: - чтение литературного произведения; - рассказывание литературного произведения; - беседа о прочитанном произведении; - обсуждение литературного произведения; - инсценирование литературного произведения; - театрализованная игра; - игра на основе сюжета литературного произведения; - продуктивная деятельность по мотивам прочитанного; - сочинение по мотивам прочитанного; - ситуативная беседа по мотивам прочитанного литературного произведения. | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||
Занятия по рисованию, лепке, аппликации: - изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности; - создание макетов, коллекций и их оформление; - рассматривание эстетически привлекательных предметов; - игра; - организация выставок; - слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; - музыкально-дидактическая игра; - беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания; - интегративная деятельность; - совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; - музыкальное упражнение; - попевка, распевка; - двигательный, пластический танцевальный этюд, танец; - творческое задание; - концерт- импровизация; - музыкальная сюжетная игра; - индивидуальная работа. | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | ||||||
Занятия по физической культуре в помещении и на воздухе. - утренняя гимнастика; - подвижные игры; - физкультурные упражнения на прогулке; - самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей; - бодрящая гимнастика; - физкультминутки; - спортивные игры, досуги, развлечения, праздники; - закаливающие процедуры; - корригирующая гимнастика; - использование здоровье сберегающих технологий; - день здоровья; - соревнования, эстафеты; - индивидуальная работа. Методы физического развития:
Средства физического развития: -Двигательная активность, физические упражнения. -Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода). - Психолого-гигиенические факторы (гигиена сна, питание, занятия). |
Методы – упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы:
-методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретение детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания); - методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретение детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение);
- информационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеофильмов, компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- репродуктивный метод – создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- исследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Средства реализации рабочей программы
Для эффективной реализации рабочей программы и качественной организации образовательного процесса педагоги данной группы используют разнообразные средства обучения:
- методический материал;
- наглядно-демонстрационный, иллюстративный;
- игровой, дидактический;
- раздаточный;
- технический (ноутбук, магнитофон).
Весь игровой дидактический материал имеется в познавательных и игровых центрах, доступен детям.
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыганья, занятий с мячом, обручем, палками и т.д);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех типов труда);
-продуктивной (оборудование, материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (дидактический материал, детские музыкальные инструменты).