Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики, Кафедра «Изобразительное психологии и социальных наук искусство и культурология»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки «Изобразительное искусство»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе»
Выполнила студентка 13ЗНПИ51
Мамонова М.
Научный руководитель
стар. преп.Бобровцева Т.М.
Пенза, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………….……………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе
1.1. Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа…………………...……………………………….….6
1.2. Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажана уроках изобразительного искусства…………................................14
Глава II. Методические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе
2.1. Психологический портрет учащихся среднего школьного возраста…..20
2.2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству в 6 классе в формировании основ колорита изображения средствами пейзажа……...…...22
2.3. Педагогический эксперимент, констатирующий урок………………...…24
Заключение ……………………………………………………………………. 26
Список литературы…………………………………………………………. . 28
Приложения……...………………………………………………………….....30
ВВЕДЕНИЕ
Создание колоритав изображении пейзажа имеет свой особый язык. Составным элементом этого языка служит цвет, как средство создания художественного образа и настроения в пейзаже, являющийся непосредственным орудием общения между автором и зрителем. Поэтому огромное значение имеет приобщение подростков к теоретическим основам формирования колорита в изображении пейзажа у обучающихся в 6 классе.
Изучение педагогической литературы, педагогических исследований, методических программ под научным руководством Б. М. Неменского, В.С Кузина, Т.Я. Шпикаловой показали актуальность разработок по вопросам теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе.
Для овладения любым художественным средством необходимо знание основ изобразительного искусства: композиции, свойства цвета, совершенствование технических приемов, умений и навыков .
На уроках по изобразительному искусству дети знакомятся с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, при этом у них формируются основы колористического мышления, с помощью которых ученики самостоятельно выполняют разнообразные пейзажи.
Тема курсовой работы - «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе».
Объект исследования - уроки изобразительного искусства в 6 классе.
Предмет исследования - процесс формирования основ колористического изображения средствами пейзажа.
Цель работы: разработатьметодические рекомендации по формированию умений цветового и композиционного решения в пейзажной композиции на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;
2. Проанализировать искусствоведческую литературу с целью изучения
истории развития современного пейзажа, его содержания и художественных особенностей;
3. Провести анализ учебных программ по изобразительному искусству на тему теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;
4. Разработать и провести констатирующий урок;
5. Проанализировать результаты и сделать вывод.
Методы исследования - анализ искусствоведческой и педагогической литературы, наблюдение за художественной деятельностью школьников, анализ продуктов художественно-творческой деятельности школьников, педагогический эксперимент - констатирующий урок, математический и фактические анализы результатов исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА у ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над темой «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе» мы проанализировали учебные задачи уроков изобразительного искусства в направлении обучения и специфику формирования колорита изображения на уроках рисования, на тему «пейзаж». Также нами были комплексно исследованы методики преподавания теоретических основ формирования колорита на уроках тематического рисования и предложены варианты проведения уроков в данном разделе изобразительного искусства в 6 классе.
Изучена психолого-педагогическая литература, выявлены традиционные подходы и методики развития воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции. Проанализировав программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, и В.С. Кузина, мы можем сделать вывод: что во всех программах присутствуют уроки посвященные пейзажу, но программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов» отличается прежде всего, тем, что в ней присутствует наибольшее количество уроков посвященных теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа, изучению воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции, на основе этой программы был проведён педагогический эксперимент, констатирующий урок.
По окончанию нашей методической работы мы пришли к следующим выводам:
- Уроки-беседы, направленные на формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа, должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Эта связь способствует успешному решению методики учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом;
- Связь между беседами об искусстве и уроками рисования, на темы передачи колорита изображения средствами пейзажа осуществляется по-разному. Так, знания, полученные учеником в процессе практических занятий по изобразительному искусству, находят свое дальнейшее развитие и закрепление при анализе произведений художников. Вместе с тем следует отметить, что сведения, которые ученики получают во время бесед на тему композиции рисунков, они в будущем используют, когда рисуют с натуры, по темам в пейзажных композициях;
- В ходе написания нашей курсовой работы мы пришли к выводу, что проанализировать формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа помогают целевые наблюдения природы, рассматривания репродукций с картин художников-пейзажистов;
- В методике преподавания теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования следует обращать внимание на составление колористической гаммы, передающей состояние времени в пейзаже, симметричное и асимметричное расположение объектов на рисунке, корректируя в ходе урока ошибки школьников. Проанализировав рисунки школьников 6 классов, мы пришли к выводу, что в основном они заключаются в том, что дети избегают заграждений одних предметов другими. При этом им следует показывать, что данное явление имеет место в реальной жизни. Поэтому и на рисунке не стоит избегать моментов, когда один объект закрывает часть другого. Другой распространенной ошибкой является выполнение пейзажных композиций без учета воздушной перспективы, пространственных изменений предметов, то есть предметы кажутся плоскими и не имеют объема.
Все вышесказанное надо учитывать в ходе самого процесса обучения теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа на уроках и уделять данным моментам больше внимания, ведь ошибки легче предупредить, нежели потом исправлять.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрямова О.С., Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. - Пенза 2005. – 70 с.
2. Беда Г.В. Живопись: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
3. Белый А. Формы искусства/Символизм как миропонимание. - М.,1994.-528с.
4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 367 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.- 528 с.
6. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. – М., 1992.. Второе издание, 2002, Москва, АСТ. – 173 с.
7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – (Образование XXI века).
10. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2003. – 462 с.
11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
12. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 37–42.
13. Мальцева Л.В., Белая Т.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 2015. – 159 с.
14. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 138 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).
16. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 209 с.
17. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 251 с.
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 ч. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996.– Ч. 2. Основы живописи. – 80 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
21. Талызина Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – 3-е изд., стереотипное. – М.: Akademia, 2003. – 287 с. – (Педагогическое образование).
22. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. – (Библиотека педагога-практика).
23. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 76–79.
24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).
25. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1970. – 48 с. – (Искусство).
Приложение 1
Таблица 1
Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой
Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Автор программы | Тема урока | Задание | Средства исполнения |
Б.М.Неменский | Изображение пространства | Беседа. Изображение рельс в перспективе. | Линейная перспектива, линия горизонта, точка схода. |
Правила линейной и воздушной перспективы | Изображение уходящей вдаль аллеи | Цельность, цветовая гамма, горизонт, колорит. | |
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» | Перспективная выразительность, воздушная перспектива. | |
Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Создание пейзажа настроения; работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе | Колорит. Цвет. | |
Городской пейзаж | Создание пейзажа родного города, работа по представлению и памяти узнаваемых мест города. | Воздушная и линейная перспектива. Колорит. |
Таблица 2
Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой
В. С. Кузина «Изобразительное искусство» Основы обучения изобразительному искусству в школе
Автор программы | Тема урока | Задание | Средства изображения |
В.С.Кузин | В осеннем лесу, парке | Работа над композицией пейзажа по памяти. Рисование дерева с натуры и по памяти | Композиция. Передача состояния природы. Цвет. Колорит |
Таблица 3
Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой
Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов»
Автор программы | Тема урока | Задание | Средства изображения |
Т.Я. Шпикалова | Красота осеннего пейзажа | Создание осеннего пейзажа в технике монотипии | Композиция. Цвет. Колорит. Воздушная перспектива. |
Осенний пейзаж в нашем творчестве | Рисование с натуры или по памяти, по наблюдению осеннего пейзажа | Композиция. Передача состояния природы. Колорит.Перспектива. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики, Кафедра «Изобразительное психологии и социальных наук искусство и культурология»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки «Изобразительное искусство»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе»
Выполнила студентка 13ЗНПИ51
Мамонова М.
Научный руководитель
стар. преп.Бобровцева Т.М.
Пенза, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………….……………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе
1.1. Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа…………………...……………………………….….6
1.2. Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажана уроках изобразительного искусства…………................................14