Особенности формирования благоприятного социально-психологического микроклимата и сотрудничества, обучающихся в классе

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.

Социальный климат определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи учебной и воспитательной деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей школьного коллектива.

Моральный климат определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского школьного коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я». Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел. Преобладающими эмоциями, испытываемыми детьми при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «я».

Формирование и совершенствование социально-психологического климата в классе - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов ученического коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует от классного руководителя понимания психологии младших школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе классный руководитель должен знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых детей, выступают в их защиту, помогают новичкам. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Учащиеся заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

ü определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

ü коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

ü определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

ü применение игр, направленных на сплочение коллектива;

ü определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

ü изучение индивидуальных особенностей школьников;

ü развитие коммуникативных навыков;

ü определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

ü социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Наши рекомендации