Тема. Лепка из солёного теста 1
Познакомить детей с историей лепки из солёного теста. Историей пряника на Руси.
Материалы: мука, соль, вода, клеёнка, тряпочка.
Задание: Лепка сувенира из солёного теста.
Тема. Натюрморт букет цветов. «Тюльпаны» 1
Познакомить с разнообразием цветов сада и луга родного края, с цветами внесёнными в красную книгу Рязанской области, легендами о цветах, со строением цветка (изучение схемы строения цветка из учебника биологии).
Материалы: Бумага для акварели, карандаш, ластик, акварель, кисти.
Задание: Выполнить натюрморт в акварели.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
Обобщение темы четверти, года. Пленэр. 1
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сизаль, верёвки, ленты, тесьма и т. д.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
— несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
— владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.)
Класс
Учебно-тематическИЙ план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятий | |
Теоретические | Практические | |||
I | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | |||
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | ||||
Рисунок – основа изобразительного искусства. | ||||
Линия и её выразительные возможности. | ||||
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | ||||
Чёрное и белое – основа языка графики. | ||||
Цвет в произведениях живописи. Основы цветоведения. | ||||
Цвет в произведениях живописи. | ||||
Объёмные изображения в скульптуре. | ||||
Основы языка изображения. Обобщение изученного материала. | ||||
II | «Мир наших вещей. Натюрморт». | |||
Реальность и фантазия в творчестве художника. | ||||
Изображение предметного мира – натюрморт. | ||||
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | ||||
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | ||||
Освещение. Свет и тень. | ||||
Натюрморт в графике. | ||||
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта | ||||
III | «Вглядываясь в человека. Портрет» | |||
Образ человека – главная тема искусства. | ||||
Конструкция головы человека и её пропорции. | ||||
Изображение головы человека в пространстве. | ||||
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | ||||
Портрет в скульптуре. | ||||
Сатирические образы человека. | ||||
Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. | ||||
Роль цвета в портрете. Беседа о творчестве А. Архипова. | ||||
Музеи мира. Великие портретисты. Обобщение темы. | ||||
IV | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | |||
Жанры в изобразительном искусстве. | ||||
Изображение пространства. | ||||
Правила линейной и воздушной перспективы. | ||||
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | ||||
Пейзаж-настроение. Природа и художник. | ||||
Городской пейзаж. | 1 (экскурсия) | |||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | ||||
Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр. | ||||
Итого |
Требования к уровню усвоения предмета
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
· формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
· формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
· формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
· формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
· учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
· творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.