IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого язы­ка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но актив­но характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережи­тая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально ор­ганизованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём вос­приятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувство­вать и пережить изображённую реальность. В этом заключён ме­ханизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколе­нию опыта чувств и опыта видения мира.

При изучении языка изобразительного искусства мы неизбеж­но сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимо­сти от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. пра­вил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они опре­деляются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-ли­бо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного разви­тия: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение ду­ховной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множест­во языков современной культуры и ориентироваться в его много­голосии без понимания исторических культурных контекстов не­возможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприя­тие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, об­ладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимо­отношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жан­ровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историчес­ком развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, под­чиняя им изменения в способах изображения. При этом выдер­живается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике строя конкретного вида и жанра изобразительною искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

I ЧЕТВЕРТЬ.

Наши рекомендации