Храм богини Бэнтэн у пруда Вода Рождения
Ханагаки Байсю, молодой поэт и ученый, принимал участие в великом празднике, посвященном восстановлению храма Ама-дэра. Он бродил по прекрасному саду и, в конце концов, дошел до истока ручья, водами которого он раньше часто утолял свою жажду. Байсю обнаружил, что прежний ручей превратился теперь в пруд и в уголке пруда установлена дощечка с надписью «Тандзё-Суй» («Вода Рождения»), а рядом стоит небольшой, но привлекающий внимание храм, посвященный богине Бэнтэн. Пока Байсю мысленно отмечал все изменения, что произошли вокруг за время его отсутствия, порыв ветра опустил к его ногам бумажную полоску с красиво написанным любовным стихотворением. Байсю поднял ее и увидел, что стихотворение написано женской рукой, иероглифы выписаны очень изящно, а чернила не успели еще высохнуть.
Байсю отправился домой, все время читая и перечитывая стихотворение. Прошло немного времени, и он понял, что влюбился в женщину, написавшую эти стихи, и решил непременно сделать ее своей женой. В конце концов, Байсю пришел в храм Бэнтэн у пруда «Вода Рождения» и воскликнул:
– О, Богиня! Приди мне на помощь! Помоги найти женщину, которая написала эти принесенные ветром строки!
Вознеся такую просьбу, Байсю пообещал усердно молиться семь дней, а седьмую ночь провести в молитвах перед святилищем Бэндзайтэн в саду храма Амадэра.
На седьмую ночь своего бдения Байсю услышал, что кто-то просит позволения войти у главных ворот храмового сада. Ворота открыли, и в сад вошел старик, одетый в церемониальные одежды, с черной шапкой на голове. Он прошел к святилищу Бэнтэн и молча преклонил колена. Тогда наружная дверь святилища таинственно отворилась сама собой, бамбуковая занавеска сама собой приподнялась, и за ней оказался красивый юноша, который обратился к старику с такими словами:
– Нам стало жаль молодого человека, который мечтает соединиться со своей любимой. Мы призвали тебя, чтобы ты выяснил это дело и помог устроить их встречу.
Старик поклонился, вынул из рукава веревку и обвязал ею Байсю, один конец веревки он поджег от храмового светильника. Затем старик стал махать рукой, словно призывая какого-то духа явиться из ночной тьмы. В то же мгновение в святилище вошла молодая девушка и опустилась на колени рядом с Байсю, прикрыв свое прекрасное личико веером.
Тогда красивый юноша обратился к Байсю со словами:
– Мы услышали твою молитву и знаем, что в последнее время ты перенес много страданий. Та, кого ты любишь, теперь рядом с тобой.
Сказав это, божественный юноша удалился, и старик тоже покинул храм.
Вознеся благодарственную молитву Бэнтэн у пруда Вода Рождения, Байсю направился к дому. Дойдя до улицы за храмовым садом, он увидел молодую девушку и сразу узнал в ней свою возлюбленную. Байсю заговорил с ней, и, когда она ответила, ее нежный и ласковый голос наполнил сердце Байсю радостью. Вместе они шли по безмолвным улицам и, наконец, оказались возле дома, где жил Байсю. Последовало молчание, а потом девушка сказала:
– Богиня Бэнтэн дала меня тебе в жены, и мы войдем в твой дом как любящая пара супругов.
Их брак был очень удачным, и со временем счастливый Байсю обнаружил, что его жена не только замечательная хозяйка, но также в совершенстве владеет искусством икебаны[82] и очень искусная вышивальщица, а ее изящный почерк не уступает красоте ее рисунков. Байсю ничего не знал о ее семье, но, поскольку жену дала ему богиня Бэнтэн, он не стал ее ни о чем расспрашивать. Лишь одно приводило любящего Байсю в недоумение: казалось, что соседи совсем не замечали, что у него есть жена.
Однажды, когда Байсю прогуливался по отдаленному району Киото, он увидел, что из ворот какого-то дома ему машет слуга. Байсю остановился, слуга подошел к нему, почтительно поклонился и сказал:
– Не соблаговолите ли вы войти в дом? Мой хозяин желает иметь честь побеседовать с вами.
Байсю, никогда прежде не видевший ни этого слуги, ни его хозяина, был несколько удивлен этим странным приглашением, но позволил провести себя в комнату для гостей, а затем появился хозяин дома и обратился к нему:
– Я смиренно прошу прощения за столь невежливое приглашение, но я сделал это по той причине, что получил послание от богини Бэнтэн. У меня есть дочь, и я очень хочу подыскать ей хорошего мужа. Я разослал написанные ею стихотворения по всем храмам Бэнтэн в Киото. Богиня явилась мне во сне и сказала, что нашла самого лучшего жениха для моей дочери и что он придет ко мне следующей зимой. Я не придал этому сну большого значения, но вчера ночью мне снова явилась богиня Бэнтэн и сказала, что завтра выбранный ею жених для моей дочери придет к моим воротам и тогда я смогу начать подготовку к свадьбе. Богиня во всех подробностях описала наружность молодого человека, вот почему я так уверен, что вы и есть будущий муж моей дочери.
Эти странные слова наполнили Байсю грустью, и, когда любезный хозяин дома предложил представить ему свою дочь, Байсю никак не мог собраться с духом и сказать своему возможному тестю, что у него уже есть жена. Байсю последовал за хозяином в другую комнату и, к своему изумлению и радости, обнаружил, что дочь этого господина была не кем иным, как его собственной женой!
И все же эта женщина, которая сейчас улыбалась ему, несколько отличалась от его жены, потому что перед ним была женщина во плоти, тогда как та, что некогда появилась в святилище Бэнтэн, у пруда Вода Рождения, была ее бестелесной душой. Говорят, что богиня Бэнтэн совершила это чудо ради тех, кто всегда почитал ее и молился ей: вот почему так случилось, что Байсю дважды женился на своей возлюбленной.
Дайкоку
Дайкоку, или Дайкоку-тэн, Бог Счастья и Богатства, Эбису, его сын, Бог Удачи и Труда, и Хотэй, Бог Веселья и Благополучия, входят в круг божеств, известных как Семь Богов Счастья. Дайкоку изображается с волшебной деревянной колотушкой (в форме молотка), украшенной драгоценными камнями, олицетворяющими мужское и женское начала, и является созидательным божеством. Удар его колотушкой приносит богатство, а еще одним его неизменным спутником является Крыса. Дайкоку, как мы можем предположить, чрезвычайно популярное божество, и его часто изображают в виде преуспевающего китайца, богато разодетого, обычно стоящего на мешках с рисом, с мешком сокровищ на плече. Это добродушное и благодетельное божество также изображается сидящим на мешке с рисом, или показывающим свои сокровища какому-нибудь любопытному и нетерпеливому ребенку, либо одной рукой прижимающим к груди Красный Солнечный Диск, а в другой – сжимающим Волшебную Колотушку.
Крыса Дайкоку
Неизменный спутник Дайкоку, Крыса, имеет символическое и моральное значение в контексте богатств, спрятанных в мешке Бога. Крысу часто изображают либо на мешке с рисом, либо высовывающей свой нос из мешка, либо находящейся в мешке, либо играющей с деревянным молотком, а иногда изображают много крыс.
По одной старинной легенде, буддийские боги позавидовали Дайкоку. Они посовещались все вместе и в конце концов решили избавиться от слишком популярного Дайкоку, к которому обращают свои молитвы и которому курят фимиам японцы. Эмма-О, Повелитель Царства мертвых, пообещал послать своего самого хитрого и умного они по имени Сиро, который, по его словам, без труда победит Бога Богатства. Сиро, ведомый воробьем, отправился в замок Дайкоку, но хотя он искал повсюду, так и не смог найти владельца замка. В конце концов, Сиро обнаружил большой амбар, в котором сидел Бог Богатства. Дайкоку позвал свою Крысу и велел ей узнать, кто посмел его беспокоить. Когда Крыса увидела Сиро, то побежала в сад и принесла ветку падуба, которой прогнала они прочь, и по сей день Дайкоку остается одним из самых популярных японских божеств. Говорят, что этот случай положил начало обычаю пользоваться в канун Нового года оберегом, представляющим собой лист падуба, насажанный на небольшую шпажку, или побег падуба, прикрепленный на дверной притолоке, чтобы они не смог пробраться в дом.
Шесть Дайкоку
1. Макура Дайкоку – обычное изображение с колотушкой на листе лотоса.
2. Одзикара Дайкоку – с мечом и ваджрой (см. главу 19).
3. Бика Дайкоку – монах с колотушкой в правой руке, ваджрой – в левой.
4. Яся Дайкоку, с колесом Закона в правой руке.
5. Синда Дайкоку – сидящий мальчик с кристаллом в левой руке.
6. Махакара Дайкоку – сидящая женщина с небольшим мешочком риса на голове.
Эбису
Эбису обычно изображается вместе со своим отцом Дайкоку: Бог Счастья и Богатства сидит на мешке риса, одной рукой прижимая к груди диск Красного Солнца и держа в другой деревянную колотушку, приносящую богатство, в то время как Эбису, Бог Удачи, изображается с удочкой и огромной рыбой Тай под мышкой.
Хотэй
Хотэй, Бог Веселья и Благополучия, является самым эксцентричным из японских божеств. Он изображается толстяком, несущим на спине холщовый мешок (хо-тэй), из-за которого он и получил свое имя. Этот мешок он набил сокровищами (согласно легенде, если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, Хотэй отвечал, что там у него весь мир), но в особенно игривом настроении он сажает туда смешливых и любопытных детишек. Иногда Хотэя изображают едущим в сломанной и очень старой повозке, которую везут мальчишки, и тогда его называют «Монах в повозке». Еще его изображают с китайским веером в одной руке и с неизменным мешком – в другой, либо мешок подвешен на палке, а его уравновешивает своим весом маленький мальчик.
Глава 16
КУКЛЫ И БАБОЧКИ
Я спросил очаровательную девочку-японку: «Разве кукла может ожить?» – «Почему же, – отвечала она, – если ее сильно любить, она оживет!»
Лафкадио Херн
Английские и японские куклы
Наши английские куклы со светло-желтыми волосами, синими глазами и глупыми лицами определенно не делают честь искусству кукольных дел мастеров, если рассматривать их с точки зрения сходства с живыми детьми, кстати весьма отдаленным. Положи куклу в горизонтальное положение, что-то щелкнет у нее в голове, и ее голубые глаза закроются, или, точнее, закатятся; тычок в бок заставит ее издавать сносную имитацию слов «Папа!», «Мама!», и все-таки, несмотря на эти механические приспособления, они удостаиваются лишь кратковременной детской любви. Кукол быстро ломают, либо над ними висит угроза быть в любой момент обезглавленными маленьким братишкой, который слишком хорошо усвоил историю леди Джейн Грей![83]
Однако в Японии кукла не только игрушка, с помощью которой маленькие дети играют в «дочки-матери», но в древности ее считали способной сделать жену матерью. Лафкадио Херн пишет: «И если вы видите такую куклу, пусть и достаточно близко от себя, сделанную японской матерью, у которой двигаются ручки и босые ножки и поворачивается голова, вы вряд ли осмелитесь держать пари, что это просто кукла». Именно эта пугающая похожесть, возможно, объясняет ту давнюю и прекрасную любовь, вызываемую японскими куклами.
Живые куклы
Когда-то люди действительно верили, что некоторые куклы могут оживать, обретая в своем тельце человеческую душу. И такое поверье – всего лишь отголосок древнего представления о том, что сильная любовь может оживить неодушевленный предмет, похожий на живое существо. В Древней Японии куклы передавались из поколения в поколение и иногда сохранялись в отличном состоянии на протяжении более ста лет. Сотню лет кукла проводила в детских руках, ее кормили, каждую ночь укладывали спать, постоянно ласкали и баюкали, что, несомненно, порождало веру в чудо в поэтическом воображении счастливого и по-детски непосредственного народа.
Крошечная куколка, называемая «О-Хина-сан», не является предметом, достойным изучения, это просто игрушка, и ничего более. Гораздо интереснее куклы размером с живого человека, а именно: искусно сделанные куклы, похожие на маленьких детишек в возрасте двух-трех лет. Куклу-девочку называют «О-Току-сан», а куклу-мальчика – «Токутаро-сан». Существовало поверье, что, если плохо обращаться с такой куклой или не заботиться о ней, она станет плакать, разозлится и принесет несчастье своим владельцам. Такие куклы также обладают множеством иных сверхъестественных способностей.
Давным-давно в одном семействе очень древнего рода была такая кукла по имени Токутаро-сан, которую почитали почти так же, как и богиню Кисимодзин[84], которой японские жены возносят молитвы с просьбой даровать им ребенка. Эту куклу попросила на время одна бездетная супружеская пара. Супруги надели на нее новую одежду и любовно заботились о кукле, уверенные, что у нее есть душа и она обязательно поможет им родить ребенка. Легенда говорит о том, что кукла Токутаро-сан была настолько живой, что, когда в доме начался пожар, она со всех ног бросилась наружу, спасая свою жизнь!
Место упокоения кукол
Что же происходит с японской куклой, когда после очень долгих и счастливых лет жизни она, в конце концов, ломается? Хотя с этого момента она считается мертвой, с ее останками обращаются с крайним почтением. Их не выбрасывают на помойку, не сжигают и даже не пускают по течению реки, как это принято делать с увядшими цветами. Останки куклы не хоронят, а отдают многорукому божеству Кодзин[85]. Считается, что Кодзин живет в дереве эноки[86], а перед этим деревом стоят небольшое святилище и тории. Здесь почтительно кладут останки старинных сломанных японских кукол. Личико куклы может быть исцарапано, шелковое платьице порвано и выцвело, ручки и ножки сломаны, но ведь когда-то у нее была душа, и когда-то она таинственным образом дарила радость материнства тем, кто жаждал иметь ребенка.
Третьего марта в Японии отмечается праздник девочек. Его называют «Дзёси-но-сэкку» («дзёси» – первый день змеи, «сэкку» – праздник) – то есть Праздник первого дня змеи, «Момо-но сэкку» («момо» – персик) – Праздник цветения персика, или «Хина Мацури» («хина» – кукла) – Праздник кукол.
Бабочки
Там, где лежит мягкий покров
Из умирающих опавших лепестков,
Один цветок трепещет,
Дрожа своим засохшим стебельком.
Ах нет, ведь это бабочка
Порхает, словно нежный лепесток!
Аракида Моритакэ
Бабочки чаще упоминаются в легендах и фольклоре Китая, а не Японии. Говорят, к конфуцианскому философу Радзану[87] являлись две призрачные девы, которые поведали ему сказочные истории об этих насекомых с красивыми крыльями[88].
Более чем вероятно, что японские легенды о бабочках были заимствованы из Китая. Японские поэты и художники обожали брать себе псевдоним со словом «бабочка», например Бабочкин Сон, Одинокая Бабочка, Бабочка-Помощница и т. д. И хотя и есть вероятность, что особое отношение к бабочкам пришло в Японию из Китая, оно очень естественно соответствовало эстетическому чувству и вкусу японцев, и, вне всяких сомнений, в древности бабочки часто присутствовали в романтических играх и развлечениях. Например, китайский император Гэнсо Котэй использовал бабочек, чтобы они выбирали для него фавориток. На вечеринках с вином в императорском саду прекрасные придворные дамы выпускали бабочек из клеток. Эти ярко окрашенные насекомые порхали вокруг и усаживались на самых красивых девушек, которых император одаривал своей благосклонностью.