Советский этап развития камнерезного искусства Урала.
Государственные предприятия
Проблемами развития камнерезного искусства Урала стали заниматься сразу после революции. Следует отметить, что в Петрограде была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), в состав которой вошли минералог А. Ферсман (председатель), А. Фаберже, Ф. Бирбаум, В. Мостовенко, К. Верфель, В. Рупини. На заседаниях этой комиссии рассматривали вопросы, связанные с восстановлением камнерезной промышленности Урала.
Обсуждали и вопросы, относящиеся к качеству работы уральских гранильщиков драгоценных (изумруд) и полудрагоценных камней (демантоиды, топазы, горный хрусталь), а также творчеству камнерезов.
Агафон Фаберже был «очень низкого мнения об искусстве сибирских (в те времена уральских мастеров относили к сибирским – В.С.) огранщиков. Поступавшие в течение 20 лет к нему в мастерскую[50] сибирские камни были настолько нехудожественной обработки, что требовали переогранки». Ему возражал В. Рупини: «Уральские гранильщики были хорошими работниками. На ухудшение качества огранки повлияло падение цен на труд».[51]
На других заседаниях КЕПС рассматривался вопрос о создании в Екатеринбурге общероссийского центра камнерезной и гранильной промышленности и о переезде туда мастеров Петергофской гранильной фабрики. На что Бирбаум саркастически заметил, что тогда нужно перевести на Урал все дворцы Петрограда, ибо без них невозможна творческая деятельность этой фабрики и ее мастеров.
Впоследствии было принято компромиссное решение, которое выразилось в создании Треста «Русские самоцветы», включавшего в себя Петергофскую (с 1922 г.) и Екатеринбургскую фабрики (с 1923 г.), а также все месторождения камней. Отметим, что к 30-м годам этот трест монополизировал всю обработку камня в СССР.
В 30-е годы уральские камнерезы так же, как и ленинградские мастера, участвовали в создании каменной карты Советского Союза.
В 30-40-е годы уральские мастера занимались обработкой каменных блоков для будущего Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве. Так как проект не был осуществлен, камень применили на строительстве Московского Государственного университета и на оформлении станций Московского Метрополитена.
Д, Емельяненко и А. Жуков. Работа на «Уралкварцсамоцветах»
В 1966 году было создано Всесоюзное промышленное объединение «Союзкварцсамоцветы», в задачи которого входили поиск, разведка и эксплуатация камнесамоцветного сырья. При региональных организациях (в том числе и при «Уралкварцсамоцветы») были созданы крупные цеха, которые занимались выпуском товаров народного потребления. Уральцы обрабатывали яшму, малахит, кварцы и родонит. Ассортимент был невелик – пресс-папье, чернильницы, шкатулки и т.п. Некоторые изделия декорировали мозаичными вставками (флорентийская мозаика). На объединении «Уралкварцсамоцветы» начинали свою деятельность известные ныне художники-камнерезы А. Жуков и Д. Емельяненко. Объединение прекратило свою деятельность в 90-е годы.
Кустари
В советское время на Урале продолжали работать кустари. В 1920-1930-е годы модели изделий из камня для пермских кустарей разрабатывали художники И.А. Семериков, И.К. Стулов, А.И. Орлов, И.Ф. Балахнин. Благодаря их деятельности появились образцы фигурок, отвечающие новым идеологическим задачам: «Спортсмен», «Красноармеец на старте», «Конькобежец», «Мария Демченко со свеклой» и т.д. При этом мастера продолжали создавать изделия устоявшегося еще в прошлом ассортимента. Это изображения животных: медведя, тигра, льва, слона. Выпускались также ковши, вазы, лампы, пепельницы, коробочки-пудреницы и т.п.
В 1950-е гг. художники Г.М. Львов, Б.С. Пепеляев, А.Ф. Брагин создают мелкую пластику из селенита, талькохлорита, серпентина.
В 1960-1970-е гг. наступает расцвет анималистического жанра на кунгурском промысле, работавшем в составе комбината «Уральский камнерез» (создан в 1928 г.). Модели для массового производства выполняют художники А.И. Шадрин, Ф.П. Овчинникова, Н.Н. Тюняева, Е.В. Николаев.
До настоящего времени трудится заслуженный художник А.М. Овчинников (1939 г.р., в 70-е гг. главный художник комбината). Для него характерно великолепное знание материала. А его работам свойственна пластическая выразительность и яркая образность. Художник работает в анималистическом жанре («Куница», «Лиса», «Белочка», «Бурундук», «Рысь», «Соболь»), обращается к фольклорным образам («Огневушка», «Пастушок», «Шахматные фигуры»[52], «Избушка на курьих ножках»). В 1980-е годы он проявляет интерес к многофигурным композициям («Хрюша с поросятами», «Горностаи», «Наседка с цыплятами»). За годы работы на комбинате А.М. Овчинниковым было создано более 300 образцов для тиражирования мастерами-резчиками комбината.
Определенное развитие в советский период получила и образовательная деятельность в области подготовки мастеров-камнерезов. В 1945 году в Свердловске было основано художественное профессиональное училище № 42. Здесь работал один из первых мастеров-наставников советской эпохи в камнерезной области – Н. Татауров (1877-1954). Под его руководством учащимися была выполнена работа «Урал кует победу» (1948). Собственно, уже в этой работе наблюдаются те черты, которые станут свойственны камнерезному искусству советского и постсоветского Урала – сюжетная повествовательность изображенной сцены, показ героев произведения в среде, использование многочисленных пород камня. В 1960-е годы создание камнерезных изделий было включено в учебный план училища. Этому начинанию способствовала мастер Н. Сухачева.
Отметим, что уральские камнерезы сохраняли свои традиции на протяжении всех периодов развития камнерезного дела.