Тема представления в рамках корпоративного мероприятия в обязательном порядке должна быть «своей», фирменной, хорошо знакомой всем присутствующим в зале лицам.
Историки эстрады утверждают, что на самом деле «капустники», а поначалу они были чисто театральным развлечением, родились у нас, в России. И связано это было с тем, что во время Великого Поста у нас не только не рекомендовали есть-пить-гулять, но даже особенно и веселиться. Есть следовало только особые блюда, в основном вегетарианские, прежде всего капусту, правда, в любом виде. И вот в такой обстановке в начале века артисты нашего отечественного театра, при отсутствии спектаклей, от нечего делать собирались в своем кругу, приносили пироги с капустой, а иногда, говорят, даже ставили целый кочан кислой капусты на стол — и тихонько веселились как могли. Передразнивали друг друга, разыгрывали, пародировали, сочиняли эпиграммы, пели куплеты, танцевали шутливые танцы... И все это называлось «капустником».
Тут проблема в другом — угадать, что именно заказчик хочет, характер сценического представления, его темы, уровень юмора и многое другое. Ситуация усугубляется еще и тем, что с главой фирмы или компании, человеком, который принимает решения и все оплачивает, напрямую поговорить сценаристу, как правило, не представляется возможным. Приходится выслушивать какого-нибудь менеджера нижнего звена, который (а чаще — которая) ничего толком объяснить не может, не умеет, ничего в этом деле не понимает, восполняя отсутствие всех нужных знаний высоким гонором и самомнением.
Поэтому чаще всего сценарист должен двигаться к результату вслепую, на ощупь, доверяя лишь своей интуиции и пониманию вопроса. Это — как правило. Но бывают и исключения.
Положительная сторона работы для «корпорантов» заключается в том, что для них приходится придумывать и писать сценарии, которые больше просто никто и нигде не будет ставить, реализовывать и соответственно за них платить. Это «штучный товар». И этим он дорог и для настоящего профессионала интересен.
Можно привести реальный пример.
Крупная строительно-реставрационная фирма, несколько лет успешно трудившаяся над тем, чтобы к 300-летию Санкт-Петербурга привести в порядок Петропавловскую крепость, а главное, — Петропавловский собор, пожелала на своем Новогоднем вечере увидеть шоу-капустник на эту тему. И чтобы его действующими лицами были не Дедушка Мороз со Снегурочкой, а первостроитель Санкт-Петербурга швейцарский зодчий Доменико Трезини и крепостной крестьянин Телушкин, виртуозно заменивший в свое время покосившегося ангела на шпиле Петропавловского собора на другого. Среди действующих лиц был «заказан», разумеется, и Петр Алексеевич, тот, что Великий, и «Дама в красном», выступавшая в роли под названием «Рука Москвы»... Практически это была одноактная пьеса, капустник, написанный в форме народного суда, или суда истории. В нем были затронуты внутрифирменные темы, интриги, сплетни и другие дела. И, несмотря на то, что для сидевших за столами сотрудников он длился достаточно долго — около часа, — они в итоге были в полном восторге. Это было «про них». Это было неожиданно и смешно. Бывает и так...
Однажды коммерческий отдел Петербург-концерта получил заказ устроить Новогодний праздник для одного очень богатого человека, купившего и имевшего на своих землях чуть не целую деревеньку.
Действо должно было быть в стиле повести «Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Все роли, включая Вакулу, Оксану, Солоху и Черта, должны были исполнять друзья и родственники богатея. Творческий лозунг звучал коротко: Даешь «колядки»!
Сценарист поднял исторические документы по Рождеству в России. Ни о каких «колядках» там и речи не было! «Колядки» — это малороссийский фольклор. У нас же все очень строго, в чисто-религиозном духе, какие там летающие над границами двух государств черти... Но заказ есть заказ. И сценаристом, который в этом случае не был связан соавторством с режиссером, к счастью для них обоих (тот занимался продюсированием «новогоднего проекта»), была разработана сцена встречи гостей у замка-виллы хозяина имения, шуточное распределение ролей, этакий «кастинг» для будущих «колядок». Была придумана довольно смешная «репетиция» готовящихся на «колядках» выступлений и пять различных вариантов «колядования» на современные темы — с частушками, пародиями, переодеваниями и прочими увеселениями...
При всем при этом, взяв по желанию заказчика за основу «Ночь перед Рождеством», нельзя было уж совсем далеко уходить от Н. В. Гоголя и следовало что-то делать и с Вакулой, и с Чертом, на котором он прилетел в Санкт-Петербург из Диканьки. Пришлось «осовременить ситуацию»: прилететь-то он прилетел, а обратно на «незалежную» его не пускают. Поэтому Вакуле один выход — домой ехать «зайцем», а Черту — пробираться по газовой трубе...
Привлекательным моментом для сценариста и режиссера является то обстоятельство, что работа с «корпорантами» часто допускает совершенно неожиданные решения и дает возможность оперировать весьма значительными суммами для реализации своих идей на эстраде.
Только «корпоранты» могут к 130-летнему юбилею Гранд-отеля «Европа» выкатить на тротуар перед гостиницей бутерброд с икрой длиной в... 130 метров! Только «корпоранты» из страховой компании «Сфинкс» могут «закрутить» свой юбилей вокруг подарка одному из своих быстро растущих менеджеров — джипа «Чероки». Фирма по производству биологически-активных добавок пожелала заказать свой гимн Олегу Газманову и получить его музыку и текст для хорового исполнения в торжественных случаях. Только «корпоранты», в данном случае известная всей стране «пирамида-МММ», спонсируя телепередачу «Под знаком зодиака», могла откупить на один день... все московское метро, сделав его для всех жителей и гостей столицы бесплатным. Ни Государственному концертно-филармоническому учреждению, ГКФУ «Петербург-концерт», ни Государственной детской филармонии такое и не снилось! Ибо, решая проблемы сценарных разработок для массового театрализованного концертного представления на Дворцовой площади в честь Дня Победы, сценаристу и режиссеру приходилось придумывать, как оправдать установку рядом с пятиконечной звездой «Ордена Победы» больших бутафорских бутылок с рекламой пива «Арсенальное»...
Похоже, что подобная ситуация характерна не только для нашей страны, а существует во всем мире.
Например, именно от частной корпорации в свое время поступило предложение провести в США, в Атланте, большое театрализованное представление под условным названием «Живые шахматы», о котором рассказывалось выше.