Структура Комического: Позиция (Attitude).
ПОЗИЦИЯ + Тема + Предпосылка + Отыгрыш + MIX + Отыгрыш (Act-out)
Наш следующий шаг – добавить к теме позицию. Позиция дает шутке силу и направление. Также как актеры никогда не произносят своих реплик без чувства и намерения/цели (intent), так и стендап-комик не произносит шутки без позиции. Даже когда вы пишете комедию, каждая шутка должна сопровождаться позицией или эмоцией (чувством). Поэтому авторы комедий часто работают с партнером или используют диктофон, произнося шутки вслух – с использованием позиции, и только потом записывают их. Шутки без позиции могут в итоге оказаться слишком литературными - возможно, юмористическими, но недостаточно смешными для того, чтобы вызвать громкий смех.
Вот четыре основных типа позиций, которые пригодятся при работе с этой книгой – и при написании шуток, скажем, на протяжении всей вашей карьеры:
1. «Странно».
2. «Страшно, жутко».
3. «Трудно, сложно».
4. «Глупо».
Запомните эти слова. Произнесите их вслух и громко прямо сейчас. Растягивайте их, когда произносите. «Труууудно»! Эти слова – это инструменты комика для того, чтобы вызвать по-настоящему громкий смех. У вас может быть смешная идея для шутки, потрясающая тема, забавный герой, но без позиции это все так и останется всего лишь смешной идеей. Вы должны придать вкус своему сырому материалу, «замариновав» его позицией. Добавить к шутке позицию – это как заправить машину топливом: теперь она может куда-то поехать. Позиция дает силу, которая продвигает тему от идеи к шутке. Я готова подчеркивать это снова и снова.
«Пирсинг – странная вещь. Я родом из Сан-Франциско, где многие увлекаются пирсингом. Доходит до того, что они выглядят так, как будто на них напали с мебельным степлером. Пятнадцать сережек тут, маленький крючок для полотенца там». - ROBIN WILLIAMS
Позиция «странно» управляет шуткой Уильяма, и в итоге он говорит нам, что собственно такого странного в пирсинге.
Иногда позиция выражается в форме вопроса.
«Разве ходить на свидания – это трудно? Я пригласил на свидание девушку, а она ответила: «А у тебя есть друг?» Я говорю, да, а она говорит: «Ну так и иди с ним». DOM IRRERA
Самая сложная часть выступления – увлечь аудиторию. Формулировка позиция + тема в качестве вопроса – мощный способ привлечь внимание зрителей.
Также важно удерживать позицию или эмоцию на протяжении всей шутки.
«Зачем использовать такие негативные слова? Как насчет любви?»
Никто в здравом уме не станет платить за билет и дорогущую выпивку, чтобы услышать, что комик или сценарист (автор) любит. Посмотрите на высокие рейтинги Говарда Стерна, и вы увидите, что люди включают приемники, чтобы услышать, как кто-то говорит все то, для чего большинство людей слишком хорошо воспитаны (или боятся), чтобы обсуждать. Это то, что пугает их, то, что кажется глупым, и т.д. И в зависимости от вашей темы, конечный результат может быть позитивным: «Расизм – это глупо». Поняли?
«Не все комики произносят эти слова-позиции до или в каждой шутке. Эй, Джуди… В чем тут дело?»
Профессиональные комики всегда используют позицию, даже когда они не произносят сами эти слова. Зачастую позиция подразумевается. Когда Jay Leno говорит: «Что происходит с президентом?» - подразумеваемая позиция заключается в том, что то, что происходит с президентом, является чем-то «глупым». Ему не нужно говорить: «Знаете, что глупо?». Комик может передать позицию с помощью озадаченного выражения лица или тоном своего голоса. Создавая свой материал, начинающий комик (вроде вас) просто обязан произносить слова-позиции. На своих семинарах я обнаружила, что если я позволяю ученикам обходить эти слова стороной и не произносить их, позиция практически всегда исчезает из их номера, вместе со смехом. Когда вы наберетесь достаточно опыта для того, чтобы присутствие позиции в вашем материале стало привычным делом, тогда вы сможете перестать беспокоиться о том, чтобы произносить эти слова-позиции. Seinfeld и Leno уже достигли этого уровня, но вы, скорее всего, нет. Так что, во всяком случае сейчас, поверьте мне.
«А как насчет других слов-позиций, типа «ненавижу», «отстой»? Я не хочу говорить так же, как все остальные».
Есть только одна причина, по которой я пользуюсь этими словами во время обучения - они работают. Во время бесчисленных мастер-классов я обнаружила две вещи: эти слова-позиции приносят наилучший результат, и даже когда все начинают с одинаковых тем и позиций, в итоге у всех получаются совершенно разные шутки. Даже Бетховен начинал с того, что играл гаммы. Это начало творческого процесса. Позже придет такое время, когда мы уберем эти слова-позиции, но пока что придерживайтесь программы.