Техника безопасности при работе с горячими эмалями
Многие эмали, поступающие в продажу, содержат в своём составе тяжёлые металлы, поэтому в рабочем помещение должна быть хорошая вентиляция. Вытяжка здесь будет необходима, особенно рядом с муфельной печью и в тех местах, где работают с кислотами. Категорически не следует работать в помещениях, где нет притока свежего воздуха. Если у Вас есть какие-нибудь респираторные заболевания или проблемы с вентиляцией работайте в респираторе или противогазе во всех случаях, когда имеете дело с эмалями. Ну и, конечно же, отдавать предпочтение бессвинцовым эмалям.
При просеивании эмали всегда работайте над листом бумаги, чтобы улавливать рассыпавшиеся частички, которые потом можно осторожно пересыпать обратно в ёмкость с этой эмалью, чтобы не образовывалось облачко эмалевой пыли. А ещё лучше сделать влажную уборку места просеивания, этим вы позаботитесь не только о коллегах, но и о себе.
Чтобы эмалевая пыль, да ещё и со свинцом, не попадала нам в рот, следует обедать, курить, пить в отдельном помещении.
При работе с кислотами нужно помнить: кислоты ни при каких обстоятельствах никогда не смешивать друг с другом. При этом могут выделиться смертельно опасные газы.
Большинство неразбавленных кислот, используемых при эмалировании, мгновенно прожигают дыры на коже, одежде оборудовании. Разбавленные также опасны, но они немного медленнее в действии.
Испарения неразбавленных кислот могут сжечь ваши дыхательные пути.
Ёмкости с кислотами должны быть снабжены этикетками и хранить их следует в безопасном месте, желательно на полу или нижней тумбочке (меньше вероятность разбить). Также в это место не должны попадать дети или другие лица, незнающие техники безопасности обращения с кислотами.
Большинство кислот, используемых эмальерами, можно нейтрализовать с помощью соды (бикарбонат натрия), поэтому перед тем как достать кислоту – проверьте наличие рядом соды.
Необходимо использовать респиратор, защитную маску или противогаз с целью защиты дыхательных путей от мелкой эмалевой пыли или выделяемых ядовитых паров при нагреве эмалей.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание: выполнить колье с соблюдением технологий и требований к последовательности изготовления изделия.
Материалы: медь, ювелирные эмали.
Техника выполнения: выпиловка, чеканка, перегородчатая эмаль.
В ходе работы были выполнены следующие операции:
1. Перенесение элементов серег и браслета на кальку в натуральную величину. Разметка металла.
2. Выпиловка элементов серег и браслета из листового металла. Обработка краев надфилем.
3. Выколотка медной основы для эмали, отжиг, закладка контрэмалей, очистка лицевой стороны от окалины, шлифовка, полировка.
4. Подготовка эмалей: растирание в ступке с пестиком, промывка.
5. Приклеивание перегородок на эмалевые элементы. Приклеивание пластины – подставки на контрэмаль.
6. Закладка эмалей. Сушка. Обжиг. Чистка перегородок от окалины. Шлифовка, полировка.
7. Гибка элементов браслета, изготовление крапанов и штифтов из медной проволоки.
8. Приклеивание элементов браслета и крапанов на серьги клеем БФ-6. Пайка. Отбеливание, шлифовка, полировка.
9. Линейная гравировка серёг, браслета. Шлифовка, полировка. Придание фактуры изнаночной стороне браслета и серёжек и при помощи фляхштихеля.
10. Пайка замка-коробочки для браслета
11. Сверление отверстий в серьгах для технологической сборки. Сборка штифтового шарнирного механизма браслета.
12. Исправление недочетов: докладывание эмалей в местах дефектов, обжиг. Обтачивание неровных краев, шлифовка, полировка.
13. Чернение. Шлифовка. Полировка. Закрепка эмалевых элементов на крапана.
14. Изготовление швенз для сережек. Сборка серёг. Финишная полировка всех элементов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе практики была достигнута цель: закрепление и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, освоены профессиональные компетенции.
Выполнен ряд задач:
1. Воплощен в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства.
2. Подобраны инструменты и оборудование для изготовления ювелирного гарнитура.
3. Получен навык компоновки традиционного изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
4. Составлена технологическая карта исполнения изделия декоративно-прикладного искусства в соответствии с заданием.
5. Спланирована работа коллектива исполнителей и собственная деятельность.
6. Осуществлен контроль изготовления изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
7. Соблюдены правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности при изготовлении изделия.
Выполнена практическая составляющая работы:
1) браслет и серьги выполнены по ранее разработанному проекту в материале с изображением стилизованных птиц, ветвей деревьев;
2) собран материал для отчета;
3) применены и освоены техники выпиловки, чеканки, горячих эмалей, гравировки, пайки;
4) внесены изменения в ходе работы в технологический процесс с целью улучшения цветовых и композиционных решений для изделия.
Заполнен дневник, аттестационный лист, составлен отчет.