Материалы и техники живописи
Цвет – без цвета живопись не существует. Не воспринимаемая ее цветового звучания, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности. Цвет – это жизнь живописи.
Понятие цвета неразрывно связано с определением света. В художественной деятельности принято узкое определение света, как энергетическое излучения ощущаемого визуально. Цвет – это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится.
Создавая живописные произведения, мы стремимся наиболее точно передать эффекты освещения, рефлексы, оттенки. Но не менее важное значения для восприятия картин имеют накладываемые краски. Одни приемы позволяют сделать звучание красок более мощным, насыщенным, другие обогащают цвет мазка множеством нюансов. Для того чтобы более полно выразить все великолепие цвета пользуются различными приемами.
Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называют колоритом.
Колорит решает первое впечатление, которое производит картина; в зависимости от него зритель, идущий по галерее останавливается или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением. Этому очень содействует широта единообразных и чистых красок. Впечатление величия может быть достигнуто двумя противоположными путями. Один – сводит цвет почти до одной светотени. Другой – давать краски очень ясно определенно и интенсивно, но в обоих случаях – основным принципом остается простота. Хотя можно и признать, что изысканная гармония колорита, постепенный переход одних тонов в другие означает для глаза тоже, что изысканные гармонии в музыке для слуха [12, с.207].
Колорит картин может быть выдержан в различных гаммах цвета. Так различают розоватый колорит, колорит, выдержанный в голубой, золотистой и других гаммах. Здесь под колоритом подразумеваются то, что все цвета произведения имеют сходные оттенки или один и тот же оттенок.
Также колорит картины может быть выражен цветами близкими друг другу или контрастами. О колорите говорят также применительно к разнообразию оттенков цвета, найденных художником. Тут мы имеем дело с терминами «колористическое богатство» и «бедный колорит».
Таким образом, понятие колорита вмещает в себя все отношения цветов картины по количеству и разнообразию оттенков, по силе и интенсивности цвета, по гармоничным сочетаниям и т.д.
Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами.
Акварельная живопись: акварель – водяные краски. Бывает твердая – в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая – в тюбиках. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. В процессе изучения акварели на первоначальных этапах следует избегать постановок из предметов с очень темной окраской.
Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможности передавать тончайшие оттенки цвета.
В акварельной живописи используется четыре способа работы: Гризайль – одноцветная живопись в нейтральных тонах. Эта техника подходит для выполнения начальных упражнений по освоению методики работы акварельными красками, по изучению свойств и особенностей изобразительных материалов, закономерностей светотени и общего тона предметов натуры. В этой технике нужные тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски сразу в полную силу, т.е. для каждой поверхности рисунка или даже для каждого мазка, составляется свой раствор краски. Красочная смесь готовится на палитре. Повторные прописки можно делать как по просохшему, так и по влажному красочному слою. Работу вести лучше от темного к светлому. Лессировка – многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой путем оптического сложения цветов. Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев. Только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах. «Алля прима» (allaprima) – живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, использую механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для эскизов, но имеет место и в самостоятельных работах [10, с.33].
Четвертый метод письма акварелью – «по сырому». Мазки накладываются на увлажненную бумагу без предварительного рисунка в полную силу, используя механическое смешение красок. Чтобы бумага быстро не высыхала, ее кладут на влажную фланелевую ткань, либо стекло. Окончательная прописка переднего плана идет уже по просохшему слою.
Следующим живописным материалом является гуашь – непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Работа в гуаши ведется от темного к светлому. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют и приобретают красивую, бархатистую, матовую поверхность. Поэтому важно при письме гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения. Способы и приемы работы гуашью очень разнообразны. Гуашь позволяет вести живописный процесс длительно, переписывать и смывать неудачные места, вносить уточнения в конце работы. Влажный красочный слой легко размывается, позволяет вписывать один цвет в другой.
Для выполнения работ гуашью пригодны плотная бумага, картон. Хорошее сцепление гуашевые краски имеют с шероховатой поверхностью. Надо имеет ввиду, что рыхлые и мягкие поверхности впитывают гуашь, ослабляя тем самым прочность красочного слоя.
Масляная живопись. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.
Масляная живопись более плотное письмо. В ней, как в акварели и в гуаши могут использоваться элементы лессировки, но вместо воды идет разбавитель. С чего начинать, собственно работу красками? Нужно сразу же определить основные отношения цветов по светлоте и по цветовому тону и пусть — пока приблизительно — их наметить, определив при этом, что самое темное, что самое светлое. Эту наметку, которую обычно называют подмалевком, рекомендуется делать жидко разведенными красками. Сначала нужно весь натюрморт прописать жидко разведенными красками, примерно определить цвета предметов и их отношения по светлоте затем переходить уже к более густому письму. При этом работу нужно все время вести целиком, переходя от одного предмета на другой, а не так, чтобы закончить полностью одну какую – либо часть и затем приступать к следующей. Если работа оказывается прерванной на сутки или более, то при продолжении верхний слой красок нужно снять мастихином или пропитать маслом, а еще лучше лаком. Слой масляной краски начинает высыхать с того, что на поверхности образуется тонкая пленка, которая затем все более утолщается и, наконец, высыхает на всю толщину красочного слоя. Далее идет прописка. Нанесение красок по подмалевку ведется постепенно, наращивая слой на слой, усиливая и толщину, и тон локальных красок. Прописка выполняется более корпусно в светах и тонкослойно в полутонах и тенях, а также ведя их в локальных тонах, имея в виду дальнейшие лессировки. Интенсивные тона выполняются полукорпусно в соответствующем тоне, с последующим лессированием прозрачными красками. Живопись при этом приобретает глубину и силу тона [10, с.56].
Умение выбрать и использовать в работах разнообразные художественные средства и техники живописи дает возможность юному художнику создавать гармоничные живописные и декоративные композиции различной степени сложности.