Общие указания по ведению группы
· Не используйте в своей речи сленг. Следите за культурой речи.
· Повторяйте все, что Вы говорите, и будьте очень внимательны - понимает ли Вас группа. Если Вы не уверены в этом, спросите: "Вам понятно?".
· Никогда не употребляйте в отношении себя слово "лидер", помните, что ваша позиция - ведущий.
· Всегда будьте жизнерадостны и веселы. День будет одновременно серьёзным и веселым! Поддержите общее хорошее настроение!
· Если Вы замечаете, что отдельные участники неактивны или несмелы, попытайтесь поднять их дух в перерывах между событиями, но не подталкивайте их к более активному участию во время упражнений. Может быть, их задача участвовать на своем низком уровне без влияния извне.
· Помните: все, что ни происходит замечательно! Решая упражнения, команда создает саму себя, свой стиль работы все, что происходит, является частью этого. Просто помогитеим проанализировать свои результаты.
· Интервенция - когда ведущий вторгается в работу команды, чтобы указать новое направление работы. Если этот метод и используется, то очень редко, почти никогда. Не врывайтесь в работу, даже если видите, чтоих план безнадежно тупиковый, помните, что все - замечательно!
· Ваша главная работа - следить за работой команды и проводить психологический анализ для того, чтобы помочь группе завершить или разрешить задачи. Следите за реакцией группы, самовыражением участников, за изменениями в работе, отмечайте, когда в команде повысилось напряжение, понизилось доверие и т.д. Во время психологического анализа делайте замечания: "Я заметил момент, когда вы все были исключительно удручены чем-то. Что происходило тогда, какие чувства вы испытывали? О чем вы думали?" Не нужно персонифицировать вопросы; делайте общие замечания.
· Контролируйте себя - могут быть моменты, когда Вы настолько увлечены ходом работы группы, что готовы "впрыгнуть" в нее, чтобы помочь. Будьте осторожны! Этого делать нельзя!
· Не позволяйте Вашим эмоциям отражаться на лице, пусть оно будет непроницаемым для них - участники будут все время следить за Вашей реакцией, стараясь оценить правильность своих действий. Лучше всего, если на лице будет играть одинаковая, холодная улыбка.
Схема ведения
1. Представьте проблему точно так, как написано, не изменять постановку упражнений.
2. Наблюдайте проблему в процессе. Проведите мысленные наблюдения о том, как группа взаимодействует во время упражнений, делайте заметки в вашей записной книжке, чтобы вспомнить позже, если пожелаете. Не вступайте вих борьбу во время постановки проблемы. Пусть ваше лицо не дает повода к разгадке (без выражения эмоций на лице).
Обязательные вопросы для обсуждения
1. ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ, ОБЩИЙ, ОТКРЫТЫЙ, ЗАКОНЧЕННЫЙ ОПРОС. Пример: «Что произошло во время этого упражнения?». Ответы на вопросы будут также общими, например: "Было действительно смешно?" или "Помните, когда... произошло?". Позвольте этой энергии израсходоваться. И переходите на другие вопросы.
2. ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ. Например: "Что вы узнали о себе во время этого упражнения?", "Что вы узнали о том, как они действовали как группа?". Ответы могут быть более детальными: «Я заметил, что мы невнимательно слушали друг друга" и т.д.
Сделайте общие наблюдения, если это необходимо, чтобы помочь. Если участникам приходится трудно при адресовании особо сложных вопросов, поддержите их, вставив одно, два общих слова, замечания: «С одной стороны я заметил, что группа..."
3. ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ К ДРУГИМ ОБЛАСТЯМ ИХ ЖИЗНИ. Например: "Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни: дома, в школе, на работе?" Ответы могут соотноситься со специфическими обстоятельствами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, и которые они узнали здесь и могут привести к положительным изменениям в их жизни.
Разбор элементов
Когда группа закончила упражнение, усадите всех в тесном кругу, в удобном месте.
Начните с искреннего признания их как группы. Скажите им, что вы хотели бы услышать от каждогоиз них несколько слов о полученном опыте. Пройдите по кругу так, чтобы каждый имел возможность высказаться. Это поможет перенести опыт упражнения в реальную жизнь. Пусть участники опишут свой опыт, и те идеи, которые вытекают из него. Обратитесь к тому моменту, когда они принимали решение во время упражнения, как они пришли к нему, и как шла борьба за это решение.
Некоторые вопросы, которые вы могли бы задать:
- На что было похоже быть там?
- Как вы принимали свое решение?
- Что происходило у вас в мыслях?
- Пусть расскажут о тех чувствах, которые они пережили, столкнувшись с проблемой, как они ее решали.
Вы хотите дать им возможность облечь в слова их опыт. Облечение этого опыта в слова поможет им сделать так, чтобы опыт казался реальным в тот момент, когда они достигли земли. Помогите им найти то, что они узнали из опыта и как это соотносится с их повседневной жизнью.
Если участник вашей команды решил не участвовать в высоком элементе, то важно, чтобы он был вознагражден в той же степени, что и любой другой. Способ вознаградить - это сказать: "Я хотел бы отметить вас за мужество сделать то, что вы считали правильным для себя".
Важно, чтобы участники действительно получили признание. Оно должно идти от сердца. Пусть они знают, какую большую работу они сделали. Пусть они не осуждают, чтоони сделали, если они начнут говорить: "Мне, пожалуй, следовало бы...". Тут напомните им, что они боролись за это, что это то, что важно, они видели свои проблемы и боролись за них.
Упражнения
Название упражнений | Технические характеристики | Инструкция участникам | ||
«Массаж по кругу» | Команда образует круг, стоя в затылок друг другу. Вы кладете руки на плечи впереди стоящему соседу. Теперь вы делаете массаж шеи, плеч, рук и спины так, как вы это сделали бы себе. Через 2 минуты дается команда «стоп». Стоя в кругу, поворачиваемся на 180о и продолжаем упражнение, поменяв партнера. | |||
«Имена» | Встав в круг участники кладут руки друг другу на плечи, опускают голову в низ, закрывают глаза. Каждый произносит собственное имя с интонацией, соответствующей его настроению и состоянию | |||
«Сидячий круг» | Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90° направо. А теперь попросите медленно сесть на колени друг к другу. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем. | |||
«Гусеница» | Прохождение "паровозиком" несложных препятствий, гусиный шаг в тоннеле, перелезания через бревна и т.п. Можно использовать при перемещении от одного упражнения к другому | |||
«Треугольники» | Повязки на глаза для всех членов команды, широкая комната (6х6 м), веревка длиной 6 м. Завязать всем членам группы глаза, только после этого запустить их в комнату и прочесть правила. Веревка лежит где-нибудь в комнате. | Где-то среди вас лежит веревка. Ваша задача – найти ее и сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник. Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала спросите: «Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?» Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и посмотреть на фигуру. | ||
«Платформа» | Платформа или что-то наподобие нее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1х1 м). | Ваша задача – уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края, и удержаться на ней 5-10 секунд. | ||
«Тролли» | Относительно пологая гора, длина склона которой 12 м, тролли – 2 шт – доска или бревно длиной 3 м, шириной 0,2 м, через каждые 0,4 м прибиты прочные веревки длиной 0,9 м. | Ваша задача – подняться по этой горе всей командой, не касаясь ее поверхности ни в одной точке, иначе вся команда будет вынуждена начать упражнение сначала. Вы можете использовать эти тролли. | ||
«Болото» | На земле из тонких бревен выложены зигзаги. Это «тропинка» через болото, в тропинке имеются разрывы до 1 м. Общая протяженность - около 20 м. | Задача команды от первого до последнего пройти через болото, взявшись за руки, не отпуская их и не оступаясь с тропинки. | ||
«Растяжка» | На 4 деревьях натянуты две параллельные веревки на расстоянии 1,5 метра друг от друга и на высоте 1 метр. Длина препятствия не менее 5 метров. | Задача – пройти в паре по веревкам, опираясь на другого человека. При малейшем дисбалансе - веревки раскачиваются. | ||
«Прогулка слепых» | Вся группа встает «паровозиком», впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза и кладут руки на пояс впередистоящему. Все одновременно начинают двигаться. Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие (около правой ноги), то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад. | |||
«Скала» | Бревно или любой другой бортик, шириной 20 см и длиной так, чтобы 10-11 участников встав «паровозиком», уместились впритык по легенде упражнения это - край отвесной скалы. | Ваша задача – встать так, чтобы первый с конца стал первым сначала, второй с конца – стал вторым сначала и т.д. при этом вы не должны касаться земли. Задача каждого – поддержать товарища, цепляющегося за тебя, во всяком случае - не стряхивать его с себя. В противном случае, вся команда начинает упражнение заново. | ||
«Переправа» | Платформа, на расстоянии 3 м от нее находится бесконечная прямая. Между ними вертикально висит веревка, не касающаяся земли, с узлами и петлями. За прямой находится банка с ручкой, наполненная водой. | Ваша группа стоит за линией. Ваша задача – перебраться за платформу всей командой и перенести туда банку с водой. Если вы касаетесь любой точки земли или проливаете хоть каплю воды, вся команда возвращается за линию и упражнение начинается сначала. | ||
«Электрическая стена» | Три столба, стоящие в вершинах треугольника (5х4х3 м), между которыми натянута веревка. Шест длиной 2,5 м и способный выдержать на себе взрослого человека. Высота «стены» 1,3 м. | Представьте себе, что это электрический провод, а вертикально вниз от провода находится воображаемая электрическая стена. Ваша задача – выбраться из этого треугольника, огороженного электрической стеной, не задев ее. В противном случае, вся команда возвращается вовнутрь и упражнение начинается заново. (пауза) Да! Вы можете, если захотите, использовать этот шест. | ||
«Путешественник» | Четыре (или три) палки длиной 50-60 см, способные выдержать одного человека, коридор или комната длиной 6 м. | Команде надо переправить одного члена группы от одного края коридора или комнаты до другого, при этом: Путешественник не должен касаться земли или других подручных средств; Палки не должны двигаться; Путешественник не должен касаться других членов команды. | ||
«Бревно» | На высоте 1, 5 метра за два конца подвешено бревно, на расстоянии 0,3 м от бревна по земле прочерчена полоса. Команда встраивается вдоль полосы и не имеет права ее преступать | Задача команды перелезть на другую сторону качающегося бревна при этом не заступая за полосу | ||
«Паутинка» | Паутина из веревок, имеющая минимум 11 ячеек, в которые можно пропихнуть участника (0,8х0,2 м). | Ваша задача – пролезть всей командой с одной стороны паутины на другую, причем, не касаясь ни одной ее части. В противном случае, вся команда возвращается и упражнение начинается сначала. Учтите, что каждую ячейку можно использовать лишь единожды. Помните, что уже прошедший упражнение участник не может вернуться и помочь команде. | ||
«Стена» | Отвесная стена, бесконечная в ширину и высотой 3 м. Наверху должна быть какая-то площадка. | Ваша задача – переправить всю команду через стену, причем на стене может быть не больше трех человек. Если допускается ошибка, упражнение начинается сначала. | ||
«Восковая палочка» | Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! После прохождения через круг всех участников, проводите обсуждение ваших чувств. | |||
«Падение в парах» | Для этого упражнения группа самостоятельно разбивается на пары. Один из участников встает за спиной другого – он страхующий, на расстоянии 1,5 м. По команде страхующего «Падай!», стоящий к страхующему спиной начинает падать назад, не отрывая пятки от земли. Страхующий подхватывает падающего под руки. Падайте ровно, страхующему будет легче поймать вас. Доверьтесь другу, а потом поменяйтесь с ним местами. | |||
«Траст-фол» или Падение на доверие | Невысокая стена высотой 1 м, лучше кирпичная, толщиной 20 см, такая, чтобы один человек мог спокойно стоять на ней, не соскальзывая. Вся команда встает перпендикулярно стене в два ряда лицом друг к другу, согнув руки в локтях и вытянув их вперед. Один человек из группы встает на стену, спиной к группе, скрещивает руки на груди, напрягает все свои мышцы и спрашивает: «Страховка готова?» Ответ группы: «Готова». Ведущий, если все в полном порядке, говорит: «Падай!» Участник падает спиной назад, как «коп», на руки других членов группы (ладони развернуты вверх). Задача – преодолеть собственный страх, доверится команде, расслабиться и упасть "солдатиком", абсолютно выпрямившись, иначе вес напряженного тела будет неправильно распределен, что вызовет ощутимый удар пятой точкой. | |||
«Двойной траст фол» | Требует усиленного внимания ведущего и готовности в любой момент подстраховать участников | Все как в предыдущем упражнении, только второй член команды ложится на землю под между членами команды, которые ловят падающего с высоты. | ||
«Прямое падение» | Упражнение не представляет никаких сложностей, кроме сложностей психологического характера. Попробуйте упасть вперед, не отрывая носков от земли, спружинив падение руками, и приняв упор лежа. Не сгибайте ноги. Переборите себя! Вы можете! | |||
«Горная стена» | Кирпичная стена высотой 6-8 м, в которой на расстоянии 0,2-0,6 м сделаны выбоины глубиной 1-1,5 см. каждый участник, обязательно с верхней страховкой, должен поднятья по этой стене. Спуск производится на страховочной веревке. | В жизни все не раз восхищались мастерством альпинистов-скалолазов. Предложите группе покорить свою «первую высоту». Помните, что основной упор должен приходиться на ноги поднимающегося. Упражнение категорически запрещается проводить без опытного инструктора или медика. | ||
«Живая лестница» | Стена высотой 1,6 мс площадкой на верху. Колья длиной до 0,6 м, способные выдержать вес взрослого человека. | Команде необходимо подняться на стену. До стены нельзя дотрагиваться руками, а помогающим нельзя держать забирающегося за ноги. | ||
«Качающееся бревно» | Бревно, длиной до 3 м и диаметром до 0,4 м подвешивается за концы на высоте не более 0,2 м над землей. | Каждому участнику необходимо пройти от одного конца до другого. | ||
«Магические квадраты» | Перед группой начерчена на полу сетка из квадратов 10х10. У ведущего в руках лист бумаги с подобными квадратами, по которым проложен маршрут. | Вам дается 5 минут на обдумывание как выполнить задание. Вам всем необходимо построиться друг за другом и по очереди попробовать перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут. Если вы делаете неверный шаг, то звучит сигнал «бип», и вы должны вернуться. Наступает очередь попробовать пройти следующему участнику группы. | ||
«Монстр» | Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. | |||
«Электроцепь» | Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» - всем надо одновременно встать. | |||
«Лабиринт» | Закройте глаза повязками. Двигайтесь командой к следующему упражнению, сделайте «мини-прогулку слепых». Попросите участников отойти друг от друга и сопроводите каждого к старту. | |||
«Биг-мак» | Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, Биг-мак, ковер-самолет). Затем объясните, что по условиям игры нужно закрыть глаза и не открывать их до конца упражнения и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. | |||
«Тропа индейцев» | Задача состоит в том, чтобы всей командой пройти по канату от начала до конца, не касаясь земли. Если кто-либо касается земли, вся команда возвращается назад и начинает упражнение снова. Если участник находится на земле, то он не может дотрагиваться до тех, кто находится на канате. | |||
«Рама» | Задача состоит в том, чтобы переправить эту раму отсюда за ту линию вон там. Один человек должен касаться рамы в течение всего упражнения, но он не должен касаться земли. Все остальные участники не могут приблизиться к раме ближе, чем на 5 метров. Рама может иметь с землей не менее одной и не более двух точек касания. Когда она находится между двух линий, веревки не должны касаться земли. | |||
«Узелки» | Участники образуют круг и берутся за руки. Теперь попросите их расцепить и схватить ребят напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не расцепляя рук, распутать узел и образовать снова круг. | |||
«Отжимания» | Разбейтесь на группы по 4 человека. Лягте на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы вашими телами (ваши пятки почти касаются левого плеча соседа). Теперь подвиньтесь все ближе к центру так, чтобы ваши ноги легли на талию соседа. Задача упражнения – отжаться от земли, чтобы в нее упирались только руки, и продержаться некоторое время. Подниматься всем вместе на счет «три». | |||
«Трапеция» | На дереве (лучше сосна), на высоте 10-13 м, закреплена площадка 30х30 см., допускается толстый сук или срубленная поверхность ствола. На стволе закреплена веревочная лестница или прибиты бруски для подъема. На расстоянии 1,5-2 м перед площадкой подвешивается трапеция. Между соседними деревьями натягивается основная веревка, к которой крепится страховка и сама трапеция Страховка автоматически задерживает падение на высоте 2 метров. | Это упражнение выполняется индивидуально каждым участником по желанию. Вся команда держит в руках страховочную веревку. Член группы со страховкой забирается на сосну. Затем ему надо сделать прыжок на трапецию, висящую впереди и, опустив руки, упасть. Задача команды удержать страховку и поддерживать товарища при выполнении прыжка. | ||
Приложение № 1