Указания к ведению тетради

Луганский национальный аграрный университет

Биолого-технологический факультет

Кафедра технологии производства и переработки

Продукции животноводства

И.И. Гаранович, Д.Д. Чертков, Н.А. Гарская, Я.П. Крыця

Рабочая тетрадь

Для лабораторно-практических занятий

По гигиене животных – модуль № 3

«Санитарно-гигиеническое состояние почвы и защита ее от загрязнения»

для студентов стационара и заочной формы обучения по специальности «Технология производства и переработки продукции животноводства».

Луганск

УДК: 619:614.9(076)

Авторы: доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Гаранович И.И., заведующий кафедрой технологии производства и переработки продукции животноводства профессор Чертков Д.Д, доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Гарская Н.А., доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Крыця Я.П.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с Программой учебной дисциплины «Гигиена животных» для подготовки специалистов ОКУ «бакалавр» направления 6.090102 «Технология производства и переработки продукции животноводства» в высших учебных заведениях ІІІ-ІV уровня аккредитации. – Киев, "Аграрна освіта", 2010 г., утвержденной Департаментом аграрного образования, науки и советничества Министерства аграрной политики Украины.

Рецензент: кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии животных Ковалевский Н.А.

Рабочая тетрадь составлена на 22 листах машинописного текста и включают 3 темы лабораторных занятий.

Рабочая тетрадь рассмотрена и утверждена на заседании методического Совета биолого-технологического факультета Луганского национального аграрного университета.

Протокол № -___ от______________2013.

Содержание

Введение 4

Темы лабораторных занятий:

Тема 1. Санитарно-топографическое обследование почвы. Определение механического состава и физических свойств почвы. 5

Тема 2. Исследование химического состава и биологических свойств

почвы. 8

Тема 3. Правила отбора средней пробы кормов для санитарно-гигиенических исследований. Методы определения качества грубых кормов. 10

Тема 4. Изучение основных методик анализа зерновых и концентрированных кормов. 15

Тема 5. Изучение основных способов контроля санитарного качества сочных кормов. 18

Рекомендованная литература 22

Введение

Рабочая тетрадь предназначена для студентов стационара и заочного отделения биолого-технологического факультета.

Тетрадь предполагает своей целью:

1. Облегчить усвоение обширного теоретического материала, предусмотренного программой.

2. Направить внимание студентов на изучение основных параметров, характеризующих состояние почвы и доброкачественность кормов для животных.

3. Привить навыки практической работы по определению основных показателей санитарного состояния почвы и доброкачественности кормов.

Указания к ведению тетради

При подготовке к занятию студент должен:

1.Ознакомиться с общим объёмом работы на текущее занятие.

2.Подготовить ответы на контрольные вопросы по теме занятия.

4.Выучить методику выполнения лабораторной работы.

5.Зарисовать и обозначить указанные приборы и оборудование, которые используются в данной лабораторной работе.

6.Проработать тестовые задания (самостоятельная работа), рассмотреть примеры расчетов в соответствующих темах.

7.Обобщив изученный материал по теме, внести нормативные данные в предлагаемую в конце занятий таблицу.

В ходе занятия студент должен:

1. Уверенно отвечать на контрольные вопросы по теме занятия.

2. Рассказывать ход выполнения лабораторной работы.

3. Уметь объяснять устройство и принцип действия приборов, которые используются в данной лабораторной работе, правила работы с ними.

4. Выполнить лабораторную работу, полученные данные занести в таблицу. Выполнить необходимые расчеты.

5. Сравнив полученные в ходе выполнения лабораторной работы данные с нормативными, сделать выводы.

ЛПЗ № 1

Тема 1:Санитарно-топографическое обследование почвы. Определение механического состава и физических свойств почвы.

Цель занятия:Ознакомиться с методами санитарно-топографического обследования почвы и исследования почвы при изучении ее механического состава и физических свойств.

Материалы и оборудование: Пробы почвы; набор сит; почвенные термометры; стеклянные трубки; мерный цилиндр; цилиндр с сетчатым дном.

Контрольные вопросы:

1. Почва и ее влияние на климат и состояние организма животных.

2. Основные свойства почвы (механический состав, водные, воздушные, тепловые свойства).

3. Правила отбора средней пробы почвы для исследования.

4. Содержание акта санитарно-топографического обследования участка почвы.

5. Дайте определение почве.

6. Чем объясняется (и в каких случаях) необходимость проведения санитарно-гигиенической оценки почвы?

7. По каким критериям проводят санитарно-топографическое обследование почвы?

8. Что называют механическим составом почвы и какое он имеет санитарно-гигиеническое значение?

9. Принцип определения механического состава почвы.

10. Что называют пористостью почвы, ее санитарно-гигиеническое значение и принцип определения?

11. Что называют влагоёмкостью почвы, ее санитарно-гигиеническое значение и принцип определения?

12. Что называют водопроницаемостью почвы, ее санитарно-гигиеническое значение и принцип определения?

13. Что называют капиллярностью почвы, ее санитарно-гигиеническое значение и принцип определения?

14. По каким показателям физических свойств можно отнести почву к категории желаемых с зоогигиенической точки зрения?

Практическая работа.

1.Рассмотреть имеющееся в лаборатории оборудование для изучения механического состава и физических свойств почвы.

2.Используя учебные таблицы, практикумы и методические указания, зарисовать в таблице 1 и обозначить оборудование для изучения механического состава и физических свойств почвы. Ознакомиться с их устройством и принципом действия. Отметить их назначение.

Таблица 1. Оборудование для изучения механического состава и физических свойств почвы

Рисунок прибора (или установки) Устройство прибора (установки) Принцип действия Назначение  
       
       
       
       

3.Определить механический состав и физические свойства почвы, взятой для исследования, по следующей схеме (таблица 2):

Таблица 2. Механический состав и физические свойства

Исследуемой почвы.

    Проба почвы % песка % пыли Тип почвы цвет запах Пористость почвы, % Водопроницаемость, мин. Влагоемкость, %
               
               
               

Место для расчетов:

4.Дайте санитарную оценку механическим и физическим свойствам исследованных проб почвы.

Общий вывод:

ЛПЗ № 2

Тема 2: Исследование химического состава и биологических свойств почвы.

Цель занятия:Ознакомиться с методами исследования почвы при изучении ее химического состава и биологических свойств.

Материалы и оборудование.Пробы почвы; колба на 500 мл; 7%-ный раствор гидроксида калия; реактив Несслера; реактив Грисса; ФЭК; чашки Петри; среда Эндо; пробирки.

Контрольные вопросы:

1. Как приготовить водную вытяжку из почвы для проведения анализа?

2. По каким показателям химического анализа можно судить о загрязненность почвы органическими веществами?

3. Методика определения окисляемости почвы.

4. Методика определения аммиака (аммиачных солей) в почве.

5. Методика определения хлоридов в почве.

6. По каким показателям определяют наличие фекальную загрязненность почвы?

7. Как провести гельминтологическое исследование почвы?

8. О чем свидетельствуют показатели коли-титра и титра и CI. erfringens?

9. По каким показателям анализа можно судить о давности фекального загрязнения и за поэтапным ходом процесса самоочищения почвы?

15. Методы санитарной охраны почвы при ведении животноводства.

16. Санитарно эпизоотическая оценка навоза.

17. Виды навоза (навозных стоков) по их физическому состоянию.

18. Конструктивные особенности навозохранилищ.

19. Санитарно-гигиенические аспекты использования навоза и навозных стоков.

20. Как определить суточный выход навоза и выход навоза за стойловый период?

21. Как определить выход навозных стоков и рассчитать необходимую емкость навозосборника?

22. Как рассчитать необходимую площадь навозохранилища?

Практическая работа.

1. Рассмотреть имеющееся в лаборатории оборудование.

2. Ознакомиться с правилами и порядком проведения химического анализа пробы почвы.

3. Определить химические свойства образца почвы: содержание аммиака, нитритов.

4. Дать оценку полученным показателям.

5. Ознакомиться с правилами и порядком проведения бактериологического и гельминтологического исследования пробы почвы.

6. Провести бактериологическое и гельминтологическое исследования пробы почвы.

Общий вывод:

ЛПЗ № 3

Тема 3: Правила отбора средней пробы кормов для санитарно-гигиенических исследований. Методы определения качества грубых кормов.

Цель занятия: Ознакомиться с правилами отбора средней пробы кормов для санитарно-гигиенических исследований. Овладеть основными методами определения качества грубых кормов.

Материалы и оборудование: пробы сена, соломы, мякины, листы белой бумаги, стеклянные стаканчики с крышечками, емкость с горячей водой, весы технические и аналитические, эксикатор, сушильный шкаф, бюксы металлические, ножницы, атлас-определитель травянистых растений и плесневых грибов, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, пипетки, фильтровальная бумага, микроскопы.

Контрольные вопросы:

1. Правила отбора средней пробы разных видов и групп кормов для санитарно-гигиенических исследований.

2. Дать определения следующим понятиям: партия корма, точечная проба, объединенная проба, представительная проба, средняя проба, навеска.

3. Основные причины ухудшения санитарного качества грубых кормов.

4. Правила отбора и пересылки проб грубых кормов для исследования в лаборатории.

5. Органолептические показатели сена и оценка по ним качества корма.

6. Органолептические показатели соломы и оценка по ним качества корма.

7. Наиболее распространенные ядовитые растения Луганской области.

8. Как зависит ядовитость растений от их физического состояния (примеры).

9. Грибы, обитающие на живых растениях, их токсикологическое значение и мероприятия по профилактике.

10. Грибы, паразитирующие на мертвых субстратах растений, их токсикологическое значение и мероприятия по профилактике.

11. Охарактеризуйте органолептические показатели недоброкачественной мякины.

12. Основные причины возникновения микозов и микотоксикозов у животных.

13. Критерии оценки влажности сена и соломы, методы определения.

Практическая работа.

1. Рассмотреть имеющиеся в лаборатории приборы и оборудование.

2. Пользуясь практикумами, методическими рекомендациями и таблицами, зарисовать и обозначить наиболее распространенные ядовитые растения Луганской области в таблице 3.

Таблица 3. Наиболее распространенные ядовитые растения

Луганской области.

Рисунок   Название научное и бытовое Место произрастания, ареал распространения в пределах Луганской области. Культурные растения, которые чаще всего засоряет.
       
       
       
       
       
       

3. Повторить правила отбора средней пробы грубых кормов для санитарно-гигиенических исследований.

4. Из объединенной пробы сформировать среднюю пробу сена (соломы) и провести органолептический анализ. Результаты записать в таблицу 4:

Таблица 4. Результаты органолептического анализа грубых кормов.

Вид корма, № пробы Цвет (блеск) Однородность Запах Влажность, %
  сено   солома          

5. Сделать предварительный вывод.

Вывод:

6. Определить время сбора сена. Данные занести в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты определение времени сбора сена.

Вид корма, № пробы цвет Наличие цветков, соцветий, семян, их характеристики Наличие листьев на стебле запах время сбора
             

7. Определить ботанический состав сена, используя определители растений.

8. Определить наличие и процентное содержание примесей в сене (соломе), используя соответствующее оборудование.

9. Определить поражённость грубых кормов плесневыми грибами визуально. Приготовить микропрепарат, рассмотреть под микроскопом, сравнить с атласов плесневых грибов и сделать заключение.

Заключение:

10. Сделать общий вывод о доброкачественности исследованных кормов.

Общий вывод:

ЛПЗ № 4

Тема № 4: Изучение основных методик анализа зерновых и концентрированных кормов.

Цель занятия: Ознакомится с основными методиками анализа зерновых и концентрированных кормов.

Материалы и оборудование: пробы зерна, комбикорма, листы белой, черной и голубой бумаги (40 х 40), чистое стекло (40 х 40), подковообразный магнит, стеклянные стаканчики с крышечками, фарфоровая чашка, емкость с горячей водой, ситечко, водяная баня, фарфоровый тигель, эксикатор, часы, весы технические и аналитические, пурка, нож, деревянная доска, атлас-определитель плесневых грибов, атлас-определитель амбарных вредителей, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, часовое стекло, пипетки, фильтровальная бумага, лабораторные сита, лупа, микроскопы, 1%-ный раствор перманганата калия, четыреххлористый углерод.

Контрольные вопросы:

1. Причины, приводящие к порче концентрированных кормов.

2. Грибы, поражающие живые растения, и паразитирующие на концентрированных кормах в результате неправильного их хранения.

3. Семена ядовитых растений, встречающиеся в зернофураже, мучнистых и комбинированных кормах. Последствия поедания животными семян ядовитых растений.

4. Основные представители амбарных вредителей и их токсикологическое значение.

5. Ядовитые и механические примеси в концкормах и методы их определения.

6. Методы оценки доброкачественности концкормов.

Практическая работа.

1. Провести органолептическую оценку отобранных образцов зерна.

Данные занести в таблицу 6.

2. Используя необходимое оборудование, определить абсолютную массу и натуру отобранных образцов зерна. Данные занести в таблицу 6.

3. Определить наличие примесей (разных видов) в исследуемом зерне. Данные занести в таблицу 6.

5.Исследовать зерно на пораженность (в том числе и скрытой формы) амбарными вредителями (использовать атлас-определитель амбарных вредителей). Данные занести в таблицу 6.

Таблица 6.Результаты анализа зерна:

Проба зерна (вид, № пробы) однородность цвет запах вкус Влажность, % Натура зерна, г/л Сорная примесь Зерновая примесь Вредная примесь Пораженность амбарными вредителями
                       
                       
                       
                       

5. Сделать заключение о доброкачественности исследуемых проб зерна.

Заключение:

6. Провести органолептическую оценку отобранных образцов комбикорма.

Данные занести в таблицу 7.

7. Определить крупность помола комбикорма. Данные занести в таблицу 7.

8. Определить наличие примесей (разных видов) в исследуемом комбикорме. Данные занести в таблицу 7.

Таблица 7.Результаты анализа комбикорма:

Проба зерна (вид, № пробы) однородность цвет запах вкус Влажность, % Крупность помола Наличие примесей
                 
                 
                 
                 

9. Сделать заключение о доброкачественности исследуемых проб комбикорма.

Заключение:

Общий вывод:

ЛПЗ № 5

Тема № 5: Изучение основных способов контроля санитарного качества сочных кормов.

Цель занятия: Ознакомится с основными способами контроля санитарного качества сочных кормов.

Материалы и оборудование: пробы силоса, сенажа, картофеля, стеклянные стаканчики с крышечками, фарфоровая чашка, стеклянная чашка, емкость с горячей водой, универсальная индикаторная бумага, водяная баня, часы, весы технические и аналитические, препаровальные иглы, пипетки, металлическое сито, воронка, центрифужные пробирки, центрифуга, проволочная петля, микроскоп, предметные стекла, фильтровальная бумага, лупа, стеклянная палочка, охлажденная кипяченая вода, насыщенный раствор поваренной соли, дифениламин, концентрированная серная кислота, крепкая уксусная кислота (80-90%), 5 %-ный раствора перекиси водорода.

Контрольные вопросы:

1. Органолептические показатели доброкачественного силоса и сенажа.

2. Причини порчи силоса и сенажа.

3. Кислотный состав силоса и сенажа. Санитарно-гигиенические требования по этим показателям.

4. Причины загрязненности силоса и цель определения этого состояния.

5. Санитарно-гигиенические требования при закладке на хранение сенажа.

6. Способы оценки доброкачественности сенажа.

7. Причини порчи картофеля и способ выявления солонина в ней.

8. Условия, при которых возможно возможное накопление нитратов (нитритов) в свекле и способы их определения.

9. Правила скармливания вареной свеклы, картофеля с повышенным содержанием солонина.

Практическая работа.

1. Провести органолептическую оценку отобранных образцов силоса и сенажа. Данные занести в таблицу 8.

2. Определить реакцию рН силоса. Данные занести в таблицу 8.

Таблица 8. Результаты органолептической оценки сочных кормов.

Проба корма (вид, № пробы) консистенция цвет запах вкус Влажность, % структура рН
                 
                 
                 
                 

3. Используя данные таблицы 8, дайте хозяйственную оценку силоса по А.Н.Михину.

Место для расчетов:

Заключение:

4. Используя данные таблицы 8 дать хозяйственную оценку сенажа по Б.Н.Хмелевскому.

Заключение:

5. Исследуйте отобранные корнеклубнеплоды на содержание зародышей гельминтов. Сделайте заключение.

Заключение:

6. Определите наличие нитратов и нитратов в свекле. Сделайте заключение.

Заключение:

7. Определите наличие соланина в картофеле. Сделайте заключение.

Заключение:

8. Определите поражение клубней картофеля, используя соответствующий иллюстративный материал. Сделайте заключение.

Заключение:

9.Сделайте вывод о доброкачественности исследованных корнеклубнеплодов.

Общий вывод:

Рекомендованная литература

1. Лекции.

2.Демчук М.В., Чорний М.В., Захаренко М.О., Високос М.П. Гігієна тварин: Підручник. Друге видання. – Харків: Еспада, 2006. – 520 с.

3. Гігієна тварин / Демчук М. В., Чорний М. В., Високос М. П., ПавлюкЯ.С.; за ред. М.В. Демчука. – К.: Урожай, 1996. – 384 с.

4. Чикалев А.И. Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – 224 с.

5. Храбустовский М.Ф., Демчук Н.В., Онегов А.Н. Практикум по зоогигиене. – М.: Колос, 1984.

6. Волков Г.К. Справочник зоогигиенических нормативов для животноводческих объектов. – М.: Агропромиздат, 1986.

7. Ковалевский Н.А., Медведев А.Ю., Гарская Н.А. Санитарно-гигиенический контроль качества кормов// Методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу «Гигиена животных» для студентов факультета ветеринарной медицины. – Луганск: Изд-во ЛНАУ, 2003.

8. Кузнецов А.Ф. Гигиена содержания животных //Справочник.-СПб.:Лань, 2003.-640 с.

9. Гаранович И.И., Чертков Д.Д., Гарская Н.А., Крыця Я.П. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине „Гигиена животных” модуль № 3 - «Санитарно-гигиеническое состояние почвы и защита ее от загрязнения»для студентов стационара и заочной формы обучения биолого-технологического факультета по специальности «Технология производства и переработки продукции животноводства». – Луганск, Изд-во ЛНАУ, 2013 г.

10. Гаранович И.И., Чертков Д.Д., Гарская Н.А., Крыця Я.П. Методические рекомендации для подготовки к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине „Гигиена животных” модуль № 3 - «Санитарно-гигиеническое состояние почвы и защита ее от загрязнения»для студентов стационара и заочной формы обучения биолого-технологического факультета по специальности «Технология производства и переработки продукции животноводства». – Луганск, Изд-во ЛНАУ, 2013 г.

Наши рекомендации