Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.
Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.
РОМАНТИЗМ (конец XVII первая треть XIX века)
Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Толчок для зарождения: Французская революция 1789-1794 гг.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения (XVIII век) и совпадает с промышленным переворотом.
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
Термин появился в конце XVIII в., когда романтическим (романическим) называли всё необыкновенное, волнующее, похожее на то, что описывают в романах. Понятие «романтизм» соотносили также с культурой романских племён, способствовавших падению Римской империи, то есть с «дикостью», противоположной возвышенной античной классике.
В начале XIX в. романтизм - новое направление, противопоставившее себя классицизму.
Характерные черты
- историзм
- народность
- романтическая ирония
- двоемирие
- синтез искусств
- индивидуализм, культ личности
Излюбленный герой — художник, в широком смысле слова: писатель, поэт, живописец, музыкант. Музыку считали высшим из искусств.
Романтики сосредотачиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир героя весь состоит из противоречий.
Общие черты романтизма
- осознание катастрофической раздробленности Нового времени и побег от него в мир иллюзии, мечты, сказки, результатами чего стали двоемирие и романтическая ирония
- интерес к экзотическому, необычайному, фантастическому
- интерес к фольклору, национальной истории, национальному колориту
- невероятные ситуации и неординарные герои
- мифологизация действительности через обращение к символизации, гротеску, фантастике
Новая система жанров
- лиро-эпическая и лиро-драматическая поэма (Байрон)
- романтическая драма (Гюго)
- сказка (Гофман, братья Гримм)
- исторический роман (Скотт)
- фантастическая новелла (По, Гофман)
Проблематика и поэтика поэмы Байрона «Дон Жуан».
Эпическая поэма — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» - важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики.
- В поэме два героя — Дон Жуан и автор
- Сюжетные перипетии — герой активный — Дон Жуан
- Лирические отступления и философские рассуждения — автор, который высказывает революционные взгляды, но не имеет возможности действовать.
- Автор осмысляет большие нравственные, социальные, политические проблемы современности.
- В поэме Байрон не показывает, каким он представляет будущее человечества, но выражает надежду, что «только революция, наверно, избавит старый мир от всякой скверны».
- На протяжении всего произведения Байрон громит реакционеров — продажных поэтов, писателей, публицистов. Начиная с посвящения он высмеивает поэтов «озерной школы», которым никогда не удастся понять, что нельзя «за океан (поэзии) озера принимать».
- Отповедь получают и философы и экономисты, ставшие идеологами реакции.
- Байрон утверждает веру в разум человека
Шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове. На протяжении последних семи лет своей жизни, поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла (задумывался эпос в 24 песнях, и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончить повествование гибелью Дон Жуана во Франции в период Великой французской революции).
Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.
РОМАНТИЗМ (конец XVII первая треть XIX века)
Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Толчок для зарождения: Французская революция 1789-1794 гг.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения (XVIII век) и совпадает с промышленным переворотом.
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
Термин появился в конце XVIII в., когда романтическим (романическим) называли всё необыкновенное, волнующее, похожее на то, что описывают в романах. Понятие «романтизм» соотносили также с культурой романских племён, способствовавших падению Римской империи, то есть с «дикостью», противоположной возвышенной античной классике.
В начале XIX в. романтизм - новое направление, противопоставившее себя классицизму.
Характерные черты
- историзм
- народность
- романтическая ирония
- двоемирие
- синтез искусств
- индивидуализм, культ личности
Излюбленный герой — художник, в широком смысле слова: писатель, поэт, живописец, музыкант. Музыку считали высшим из искусств.
Романтики сосредотачиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир героя весь состоит из противоречий.
Общие черты романтизма
- осознание катастрофической раздробленности Нового времени и побег от него в мир иллюзии, мечты, сказки, результатами чего стали двоемирие и романтическая ирония
- интерес к экзотическому, необычайному, фантастическому
- интерес к фольклору, национальной истории, национальному колориту
- невероятные ситуации и неординарные герои
- мифологизация действительности через обращение к символизации, гротеску, фантастике
Новая система жанров
- лиро-эпическая и лиро-драматическая поэма (Байрон)
- романтическая драма (Гюго)
- сказка (Гофман, братья Гримм)
- исторический роман (Скотт)
- фантастическая новелла (По, Гофман)