Романтизм в Германии. Периодизация и характеристика основных этапов.

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.

Йенская школа — группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атеней», где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма.

Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», — пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства.

Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.

Гейдельбергская школа романтизма (нем. Heidelberger Romantik) — второе после йенского поколение немецких романтиков, которое группировалось вокруг Гейдельбергского университета в великом герцогстве Баден. Главные представители — Ахим фон Арним и его зять Клеменс Брентано.

В целом гейдельбергская школа носила националистический характер (одно из первых проявлений романтического национализма). Рост национального самосознания гейдельбержцев связан, прежде всего, с неприятием государственных реформ, насаждаемых Наполеоном на захваченных им территориях.

В рамках гейдельбергского романтизма оформилось первое научное направление в изучении фольклора — мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для мифологической школы характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства», как о «ядре, центре поэзии». Окончательно мифологическая школа оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм .Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор – бессознательное и безличное творчество «народной души».

Романтическая литература развивалась в Германии начиная середины 90-х годов XVIII века и была господствующим направ­лением в течение всей первой трети следующего столетия.

Романтизм проник во все сферы искусства. Романтические писатели и поэты — Новалис, Людвиг Тик, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Ахим Арним, Клеменс Брентано, Иозеф Эйхендорф, Генрих Клейст, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Адельберт Шамиссо и др.— образовали целую художественную школу, знаменовавшую собой зна­чительный этап в эстетическом развитии нации. Живописцы ро­мантического направления — Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Фридрих Овербек, Мориц фон Швинд и др.— ломали традиционные формы классицистического искусства, создавали ис­полненные настроения пейзажи или символические картины, связывающие воедино цвет и форму, явления природы и мироздания и человеческого бытия. Романтическое мироощущение вызвало к жизни широкое развитие музыкальных жанров. Опираясь на опыт гениальных композиторов Моцарта и Бетховена, композиторы-романтики Франц Шуберт, Карл Мария Вебер, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон-Бартольди, Рихард Вагнер развили вокальное и оперное искусство, широко использовали элементы народной песенной традиции и народных сказаний.

Низменной, сугубо мате­риальной природе окружающей действительности немецкие романтики противопоставляли искусство и красоту человеческих отноше­ний. Они создали культ дружбы и любви. Огромное этическое значение романтического понимания любви заключалось в утвер­ждении избранности, неповторимости этого чувства, примата ду­ховного над физическим, в требовании внутренней близости, взаимопонимания и душевной гармонии любящих.

Наиболее полное выражение духовного начала романтики виде­ли в музыке. Музыкант, поэт, живописец — главный объект ху­дожественного осмысления в немецкой романтической литературе. Творческая одаренность — высшая форма развития личности. Искусство способно к глубочайшему познанию жизни. «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого», — писал Новалис.

Наши рекомендации