Моделирование образно3смыслового значения
Природных стихий на основе внутренне присущего
Им характера движения
Напряженно
Спокойно
Таблица № 2
Моделирование образно3смыслового значения
Времен года
Напряженно
__
_____'__
_
_________
_
_9 __
_
________
_
_
_#____
_
_
_
_5____
_
Спокойно
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
",_
(__) *_ _________ ______________ ________
",_
Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам дви_
жения значения интроверсииэкстраверсии и стабиль
ностинейротизма, мы получим следующую модель
четырех классических типов темперамента и заодно —
ведущих эмоций, которые им присущи.
Таблица 3
Модель темперамента по Айзенку
Нейротизм
Стабильность
Таблица 4
Моделирование темпераментов по Айзенку
И характера музыки
Минор
Стабильность
2___$__ __
___ ___________
_______
(____ __
___ ___________
_____
8_____ __
___ ___________
___________
%___ _ __
___ ____________
________
_
Теперь по аналогии мы произведем моделирова_
ние эмоций в музыке и в изобразительном искусстве.
Поскольку темперамент человека отражает наи_
более существенные признаки эмоциональной жиз_
ни, а музыка нацелена на то же самое, то, заменяя в
этой модели параметр «нейротизмстабильность» на
музыкальный параметр «мажорминор», а «интро
версиюэкстраверсию» — на параметр «медленно
быстро», мы получим способ моделирования эмоций
в музыке. Мы имеем право это сделать, т. к. нейро_
тизм характеризуется беспокойством и тревожной
минорной окраской, а спокойствие — спокойствием
и мажором. Темп психической активности у интро_
вертов, как правило, более медленный и они доволь_
но ригидны, т. е., мало подвижны в психическом
отношении, а экстраверты отличаются более быст_
рым темпом психической жизни. Таким образом мы
получаем модель отражения в музыке основных эмо_
ций человека:
2___$__ __
_
2____________*_
_______
:______ _*_
_____________
(____ __
_
2_____ _____*__
_______
;____*_
!_"__#$%_
8_____ __
_
<____ _*_
&___"___
_
_
2____________*_
_______
%___ _ __
_
<__$____*__
3_____='__________
_____ _ __________
___(_)*_
2__________*_
_______
Попутно заметим, что в классической симфонии
ее части следуют в определенном порядке. Сначала
идет динамичная и драматическая первая часть, за_
тем медленное Анданте или Адажио, третья часть —
шутливое Скерцо, переходящее в четвертой части в
жизнеутверждающий финал, т. е. в данной модели дви_
жение эмоциональных состояний идет против часо_
вой стрелки по кругу, начиная с позиции Холерика и
заканчивая состоянием Сангвиника. Интересно, что та
же последовательность изменения эмоционального
состояния пациента происходят и в методе лечения
неврозов, именуемым наркопсихотерапией.
Пользуясь данной моделью, мы можем класси_
фицировать по выражаемым эмоциям не только му_
зыкальные произведения, но и картины различных
художников. Для этого надо заменить параметр ма
жорминор на параметр колорита — мрачныйсвет
лый, параметр движения мы при этом трогать не
будем.
Интро_
версия
Экстра_
версия
Медлен_
но
Быстро
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
",!
(__) *_ _________ ______________ ________
",
Таблица 5
Моделирование эмоций в цвете в изобразительном
Искусстве
Колорит мрачный
были описаны в работах К. Юнга, также могут уклады_
ваться в эту же двухфакторную модель.
Каждый из открытых К. Юнгом архетипов имеет
четкое эмоционально_смысловое содержание, реали_
зующееся в своих особых, специфических формах по_
ведения. Они могут быть выражены как при помощи
музыки, так и при помощи других видов искусства.
Таблица 7
Соотношение образного характера музыки
И архетипических образов по К. Юнгу.
Минор
+______
_
#>_#______>_
_
,_-_ (___
_
.____
_
2>_!_____>_
_
/_______
_
_
0__________
_
)>_. ___ >_
_
1 ___________
___2______
_
3_______
_
<>_.____ __>_
_
'_______
_
Колорит светлый
На основании этой модели Г. Айзенка можно клас_
сифицировать и динамические особенности личности
различных писателей, художников, композиторов. В ис_
кусствоведческой литературе существует большое ко_
личество высказываний различных деятелей искус_
ства о том, что каждый композитор, писатель, худож_
ник всю жизнь создает одно и то же произведение,
только под разными названиями. Такое единство твор_
чества обусловлено предрасположенностью каждого
большого Мастера к определенным сюжетам, образам
и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Рек_
вием, а Чайковский — праздничную увертюру «1812
год», их природные темпераменты, если судить по жиз_
ненным проявлениям, оказываются диаметрально про_
тивоположными.
Мы понимаем большой схематизм этой модели, но
предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить
идею единства мира и взаимосвязи существующих в
нем явлений.
Если пойти еще глубже, то можно увидеть, что
архетипы коллективного бессознательного, которые
2___$__ _ _
_
._____4_
1_____4_
5_________
(____ _ _
_
+ (__4_
,___6_____4__
1___
8_____ _ _
_
7_____4_
+______4_
_______
%___ _ _ _
_
_____(__
0_________
_______
Таблица № 6
Классификация писателей, художников и