Обучение правилам размещения изображений на изобразительной плоскости
Знакомство учащихся с правилами размещения изображения на листе бумаги начинается с работы над понятием «край (середина) листа бумаги».
Предварительно детей нужно познакомить с объектами изображения-образцами народного творчества: дымковскими расписными игрушками, филимоновскими и абашевскими игрушками- свистульками, матрешками (семеновской, загорской, полховской) или др. (рис. 2), в доступной форме рассказать о происхождении народной игрушки, ее национальном характере, о художественных особенностях и достоинствах, отметить сходство и различие в , форме матрешек, особенность дизайна.
Вариант содержания беседы. «Эти игрушки делают народные мастера в селах Дымково, Филимоново, в Полхов-Майдане, деревне Семеново, и поэтому игрушки называются: филимоновские свистульки, дымковские расписные игрушки, семеновские матрешки и т. д. Эта народная игрушка (учитель указывает на матрешку) изображает русскую девушку Матрену. Она одета в русский костюм: сарафан, передник и платок. Таких девушек можно было раньше увидеть в деревне. Форма игрушек и их украшения узором просты и красивы. Народный мастер выбирал яркие цвета, чтобы раскрасить игрушки. Узор повторяет форму игрушки так, чтобы ее было лучше видно, чтобы она была еще красивее», и т. д.
* * *
Первое занятие, посвященное изучению некоторых особенностей работы над композицией (взаимосвязи изображения с изобразительной плоскостью), целесообразно проводить после того, как дети попробуют слепить из глины или пластилина понравившиеся игрушки (например, русскую матрешку, абашевскую свистульку или др.). На следующем этапе можно начать работу с подвижной аппликацией. Учитель заранее подготовит к уроку силуэты или рисунки фигурки матрешки разных размеров: большой, средней, маленькой по величине (матрешка большая, средняя, маленькая)
(рис. 3).
Можно показать три объемные матрешки разной величины, а затем их рисунки или силуэты, вырезанные из плотной бумаги,- Осмысливаются значения слов: большая, средняя, маленькая.
Вслед за этим учитель приступает к обучению детей приемам поиска соответствия между размером, формой изображения и изобразительной плоскости (рис. 4).
На этом этапе применяются различные виды работы. Учитель, например, может воспользоваться магнитной доской, и, прикладывая к одному листу бумаги матрешки разной величины, задать вопрос: «Красивая ли получилась аппликация?» Однако будет более правильно, если учитель даст детям возможность сравнивать не в уме, что вызывает у глухих и слабослышащих первоклассников большие затруднения, а наглядно. Для этого нужно несколько силуэтов (или рисунков) матрешек и несколько листов для фона аппликации. На глазах у детей учитель будет накладывать силуэты матрешек на фон и просить их, сравнивая, решать, какая из аппликаций лучше и почему.
Так, сравнивая аппликации (рис. А, а, б, в) дети легко устанавливают, что красивее аппликации на рисунке 4, б. Возможно, что они даже сами смогут объяснить, что первая аппликация некрасивая, потому что матрешка очень большая. Учитель дополняет, что матрешка заняла много места, весь лист, поэтому аппликация некрасивая. Обращаясь к аппликации на рисунке 4, в, учитель (или сами учащиеся) отмечают, что матрешка на ней изображена очень маленькая. Демонстрируя еще раз верно сделанную аппликацию (рис. 4, б), учитель снова обращает внимание учащихся на соответствие размеров матрешки и листа бумаги.
После этого неверно сделанные работы (рис. 4, а, в) убираются и предлагается для сравнения аппликация, где не учитывается протяженность формата (рис. 4,6, г). Учащиеся отвечают на вопрос: «Какая аппликация красивее?»
Показывая учащимся, что красивее аппликация на рисунке 4, б, учитель использует жест, подчеркивающий протяженность фигуры и соответствующего направления протяженности листа бумаги.
Далее детям нужно помочь осмыслить значение понятий «середина» и «край» (листа бумаги). Для этого дети снова сравнивают аппликации (рис. 4,6, д,е). Учитель отмечает, что две аппликации (рис. 1,0, е) сделаны неверно, потому что матрешки наклеены у «края листа», а аппликация (рис. 4,6) сделана верно, потому что матрешка наклеена в середине листа.
Обучающая часть урока завершена. На следующем этапе нужно предложить учащимся самостоятельную работу. Каждому ученику раздается лист тонированной бумаги и по три вырезанных силуэта (или рисунка) матрешек (слишком большой, средний и маленький). Дети наклеивают выбранный силуэт матрешки на бумагу. Выбор матрешек в процессе работы над аппликацией способствует включению мыслительной операции сравнения. Ценно в этом методе работы также и то, что ученик, выбрав нужный объект, реально передвигает его на плоскости, располагая в пространстве этой плоскости.
Четвертый этап работы — рисование матрешки. Учитель показывает объемную матрешку, образец рисунка матрешки и сообщает: «Нарисуем матрешку вот так». Далее следует демонстрация изображения на доске (рис. 5, 6). Последовательность изображения учитель сопровождает такими высказываниями: «Положу лист вот так», «Нарисую матрешку вот здесь, вот такой величины», «Проведу линию вот так. Линия тонкая», «Нарисую вот так: здесь голова, здесь туловище матрешки», «Форма матрешки вот такая», «Нарисую у матрешки голову, туловище, руки», «Украшу одежду матрешки красивым узором», «Распишу матрешку красками».
Последовательно изображая матрешку, учитель соотносит каждую линию с натурой и итогом изображения — рисунком. После объяснения схема последовательности изображения и натура (объемная матрешка) не убираются.
В процессе изображения (индивидуально, а затем фронтально) закрепляется словарь: нарисовал матрешку, середина (край) листа, части тела, форма и размер (величина) матрешки, расписываю красками, красивая матрешка, красивый рисунок, украшаю одежду матрешки узором.