Цветовые соответствия по И. Цану

Белый Желтый Красный Синий Черный
Чистый свет   Очень легкая тень Окрашенный свет Тень   Темнота  
Радость   Омраченная радость   Чувствитель-ность, смешанная с горечью Строгость   Горечь  
Огонь Эфир Воздух Вода Земля
Детство Юность Молодость Возмужалость Старость
Ум, разум   Внимание   Безумие   Празднич-ность   Неизвестность  
Бог Ангел Человек Зверь Растение
Высокий звук первой струны   Вторая струна лиры   Средняя нота   Предпослед-няя нота   Самый низкий звук последней струны

[1, С.33].

Были и попытки произвести основные цвета от четырех стихий; Леон-Баттиста Альберти считал, что основных цветов - четыре, и прилагал к каждой известной ему «стихии» определенный цвет:

огонь - красный; воздух - голубой; вода - зеленый;

земля - серый или пепельный[6, С .25].

Условное применение цвета в изображении вписывается в картину мышления примитивных народов. Им был свойственен синкретизм (то есть неразрывное единство вещей, которые мы сейчас можем отделить друг от друга). Например, мы легко можем представить себе танец без музыки и еще легче - музыку без танца, а для примитивного племени танец и музыка - все вместе неразрывное целое. Аппарат абстрактных, отвлеченных понятий не был еще разработан у примитивных народов. Но, по мере развития абстракций, цвета в изображении приобретали иное значение. И. Маца пишет: «Переходящее к обобщениям, к абстрактным понятиям искусство следующего периода приносит с собой новый, соответствующий общему его содержанию элемент - элемент цветовой символики»[34, С.213].

Джек Тресиддер проделал огромную работу, собрав целую библиотеку цветовых символов. Приведем лишь некоторые из них.

Цвета, по данным Тресиддера, имеют обширный и сложный диапазон символических значений. Обобщения относительно определенного символизма любого из цветов сделать весьма трудно. Конечно, черный и белый (или светлый и темный) совершенно четко имеют разные значения и противопоставлены друг другу. Однако в некоторых культурах цвет смерти и траура - черный, в других - белый. Красный (цвет крови) обычно связывают с жизненным началом, активностью, изобилием, но в кельтском мире красный — знак смерти, а в Египте — знак угрозы. Эксперименты ученых показали, что некоторые цветовые ассоциации претендуют на то, чтобы иметь общечеловеческое значение. Красный повсеместно отмечается как сильный, «тяжелый», эмоциональный. Синий единодушно признан «хорошим». Люди предпочитают скорее светлые тона цвета, нежели темные, и «легкие» цвета - более популярны. Цвета, сильнее всего привлекающие наше внимание, — красный, желтый, зеленый и синий (последний чаще выбирался детьми).

Наиболее последовательная символика цветов связана с природой и природными явлениями. Так, зеленый символизирует потенцию в засушливых областях, по этой причине, вероятно, стал священным цветом ислама, который зародился в пустынях Аравии. Золото повсеместно связывается (и совершенно закономерно) с солнцем, поэтому обозначает просветление, свет, власть. Синий ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизирует дух и истину. Религиозные учения нередко придавали цветам иные значения. Так, желтый имеет первостепенное значение в Таиланде не потому, что ассоциируется со светом и пламенем, а потому, что Будда выбрал его, чтобы символизировать отказ от материального мира (одежду желтого цвета обычно носили преступники и нищие). У христиан белый — символ света, чистоты, радости, в противоположность траурному черному, хотя в других культурах эту роль выполняет белый. Множество сложных систем цветовой символики охватывают практически все области знания — от планет и первичных элементов до сторон света, металлов и веществ в алхимии, органов и частей тела. [44, С. 400-401].

Так, белый цвет - абсолютный цвет света и поэтому - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Хотя он имеет и некоторые негативные значения - страх, трусость, капитуляция, холодность, пустота и бледность смерти, белый - позитивная сторона антитезы «черное - белое» во всех символических системах. Отсюда - белый рыцарь и черный злодей. Его использование для траурных одежд, традиционно бесцветных в Китае, белых в Древнем Риме и в течение многих лет в основном белых по всей Европе, скорее символизировало не печаль, а посвящение в новую жизнь, ожидающую умершего.

Белый - почти универсальный символ посвящения, новообращенного или неофита. Слово «кандидат» происходит от латинского «candidus», означающего «ослепительно белый». Это безупречный христианский цвет крещения, конфирмации, бракосочетания и других ритуалов, символизирующих переход в иное состояние. Как цвет духовности и святости, истины и откровения, его носили друиды и другие священнические касты как в языческом, так и в христианском мире. С тем же священным значением белый был цветом жертвенных приношений.

Связь между светом и радостью делает белый цвет ассоциирующимся с праздниками. Белые яйца символизируют сотворение, белый голубь - мир и Святой Дух, белым был райский остров, белая — лилия невинности. Белый символизирует чистоту даже в Китае, где он также часто ассоциировался с вероломством, смертью, осенью и возрастом. Значимый контраст между ослепительно белым и мертвенно-бледным объясняет некоторые из этих явных противоречий.

В европейском фольклоре призраки, вампиры и другие злые духи имели мертвенно-белые лица, как скандинавская Хель среди других богинь смерти в мифологии. Смерть - Конь Бледный в Откровении. Как белый цвет может символизировать и жизнь и смерть, также он может ассоциироваться с востоком и западом, с рассветом и закатом [44, С. 23].

Желтый цвет - из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике - от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим свадебным цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства ими Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую «звезду Давида» во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом и болезней объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина — желтый крест ставили на чумных домах. Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих листьев и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм, из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения и отделения от суетного мира[44, С.96-97].

Зеленый цвет - в основном позитивный символ, что видно из его использования в современной дорожной сигнализации («идите»). Повсеместно ассоциируется с жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, обновлением, свежестью, плодородием и надеждой); он получил новый мощный символический резонанс как современная эмблема экологии. Традиционно его духовный символизм наиболее важен в исламском мире, где он был священным цветом Пророка и Божьего провидения, а также в Китае, где зеленый нефрит символизировал совершенство, бессмертие или долгожительство, силу и магическую власть - цвет особенно ассоциировался с династией Минь. Зеленый является также эмблематическим цветом Ирландии, «Изумрудного острова», - эпитет, тонко связанный с кельтской традицией, в соответствии с которой добродетельные души отправлялись в путешествие на зеленый Остров блаженных (Tir nan Og).Изумрудно-зеленый -христианская эмблема веры, предполагаемый цвет Святого Грааля в христианской версии легенды. Зеленый встречается как цвет Троицы, Откровения и в раннем христианском искусстве — цвет креста и иногда одежды Девы Марии.

В языческом мире зеленый был более широко связан с водой, дождем и плодородием, с богами и духами воды и с женскими божествами, включая римскую богиню Венеру. Это женский цвет в Мали и Китае. Зеленый дракон в китайской алхимии представляет принцип «инь», ртуть и воду. Так как этот цвет символизировал рост, зеленый лев в западной алхимии символизировал первоначальное состояние материи.

Второй поток символов имеет двойственное значение. Многие традиции проводят различие между темно-зеленым (в буддизме цвет жизни) и бледно-зеленым - оттенком смерти. Зеленый цвет на изображениях бога Осириса в египетской иконографии символизировал его роль как бога смерти и новой жизни. В английской идиоматике зеленый означает незрелость, а также это цвет зависти и ревности («Чудовище с зелеными глазами», — говорил Яго о ревности, обращаясь к Отелло). Это цвет болезни, хотя в психологии занимает холодную, нейтральную позицию в цветовом спектре и часто считается успокаивающим, «терапевтическим» цветом — отсюда его использование в качестве символического цвета аптек. Хотя зеленый — преобладающий цвет природы и чувственного мира, он часто связан с потусторонним миром — это мистический цвет эльфов и маленьких человечков из космоса. Даже сатану иногда изображают зеленым, возможно из-за того, что зеленоватый оттенок имеет нездоровая кожа[44, C.108-109].

Коричневый цвет означает смирение, отречение, бедность - символизм, вероятно произошедший от очевидных и закономерных ассоциаций с неплодородной глинистой почвой. Отсюда - и коричневые одежды христианских монашеских орденов. Однако на Востоке коричневый также был цветом великой китайской династии Сунь. Фрейд по этому поводу утверждал, что коричневый цвет ассоциируется с экскрементами, что находит подтверждение как в ранних, так и в современных культурах [44, С. 161].

Красный цвет расценивается как активный, мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости.

Красный — эмблематический цвет как богов солнца, так и богов войны и власти в целом. В символизме присутствует и негативный аспект — его иногда связывали со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета и змееподобного бога Хаоса - Апепа. В кельтской традиции смерть выглядит как красный всадник. Более часто, однако, его символизм носит позитивный характер. В Китае, где красный был цветом династии Шу и юга, его считали счастливейшим из всех цветов и связывали с жизнью, благополучием, энергией и летом. Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность, но в Азии красная метка имела защитное значение. В китайском театре красная краска на лице актеров выделяет их как избранных. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы «вписать жизнь» в мертвых. Даже в христианстве, где красный в основном символ самопожертвования Христа, его Страстей, он был также эмблемой воинов Господа — крестоносцев, кардиналов и паломников. Праздники и дни святых отмечены в календаре красным, что стало основанием для появления выражения «красный день». В алхимии красный символизирует серу и очищающий огонь [44, С. 167-168].

Синий цвет, по Тресиддеру, может означать бесконечность, вечность, истину, преданность, веру, чистоту, целомудрие, духовную и интеллектуальную жизнь, - ассоциации, которые возникли во многих древних культурах и выражают общую мысль, что синий цвет неба - наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Он является атрибутом многих небесных богов, таких, как Амон в Древнем Египте, шумерская Великая Мать, греческий Зевс (в римской мифологии Юпитер), Гера (Юнона), индуистские Индра, Вишну и его воплощение с голубой кожей — Кришна. Синий цвет связан с милосердием в иудаизме и с мудростью в буддизме. Согласно народной традиции, в Европе он означает верность, я Китае образованность и счастливый брак. Ассоциации между голубой кровью и аристократией происходит от часто применяемой французскими аристократами в средние века клятвы «кровью Бога» где эвфемизмом «Бога» было слово «голубой», что со временем привело к сленговому выражению «un sang-bleu» ( «голубая кровь»). Более поздней является идиоматическая связь с меланхолией, возможно имеющая корни в вечерних грустных песнях африканских рабов в Северной Америке («блюзы») [44, С.334].

Фиолетовый цветсвязан со сдержанностью, умеренностью, духовностью и раскаянием, а также с переходом от активного к пассивному, от мужского к женскому, от жизни к смерти. Подобные интерпретации основаны на смешении красного (страсть, огонь или земля) с синим (интеллект, вода или небо). В некоторых изображениях Страстей Христовых Иисус и Мария одеты в фиолетовые одежды. В символике цветов маленькая фиалка также ассоциируется со скромностью или смирением — символизм фиалок в сценах поклонения волхвов, где они являются ссылкой на целомудрие Девы Марии и на кротость Младенца Иисуса Христа. В Риме венки из фиалок были символом воспоминания. Их также надевали на пирах, чтобы остужать разгоряченное лицо[44, С.394].

Наконец, черный цвет почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует тьму смерти, невежество, отчаяние, горе, желание, скорбь и зло (сатану называют князем тьмы), низшие уровни или ступени мироздания (загробный мир, первичный хаос в алхимии) и зловещие предсказания. Черный дрозд является христианским символом искушения. Согласно поверьям, которые закрепились и в современной английской идиоматике, черный цвет — синоним несчастья: черные кошки, черные дни, черные метки, черный шар. Как цвет скорби он демонстрирует потерю и утрату. Как цвет христианских и мусульманских священников он отражает уход от жизненной суеты. Черный также считается цветом мщения в исламе. Однако в Древнем Египте и некоторых других древних культурах черный цвет имел более позитивный символизм. Цвет земли и дождевых облаков, он символизировал также тьму материнского лона (в этом контексте иконы Черной Девы не так уж и загадочны). Черный являлся цветом древнеегипетских богов Анубиса (который препровождал души в загробный мир) и Мина, бога урожая. Греческая богиня охоты Артемида Эфесская (в римской мифологии Диана) изображалась иногда с черными ладонями и черным лицом. Индуистские богини Кали и Дурга (супруги верховных божеств) также изображались чернокожими, что отражало дуалистическое единство Света и Тьмы, необходимое для продолжения жизни. Эта же идея выражена и в черно-белом китайском символе «инь - ян» (мужское и женское начало) [44, C. 410-411].

Если говорить о цветовых символах, не лишним будет вспомнить о символическом значении цветов российского флага. Этот триколор - не изобретение современности. Известно, что с 1693 года Петр I использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «флага царя Московского». Белый цвет означал свободу, синий - покровительство Богородицы, красный - державность. Сейчас российский триколор приобрел новое, но, скорее, неофициальное объяснение символики цветов: белый - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - вера и верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Неважно, в силу каких именно причин тот или иной цвет приобрел приписываемое ему символическое значение; гораздо важнее тот факт, что символизация всегда означает отрыв от первоначального (каков бы он нибыл) смысла, и представляет собою абстракцию.

Но если цветовое решение есть результат последовательного построения абстракций - нам не избежать вывода, что цвет в изображении является одним из компонентов фабулы.

Фабула изображения – это та часть заключенной в изображении информации, которая может быть адекватно передана словами.

Следует напомнить, что фабула может быть как внешней, так и внутренней.

Наши рекомендации